Найти в Дзене
Прощай, Союз!

История товароведа по кличке «Король Филипп» / Охота на мебельных спекулянтов

Этого человека за глаза называли — Король Филипп. Он работал товароведом в одном из столичных мебельных магазинов. Такое прозвище он заслужил за связи на самом верху и любовь к роскоши. Король Филипп никого не боялся и брал взятки практически в открытую, но в апреле 1983-го года всё пошло не по плану: делец едва успел принять деньги у очередного посетителя, как в кабинет ворвались оперативники. Они надели на короля наручники. Тот, впрочем, только усмехнулся; всем своим видом он давал понять, что не на того напали. Задержание короля Филиппа весной 1983-го стало финальной точкой операции «Русский лес». Ради неё на время объединились даже вечные конкуренты КГБ и МВД: два ведомства бросили лучшие силы на борьбу с криминальной паутиной, опутавшей мебельный рынок Советского Союза. Но как она появилась? И какую роль в её создании играл этот человек — скромный товаровед с таким нетипичным для советской эпохи прозвищем? В конце 70-х – начале 80-х годов в милицию и прокуратуру всё чаще стали
Оглавление

Этого человека за глаза называли — Король Филипп. Он работал товароведом в одном из столичных мебельных магазинов. Такое прозвище он заслужил за связи на самом верху и любовь к роскоши.

Король Филипп никого не боялся и брал взятки практически в открытую, но в апреле 1983-го года всё пошло не по плану: делец едва успел принять деньги у очередного посетителя, как в кабинет ворвались оперативники. Они надели на короля наручники. Тот, впрочем, только усмехнулся; всем своим видом он давал понять, что не на того напали.

  • Кем на самом деле был этот человек и почему он никого не боялся?
  • Кто в СССР поставил на поток подпольное производство диванов и стенок?
  • Как доставали элитные мебельные гарнитуры из-за границы?
  • Какое состояние сколотили мебельные короли?
  • Как удалось вычислить главаря советской мебельной мафии
  • Почему он был уверен в своей безнаказанности?

Задержание короля Филиппа весной 1983-го стало финальной точкой операции «Русский лес». Ради неё на время объединились даже вечные конкуренты КГБ и МВД: два ведомства бросили лучшие силы на борьбу с криминальной паутиной, опутавшей мебельный рынок Советского Союза.

Но как она появилась? И какую роль в её создании играл этот человек — скромный товаровед с таким нетипичным для советской эпохи прозвищем?

Часть 1

В конце 70-х – начале 80-х годов в милицию и прокуратуру всё чаще стали поступать обращения от возмущённых граждан. Люди писали, что годами не могут купить себе мебель, якобы в магазинах у них вымогают взятки. Если не хочешь платить, жди диван или кресло несколько месяцев или даже лет, и не факт что дождёшься. А уж о стенке и говорить нечего...

Оперативники решили проверить сигналы; за торговыми точками установили наружное наблюдение и первые результаты не заставили себя долго ждать.

* * *

Мебель в Советском Союзе была одним из самых ходовых товаров; с конца 50-х годов советские граждане начали массово переезжать из коммунальных квартир в отдельное жильё. Советский лидер Никита Хрущёв требовал от подчинённых стремительных результатов.

31 июля 1957 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 931 «О развитии жилищного строительства в СССР», в котором законодательно прописывалось, что начиная с 1958 года в жилых домах, строящихся как в городах, так и в сельской местности, должны предусматриваться экономичные благоустроенные квартиры для заселения одной семьёй.

Спрос на мебель был так велик, что производить её поручали даже заводам, которые никакого отношения к стульям и тумбочкам не имели. Надо так надо!

«СССР — страна новоселий»; такой лозунг можно было нередко встретить на агитационных плакатах.

-2

Чтобы обставить долгожданные квадратные метры и приобрести, например, шкаф или диван, сначала получали талоны, затем ждали, когда по почте открыткой пригласят в магазин. Но дело в том, что талоны выдавали только несколько раз в год, и за ними тоже нужно было отстоять очередь.

Дефицит, запутанные схемы распределения и высокие цены — вот три кита, на которых десятилетиями держалась мебельная мафия.

* * *

Оперативники под видом покупателей попробовали приобрести дефицитные талоны на мебель. Даты, когда магазины их распределяли, были известны, места в очереди занимали заранее — с вечера, а то и за несколько дней. Если человек потерял или забыл свой номер, всё приходилось начинать сначала.

Следователи обнаружили, что вокруг этой процедуры тоже существовал теневой бизнес. Оказалось, что часть записавшихся людей — это профессиональные спекулянты; они зарабатывали на том, что продавали своё место в очереди; хочешь стоять не 125-ым, а 25-ым — пожалуйста, четвертной и автоматически продвигаешься к заветным магазинным дверям.

За спекулянтами установили слежку, на каждого завели подробное досье: в них было всё — даты сделок, имена участников, номера машин и даже данные грузчиков, которые работали в этот день.

