В 2022 году мэтр российского кино Андрей Смирнов снял фильм "За нас с вами" (съемки происходили в феврале-мае 2022г.), в 2023 картина вышла на экран и пользуется определенным успехом несмотря на оживление ностальгии по личности вождя И.В.Сталина в большой части российского общества. О реалиях и смыслах этого фильма и поговорим в данном очерке.
Исторический контекст и события картины
Действие фильма охватывает период с октября 1952г. по март 1953г. Сюжет строится вокруг трех исторических событий, которые чётко обозначены в картине. Это 1) аресты МГБ (чекистами) врачей в ноябре-декабре 1952 года;
2) публикация в газете “Правда” 13 января 1953г. статьи “Подлые шпионы и убийцы под маской профессионалов-врачей” – подготовка общественного мнения к суду и расправе над арестованными врачами;
3) смерть вождя Иосифа Сталина 5 марта 1953г., которая, как известно, привела к остановке дела врачей и их освобождению. Считается, что к концу жизни у Сталина, помимо прочего, обострился страх врачей, поэтому убедить в их злокозненности при общей подозрительности вождя не составляло большого труда.
Борьба с космополитами
Только вот об избавлении от врачей от тюрьмы уже в кино речь не идёт. Картина пронизана атмосферой конца правления Сталина, характерной чертой которого была кампания против космополитизма 1948-1953гг. Борьба с космополитами существенно подняла градус антисемитских настроений в стране, поскольку носителем космополитизма, проводниками западных идей (иностранными агентами своего рода) выступали, согласно мнению обвинителей, главным образом представители еврейской интеллигенции. Одной из причин развязывания кампании была смена политического курса (на прозападный) государства Израиль.
Евреев в разные времена в разных странах обвиняли в космополитизме под разными соусами, в данном случае эти обвинения имели трагический исход. 12 августа 1952 было расстреляно 12 членов Еврейского антифашистского комитета (ЕАК), созданного в 1942г. для поддержки борьбы СССР против Германии. Постановление об аресте “последнего” космополита- литературоведа П.И.Альтмана было выписано 5 марта 1953г. – в день смерти Сталина - и вскоре исполнено.
Несомненно, режиссер (Андрей Смирнов родился в 1941г.) был сам ребенком свидетелем тех событий, а потому политические и бытовые детали времени прописаны в фильме аутентично. Наверно, поклонникам Сталина может что-то не понравиться, но посыл картины адресуется в большей степени к чувствам интеллигенции, которая испытывала постоянный страх. Да, Лев Кассиль получил сталинскую премию (3 степени) и Самуил Маршак (1 степени) в 1951г., Агния Барто (2-й степени) - в 1950г., Илья Эренбург был удостоен Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» в 1952г. Но поэт Квитко был расстрелян в числе других членов ЕАК. Подпадали под репрессии и представители гуманитарных наук, и не только евреи, которые так или иначе вызывали подозрения в нелояльности. Неслучайно главным героем картины является философ Петкевич, поляк. Разберём вопрос о его прототипе.
Судьба, взгляды и прототип профессора Петкевича
По сюжету Петкевича арестовали за его неосторожную “болтовню” и обвинили в сотрудничестве с иностранными разведками 1 января 1953г. Насколько я выяснил, никто из советских философов не арестовывался именно в 1953г., были отдельные аресты в 1952г. Посмотрев список советских философов (более-менее значимых) в известном справочнике Алексеева, я пришел к выводу, что ключом для поиска прототипа может служить увлечение Петкевича феноменологической философией Гуссерля и упоминание о том, что ранее он уже отбывал заключение. По этим признакам из доживших до 1953 года подходит известнейший философ А.Ф.Лосев (1893-1988). Алексей Федорович и в Германии в командировке побывал в 1914г., на Беломорканале в 1930-33гг в качестве заключенного поработал, и использовал в работе феноменологический метод Гуссерля. Других столь близких кандидатов в прототипы для Петкевича нет, да и тот же Лосев в послевоенные годы не подвергался репрессиям.
Конечно, для большинства наших зрителей имя немецкого философа (еврея) Эдмунда Гуссерля звучит в диковинку, даже если это имя ему знакомо по курсу зарубежной философии. Любопытно, что Гуссерль, как и Ленин, выступал с критикой позитивизма, но подходил первый к этому несколько с другого бока, чем марксисты. По большому счёту, и у него, и у Маркса общий прародитель – Гегель. Разница начинается при выяснении отношения к познанию.
В марксизме познание тесно переплетается с практической деятельностью, отдельной теории познания в нём не существует. Недаром Маркс изрек, что критерием истины является практика. Утрируя, если ты прошёл по минному полю и не подорвался, то ты прав. А если подорвался, то твои знания были ложными. С той же задачей субъект у Гуссерля, по моему мнению, задался бы сперва вопросом, а зачем мне это надо – идти на минное поле? Главная идея-понятие философа - интенциональность сознания, то есть направленность его на предмет. За предмет - ради оригинального до предела среза во взгляде - я выбрал минное поле.
Поразмыслив, марксист ответит на это, что подобно смыслообразование является идеализмом, поскольку люди так или иначе действуют согласно своим интересам. Поэтому обратить внимание стоит на их мотивацию. Вот тут мы и выходим на высказывания профессора Петкевича в фильме. В рассматриваемом нестандартном примере с минным полем – в основе мотивации идти через поле – лежит либо страх, либо вера в светлые общественные идеалы, если, допустим, надо срочно любой ценой наступать. Но изменим “минное поле” на строительство Беломорканала, на котором вкалывал профессор Лосев, его же надо было строить для выполнения великих планов первых пятилеток.
Однако нашего философа не волнуют материальные успехи, его занимает духовная сторона процесса. Процитируем Петкевича в разговоре за столом: “Люди тёмные, малообразованные, взялись переделывать мир, у них ничего не получилось, кроме красного террора.” Зять-коммунист вступает с ним в дискуссию, подразумевающую в его позиции наличие светлых идеалов в мотивации. На что Петкевич отвечает, что марксизм – это не философия, а оперетта имени Руссо, поскольку Руссо первый объявил, что человек по природе своей добр, а дурным его делают условия (жизни), главное дело эти условия изменить, вот (большевики) и изменили.. На таком уровне подобный разговор долог. И почему-то вспоминается настольная книга молодежи той поры "Как закалялась сталь"
Год Змеи в истории России
Возобновляет (как бы) разговор Петкевич уже за новогодним столом после перечислений достижений (ввод в действие канала Волгодон и др.) и тревожных событий 1952г. (избрание боевого генерала Эйзенхауэра президентом США в 1952 года, испытание в США водородной бомбы и др.), переводит его в русло, казалось бы, мистики. Философ напоминает, что 1953 год по китайскому календарю, - год змеи. Он вспоминает, что год змеи по судьбе нес России испытания. 1905 год первая русская революция, 1917 - две революции, 1929 - курс на раскулачивание крестьянства в процессе принудительной коллективизации (Иосиф Сталин объявил о "ликвидации кулачества как класса" 27 декабря 1929 года), 1941 – нападение на СССР фашистской Германии.
Петкевич выражает надежду, что хотя бы 1953 год принесет вздох облегчения. По иронии судьбы его тогда же и арестовывают и приговаривают к 10 годам заключения. По контексту понятно, что после смерти Сталина его дело скорее всего пересмотрят и выпустят, но в кинокартине этого ещё нет, поскольку старая система по инерции продолжает действовать некоторое время и после 