Часть пятая. Минск - Хатынь.
Первая часть Вторая часть Третья часть Четвертая часть
Прибываем в Минск. Стараемся рационально использовать время. пятый день колесим по Беларуси, накапливается усталость, и тем не менее время хочется использовать рационально и максимально полезно. Начинаем осмотр города
Я лично бывал в Минске несколько раз, это облегчает ориентирование и планирование ради тех среди нас, кто в Минске впервые. Погода по-прежнему радует и позволяет выжать из поездки максимум.
Прошлись по Немиге. И просто посмотреть центр города, и поесть
Питание в Беларуси - это отдельная песня. Хлеб - обычно трехдневной давности, когда в Турове купили местной колбасы, чтоб отведать продукции местной мясной промышленности, возникла необходимость приобрести хлеб. В местном магазинчике хлеб лежал в огромной коробке без сортировки на белый-серый, батон-кирпич, и прочие индивидуальные особенности. Никакой пленки и мешочков-пакетиков. Судя по внешнему ввиду возникло предположение, резко превратившееся в уверенность, что хлебушку лет 8. Попросив продавца(-щицу) хлеба свежего, та с радостью убежала в подсобку и с криком "вот, вчЭрашнЭнькЫй" вынесла формовочный крипичик, который был не лучше того, что в коробке. И так везде, и в столицах, и в местечках. На попытку прояснить данный вопрос в столице, отчего хлеб в лучшем случае вчерашний, был получен вразумительный ответ: "Если мы будем печь хлеб утром, когда же нам его продавать?" Сраженные наповал простой житейской логикой, смирились и жевали то, что дают. А варианты?.....
И потому, чтобы уже не рисковать потерей времени, ибо оно нам дорого, отправляемся в местный Макдак, это ж ресторан реактивного ускоренного питания все-таки.
Беларусь также, как и Россия, под санкциями, потому Макдак замаскирван под фирменным наименованием МакБай (Maк.by), как бы намекая - "Мак, прощай" (Mac, bye).
Но не тут то было!
Это где угодно МакДак - ресторан скоростного питания, но не в Беларуси. Тут все и везде предельно медленно, белорусы как бродячие монахи - каландары сурового и могучего братства накшбендиев в Самарканде времен Хромого Тимура, неторопливы, ибо каландары считали, что все уже расписано Всевышним, и куда тебе суждено успеть - ты успеешь, если не суждено - не успеешь. Что и как считают белорусы - неведомо, их мысли - как черный лес в Беловежской Пуще.
Ужин в МакДаке все-таки сделал свое дело, накатывает сон, и мы, утомленные долгой дорогой, отправляемся на отдых.
Утро следующего дня. Направляемся в Хатынь. Заезжаем на заправку, интернета нет по всей республике, оплата картой невозможна. Собираем всю мелочь по карманам, заправляем что-то около 8 литров дизеля, едем в Хатынь. 8 литров нам вполне достаточно, до Хатыни и обратно около 100 км, расход около 6 литров на 100 км. В такие минуты понимаешь, как мелок человек и как велик Интернет. Вернее, как велика зависимость человека от Сети. Так-то. Заболеешь гордыней - вспомни и излечись.
Уничтожение Хатыни — акция 22 марта 1943 года, проведённая карательным отрядом (118-й батальон шуцманшафта и особый батальон СС «Дирлевангер») из мести за убийство нескольких немецких военнослужащих окрестными партизанами, в соответствии с принципом коллективного наказания 149 жителей Хатыни (в том числе 75 детей) были сожжены заживо или расстреляны за возможное оказание жителями деревни помощи этим партизанам.
В ночь с 21 на 22 марта 1943 года в Хатыни заночевали партизаны из партизанской бригады «Дяди Васи» (Василия Воронянского). Утром 22 марта они ушли в сторону Плещениц. Одновременно из Плещениц им навстречу в направлении Логойска выехала легковая автомашина в сопровождении двух грузовиков с карателями из 118-го батальона шуцманшафта 201-й немецкой охранной дивизии (в батальоне служили преимущественно этнические украинцы).
Около 10:00 утра 22 марта 1943 года Ханс Вёльке, ехавший из Плещениц в Минск в сопровождении двух автоматчиков, был убит в перестрелке с партизанами бригады Василия Воронянского недалеко от деревни Хатынь, оккупированной гитлеровцами Белорусской ССР. По немецким данным, Вёльке, получивший ранение в плечо при обстреле автомобиля, сумел самостоятельно выбраться из него и попытался убежать, однако был застрелен. Гитлеровцы были взбешены гибелью Ханса Вёльке, который в 1936 году стал чемпионом Олимпийских игр в толкании ядра и был лично знаком с Гитлером.
Надо отметить, что формирование 118-го и 115-го шуцманшафт батальонов началось в Киеве весной 1942 года преимущественно из пленных бойцов РККА, содержавшихся в киевском и окрестных лагерях военнопленных. Одна из рот 118-го батальона была сформирована из военных 115-го шуцманшафт батальона. Командовал батальоном бывший польский майор Константин Смовский, начальник штаба — бывший старший лейтенант Красной Армии Григорий Васюра, командир взвода — бывший лейтенант Красной Армии Василий Мелешко. Немецким «шефом» 118-го вспомогательного батальона был майор полиции Эрих Кёрнер.