В результате стало известно, что внушительная часть мебели уходит в Грузию, Армению и Азербайджан; там люди традиционно жили в просторных домах, мебели им требовалось много. К тому же в этих республиках процветал нелегальный бизнес, и у многих водились деньги. Свои капиталы теневики зарабатывали на подпольном производстве одежды, нелегальной продаже овощей, фруктов и цветов. А затем рассчитывали обставить свои дома по последнему слову моды.

-3

Слух о том, что в Москве есть нужный человек, который поможет в этом, среди них разошёлся стремительно. Так впервые в поле зрения оперативников попал Николай Филиппов.

Король Филипп — это прозвище забавляло следователей: рядовой работник торговли получил доступ к дефициту и уже король. Товароведа взяли в разработку. К немалому удивлению, очень быстро милиционеры обнаружили, что он действительно живёт по-королевски.

Наблюдение за Филипповым принесло любопытные результаты: раз в месяц он посещал отделение банка, чтобы сделать крупные вклады. При этом открывал сберкнижки на предъявителя; получить по ним выплату мог любой человек. Выяснилось, что работник торговли живёт в огромной квартире в престижном районе Москвы на Плющихе.

Сыщики ходили за Филипповым буквально по пятам. То он наведывался в ювелирный магазин и покупал украшения для жены, то заглядывал в антикварную лавку и почти ежедневно ужинал в ресторане гостиницы "Интурист", где имел даже свой личный столик.

-4

При его появлении метрдотель и официанты выстраивались в шеренгу. Филиппов мог прийти один или в сопровождении красивой спутницы; он был обаятельным и умел угождать дамам. К тому же никогда не скупился: заказывал лучшие вина и самые изысканные блюда. Особенно любил строганину из оленей вырезки и томлёную утиную ножку под вишнёвым соусом.

Всё это удивляло сыщиков: слишком уж хорошо жил Филиппов, не мог товаровед столько зарабатывать на левом товаре и взятках, что-то здесь не так, значит, у него есть какой-то ещё источник дохода. Но чем же он промышляет?

Оперативники внимательно изучили биографию Филиппова. Будущий король Филипп вырос в бедной семье и жил в коммуналке, где готовили на общей кухне, а спали на старых кроватях с продавленными металлическими сетками.

Однажды его пригласила в гости одноклассница, дочь партийного работника; в её квартире ребёнка больше всего потрясла мебель. Вся обстановка была из натурального дерева. Именно в тот момент он решил, что когда вырастет, тоже купит для своей квартиры дорогую и красивую мебель. Первое посещение московской квартиры одноклассницы стало и последним: родители запретили дочери дружить с мальчиком из бедной семьи и водить его в гости.

Со временем детская обида и желание доказать, что он не хуже, переросли почти в маниакальную страсть к богатству: он покупал дорогие вещи, обставлял ими свой дом и не мог остановиться. Свою взрослую жизнь он связал с торговлей, а устроившись в мебельный магазин, быстро понял, что здесь легко можно сколотить целое состояние.

-5

Должность Филиппова называлась товаровед, а в его рабочие обязанности входило доставать мебель для своего магазина. Он был типичным, как тогда говорили, толкачом-снабженцем. Такие люди обеспечивали свои предприятия необходимой продукцией или сырьём; деловые, настойчивые, пробивные, они легко находили общий язык с нужными людьми, знали, кому и сколько дать, чем заинтересовать того или иного начальника, чтобы ускорить поставки.

Николай Филиппов разъезжал по мебельным фабрикам страны и заинтересовывал их начальство. Делал он это умело, в его магазине не было недостатка в мебели.

-6

Однако в торговом зале шкафы и кресла не появлялись. Куда же они исчезали?

Под видом клиентов сыщики в очередной раз посетили магазин. Кто-то из продавцов, кому лица этих покупателей уже примелькались, пожалел их и посоветовал обратиться к товароведу Филиппову: он поможет решить вопрос. И Филиппов помог. Не зная, что перед ним оперативник, он прямым текстом предложил за взятку немедленно отыскать лучший и очень редкий товар.

Стало ясно — большую часть мебели Филиппов продавал неофициально, что называется, «с чёрного хода», в два, а то и в три раза выше государственной цены.

Была у мебельного короля и ещё одна схема обогащения: новую импортную мебель ломали умышленно, когда она поступала на склад магазина, а покупателю взамен предлагали дешёвый и менее качественный отечественный аналог. Люди, уставшие ждать, как правило, соглашались, а якобы бракованный товар быстро восстанавливали и продавали налево...

Читать далее>>>

Друзья, мой канал не является коммерческим!

Вы можете отблагодарить меня за представленную информацию следующими способами:

  • поставить лайк
  • написать любой короткий комментарий под этой статьёй
  • сделать репост на своей странице, в социальных сетях или личных сообщениях
  • подписаться на канал Прощай, Союз!

Другие статьи автора на Дзен: