Писать обзоры на книги по лит. мастерству или литературоведению - занятие непростое, велик шанс получить саммари. Когда я только завел этот канал, то одной из рубрик хотел сделать как раз таки обзор книг по лит. мастерству и даже три таких написал. Сдался на Труби. Нет, не то чтобы мне не понравилась его книга - наоборот! очень даже пришлась по душе! Просто... Ее очень долго пересказывать, а ограничиваться простым "рекомендую" не хотелось.
При перезапуске канала было решено рубрику возродить, но немного в другом варианте - буду делать подборки по пять книг и кратенько говорить что да как в ней, понравилась или нет. Заодно посчитаю: сколько этого добра прочитано! [Люблю статистику О:-)]
1. Стивен Кинг "Как писать книги"
Аннотация:
«Как писать книги» Стивена Кинга – это автобиографический трактат от мастера ужасов, рассказывающий о его долгом творческом пути. Книга состоит из двух частей: биографии «Жизнеописание» и практических советов для авторов «Что такое писательство».
Первая часть посвящена наиболее ярким событиям из жизни Стивена Кинга с того момента, как ему исполнилось два года. Большая часть раздела повествует о детстве и школьных годах. Описанные события позволяют сделать интересные выводы о том, как формировались личность писателя, его взгляды, отношение к людям.
Во второй части Кинг дает практические советы авторам, тем, кто только начинает свой творческий путь. Он приводит хорошие и плохие, по его мнению, отрывки из реальных литературных произведений, объясняя ошибки и подчеркивая преимущества.
Мне нравятся книги дедули Кинга - почти все прочел, кроме нескольких последних, начиная с цикла Холли Гибни. Неудивительно, что я и до этой книги добрался задолго до того, как решил начать читать что-нибудь по лит. мастерству и всего, что с ним связанно. Потому я не был разочарован, вместо четких структурированных советов "как писать книгу" получив историю о том, "как пишутся книги" на примере самого короля ужасов. Мне она даже понравилась.
Некоторые мои знакомые писатели эту книгу не любят, а некоторые даже ругают. А мне она очень нравится. Потому что я люблю читать Стивена Кинга. Потому что я согласен с основным посылом книги:
Меня часто спрашивают, может ли, по моему мнению, начинающий автор получить пользу от курсов и семинаров. Те, кто об этом спрашивает, чаще всего ищут магическую пулю, или секретный ингредиент, или волшебное перо Дамбо, а ничего из этого в классах и коридорах не найдешь, как бы ни заманивали проспекты. Я лично сомневаюсь в действенности курсов для писателей, но я не против них.
Магического ингредиента нет, что бы там не показывали в фильме "Область тьмы". А потому остаются три кита, на которых стоит хороший писатель: чтение, написание книг, саморазвитие.
Подробнее о книге я пытался писать здесь.
2. Рэй Брэдбери "Дзен в искусстве написания книг"
Аннотация:
«Каждое утро я вскакиваю с постели и наступаю на мину. Эта мина – я сам», – пишет Рэй Брэдбери, и это, пожалуй, и есть квинтэссенция книги. Великий Брэдбери, чьи книги стали классикой при жизни автора, пытается разобраться в себе, в природе писательского творчества. Как рождается сюжет? Как появляется замысел? И вообще – в какой момент человек понимает, что писать книги – и есть его предназначение? Но это отнюдь не скучные и пафосные заметки мэтра. У Брэдбери замечательное чувство юмора, он смотрит на мир глазами не только всепонимающего, умудренного опытом, но и ироничного человека. Так, одна из глав книги называется «Как удерживать и кормить Музу». Кстати, ответ на этот вопрос есть в книге, и он прост – чтобы удерживать Музу, надо жить с увлечением и любить жизнь, прислушиваться к ней и к самому себе.
Я люблю Рэя Брэдбери. Но не люблю мотиваторы - они меня раздражают, причем сильнее советов "как жить". Однако эту книгу я все-таки прочитал... Зря? Ну, в общем-то, да.
Если вы, в отличие от меня, мотиваторы любите, то эта книга для вас! Если вам нужно немного позитива и мотивации в творчестве, то Рей Брэдбери отличный выбор. Если вы хотите конкретных советов, то следует обратить внимание совсем на другие книги.
Подробнее о книге я писал здесь.