Батальон участвовал и в других операциях. 13 мая Васюра возглавлял боевые действия против партизан в районе села Дальковичи. 27 мая батальон проводит карательную операцию в селе Осови, где были расстреляны 78 человек. Далее последовала карательная операция «Коттбус» на территории Минской и Витебской областей — расправа над жителями сёл возле Вилейки — Маковье и Уборок, расстрел 50 евреев у села Каминская Слобода. За успешное выполнение поставленных задач гитлеровцы присвоили Васюре звание лейтенанта и наградили двумя медалями.
Жители деревни ничего не знали об утреннем инциденте, в ответ на который был применён принцип общего коллективного наказания, нарушающий все правила и обычаи ведения войны
По приказу Эриха Кёрнера и под непосредственным руководством Васюры полицейские согнали всё население Хатыни в колхозный сарай и заперли в нём. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни были многодетные семьи: так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких — семеро. В сарае заперли также Антона Кункевича из деревни Юрковичи и Кристину Слонскую из деревни Камено, которые оказались в это время в Хатыни. Сарай обложили соломой, облили бензином, переводчик-полицейский Лукович поджёг его.
Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать; но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов, автоматов и винтовок. Приказ открыть огонь отдали Кёрнер, Смовский и Васюра. Стрельба прекратилась лишь тогда, когда затихли крики и стоны и обвалилась крыша сарая.
В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Спастись тогда удалось двум девушкам — Марии Федорович и Юлии Климович, которые чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета (позднее и эта деревня была сожжена оккупантами, и обе девушки погибли). Сама деревня была уничтожена полностью.
Из находившихся в сарае детей в живых остались семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой; ребёнок, раненный в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме. Ещё троим — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — также удалось скрыться от нацистов.
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887—1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе (на фото выше).
Одному из выживших жителей Хатыни — Антону Барановскому — 22 марта 1943 года было 12 лет. Он никогда не скрывал правду о событиях в Хатыни, открыто об этом говорил, знал имена многих полицаев, сжигавших людей. В декабре 1969 года — через 5 месяцев после открытия мемориального комплекса — Антон погиб при невыясненных обстоятельствах.
Последний свидетель сожжения Хатыни, Виктор Желобкович, скончался в 2020 году.
В 1969 году на месте деревни был открыт мемориальный комплекс «Хатынь», как символ и в память о массовом уничтожении нацистами и коллаборационистами мирного населения на оккупированной территории СССР.
Откровенно тяжелые ощущения от всей трагедии, не особо хочется делать фото.
На мемориальный комплекс ушло время практически до обеда, возвращаемся в Минск. Пора принимать пищу и посвятить время Минску.
Направляемся в центр города.
Минск впервые упоминается в летописях 1067 году, когда происходили междоусобные войны между сыновьями Ярослава Мудрого и полоцким князем Всеславом.
Дважды город разорялся Владимиром Мономахом, а затем Минск исчезает со страниц исторических документов, поскольку стал провинциальным городком Великого княжества Литовского и Русского, затем Речи Посполитой. И лишь после присоединения к России в 1793 году становится центром Минской губернии, и приобретает местное значение, начинает застраиваться и развиваться.
Ныне Минск красив, чист, ухожен, комфортен.
Свято-Духов кафедральный собор.
Это православный храм, но имеет вид католического костела. Однако узнав историю сооружения, все становится понятным.
История собора началась в 1633—1642 годах, когда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок. В начале 1860-х годов бывший монастырский храм был обращён в православную церковь, которую освятили в честь святых Кирилла и Мефодия. В 1918 году монастырь был закрыт. Храм был перепрофилирован под спортивный зал для пожарной команды, затем архив. Примерно с 1929 года в подвалах держали арестованных. Кресты с башен сняли, образы и другие церковно-исторические ценности исчезли. Свято-Духов монастырь возрождён в 1943 году. В 1947 году над собором установили кресты. В первой половине 1950-х годов во внутренней части храма был проведён капитальный ремонт. В 1961 года Свято-Духову храму был присвоен статус кафедрального собора Минской епархии.Реставрация храма проведена в конце 1970-х — начале 1980-х годов.
Монастырь бернардинцев — часть некогда существовавшего в Минске бернардинского комплекса, включавшего также стоящий рядом монастырь бернардинок.
Монастырь основан в 1624 году красносельским старостой Андреем Кенсовским и его братом Яном. Первая — деревянная — церковь монастыря была отстроена в 1630-х годах, однако сгорела вместе со всеми другими постройками в пожаре 1644 года.
В 1652 году в монастыре отстроены каменный храм Святого Иосифа Избранника Пресвятой Марии Девы и монастырский корпус. Монастырский комплекс несколько раз горел в пожарах (1656, 1740, 1835), однако каждый раз реставрировался и перестраивался. Наиболее основательная перестройка была осуществлена в 1752 году: архитектурные формы монастырских зданий приобрели черты барокко.
К концу XVIII — началу XIX веков монастырь бернардинцев занимал целый квартал (ограниченный улицами Большой и Малой Бернардинскими, Зыбицкой и площадью Верхнего рынка). Ансамбль монастыря состоял из храма с пристроенным к нему братским корпусом (они образовывали замкнутое каре вокруг внутреннего двора) и прочих каменных и деревянных строений (в том числе трапезной, школы, госпиталя, конюшни, пивоварни). Монастырь был обнесен высокой каменной оградой с несколькими воротами, главные из которых располагались перед церковью.
В 1860-е годы монастырь был упразднён, здание конфисковано у церкви в 1864 году за участие верующих в Январском восстании.
Бывшая Церковь Святого Иосифа реставрировалась в 1983 году. Сейчас в здании бывшей церкви располагается архив научно-технической документации и архив литературы и искусства Беларуси. В нескольких сохранившихся корпусах монастыря до последнего времени располагались военные комендатура и прокуратура.
Очень красивый фонтан.
Идем к католическому собору. Собор Пресвятого Имени Пресвятой Девы Марии.
Архикафедральный Собор Пресвятого Имени Пресвятой Девы Марии - памятник архитектуры, включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Храм был построен в 1700—1710 гг. как церковь при иезуитском монастыре, в связи с чем также известен как «костёл иезуитов». История общества Иисуса в Минске начинается в середине XVII века, когда в город прибыли первые члены общества. В 1683 году было начато строительство монастыря, а 24 октября 1700 года был заложен каменный монастырский храм. Благодаря многочисленным пожертвованиям строительство шло быстро, в 1708 году был закончен интерьер. В последующие несколько десятилетий храм претерпел ряд перестроек. В 1773 году под давлением светских властей европейских стран орден иезуитов был временно запрещён папой Климентом XIV, в связи с чем иезуитский храм Минска получил статус обычного приходского. В 1798 году был создан Минский диоцез, и храм изменил свой статус, став кафедральным собором, освящённым в честь имени Пресвятой Девы Марии. В 1800 и 1853—1854 годах в храме проходили реставрационные работы. В 1951 году храм был закрыт, его две башни снесены, а центральный фасад значительно перестроен, в здании до начала 1990-х находился «Дом физкультурника». В 1993 году храм вернули Католической церкви, в 1997 году он был повторно освящён. В ходе реставрационных работ в 1990—2000-х годах был полностью восстановлен его первоначальный облик.
12 лет (ух ты!!!! уже 12!!!) назад при посещении этого храма удалось посмотреть крестины, венчание и причащение, послушать орган при отправлении службы. Удачный был день!
Заканчиваем знакомство с внутренним убранством храма, снова идем к площади.
Денек отличный, солнечно, тепло, и ветер помогает не перегреться.
Идем к площади Победы
Вечерний Минск в тёплое время года - это необыкновенное удовольствие от прогулок.
Темнеет, Минск начинает зажигать огни города.
Заканчивается день. Оставляем на утро пару мест для осмотра, идем отдыхать.
Белорусский язык очень удобен. Если грамотен - пиши по-русски. Если с русским плохо и пишешь как слышишь - говори, что хочэшь размовляць па-беларуску, и никаких проблем!
Утром сходили к памятнику жертв минского гетто в период Великой отечественной войны.
В 1939 году в Минске проживали 70 998 евреев — 29,7 % населения. С сентября 1939 года к ним присоединились около 2000 евреев — беженцев из Польши. Гетто было одним из самых крупных в Европе, а на оккупированной территории СССР занимало второе место по количеству узников после Львовского. Через Минское гетто прошло около 120 000 евреев, из которых минимум 105 000[3] погибли. Бежать из гетто, по разным оценкам, удалось от 6000 до 10 000 человек, около 5000 из которых выжили.
На этом заканчиваем пребывание в Минске, едем домой, по пути имеем намерение заехать в Катынь и Смоленск, в Смоленске посмотреть древний смоленский кремль.
Катынь (созвучно с "Хатынь") стала известна в связи с массовым расстрелом польских офицеров. Что там произошло на самом деле - до сих пор тайна и загадка.
В трапезной нас так отменно накормили борщом, рыбными котлетами и напоили чаем - после белорусской кухни как-то стало лучше и веселее. Порадовал свежий хлеб (наконец-то!). Спасибо хозяйке трапезной и поварам. Мало того, что вкусно, еще и дешево!
Выезжаем сытые и довольные в Смоленск. Но нас ждало разочарование: навигация не работает, GPS в городе отключен еще с 23 года (по словам местных), ямы в городе по колено глубиной, и до ома еще 400 верст. Набрали Макдаковской снеди себе в дорогу, и в путь. Вечером были дома, Путешествие окончено, все счастливы, полны восторгов и ярких впечатлений.
Спасибо за просмотр.
На этом вояж в Беларусь завершен.
Всем прочитавшим - здоровья!
Это финальная статья. Начало тут:
Если понравилась статья - поставьте лайк, и подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.
Спасибо тем, кто дочитал!