3. Айн Рэнд "Искусство беллетристики"
Аннотация:
Книга Айн Рэнд "Искусство беллетристики" - это курс об искусстве беллетристики, прочитанный ею в собственной гостиной в 1958 году, когда она находилась на пике творческой активности и была уже широко известна. Слушателями Айн Рэнд были два типа "студентов" - честолюбивые молодые писатели, стремящиеся познать тайны ремесла, и читатели, желающие научиться глубже проникать в "писательскую кухню" и получать истинное наслаждение от чтения.
Именно таким людям прежде всего и адресована эта книга, где в живой и доступной форме, но достаточно глубоко, изложены основы беллетристики. Каждый, кто пробует себя в литературе, или считает себя продвинутым читателем, раскрыв книгу, узнает о природе вдохновения, о роли воображения, о том, как вырабатывается авторский стиль, как появляется художественное произведение.
Хотя книга прежде всего обращена к проблемам литературы, она тесно связана с философскими работами Айн Рэнд и развивает ее основные идеи об основополагающей роли разума в человеческой жизни, в том числе и в творчестве.
Один знакомый писатель очень любит Айн Рэдн - "Атланта", "Источник" и т.д. Он же порекомендовал однажды ее книгу "Искусство беллетристики" для саморазвития на творческом пути. И так как книги этого писателя мне нравились, то от посоветанного "Искусства беллетристики" я ожидал некого откровения. почти волшебства, но... Что-то пошло не так (с), и в книге я разочаровался, хотя дельные советы там, несомненно есть, правда, поданы они так, что следовать им не очень-то хочется.
Возможно, дело в личном восприятии, только есть книги по лит. мастерству гораздо лучше этой. Эту не советую.
Подробнее о книге я рассказывал здесь.
4. Джон Труби "Анатомия истории"
Аннотация:
Джона Труби, всемирно известного голливудского сценариста и педагога, называют «сценарным доктором», способным «вылечить» даже самый безнадежный текст. Среди его учеников – сценаристы, режиссеры и продюсеры таких известных фильмов, как «Пираты Карибского моря», «Люди Икс», «Шрек», и многих других. Создание истории Труби преподносит как увлекательный процесс, своего рода конструктор, в котором каждой детали предназначено свое место, а задача сценариста – безошибочно подобрать нужную деталь и найти ей место в слаженном сюжетном механизме. Книга вооружает нас точной оптикой, позволяющей сквозь туман интуитивного поиска сюжетных ходов увидеть четкие схемы и, руководствуясь ими, достигнуть цели – придумать великолепную историю.
Пока что лучшая книга по сценарному мастерству, которую я прочитал на сегодняшний день. Труби по винтикам разбирает разбирает историю, подробно рассказывая про каждую деталь и ее возможности, после чего собирает обратно. На каждый пункт (шаг) дается несколько примеров на основе довольно известных фильмов (но если вы их не смотрели, ждите спойлеров): мол, может быть так, так и так. То есть вам есть из чего выбрать, пусть и в заданных рамках.
Конечно, кто-то возразит, что это про драматургию и фильмы, но и для написания книг тоже подходит. По крайней мере, ключевые моменты схожи.
В общем, рекомендую.
5. Роберт Макки "История на миллион долларов"
Аннотация:
Рассказывать истории приходится людям разных профессий – не только писателям и сценаристам. Ведь зачастую, обдумывая доклад или презентацию, мы стараемся не ограничиваться скучным набором фактов. Но как рассказать о компании интересно или как сочинить для нее историю, если, кроме разрозненной информации, больше ничего нет? Модное слово «сторителлинг» придумал не Роберт Макки, но именно он, будучи преподавателем сценарного мастерства, к «рассказыванию историй» подошел системно. Он предлагает отказаться от набора сюжетов и создать драматическую структуру: выбрать героя, среди многих событий найти самое важное, нарушающее порядок вещей, перейти к преодолению препятствий, довести дело до кризиса, показать, как герой решается на, может быть, единственно верный шаг и начинает действовать, а затем либо победа, либо… окончательное поражение – каждый волен выбирать свой финал.
Эта книга отчасти похожа на предыдущую, поэтому две подряд читать не рекомендую - есть риск, что они сольются в одну. У меня что-то похожее и получилось, просто Труби я потом еще раз прочитал повторно. А так, если читать одну из них спустя какое-то время, то получится закрепление пройденного. Ну или выбрать одну из двух книг :)
Вот такая получилась подборка из пяти книг. Читали что-нибудь из этого?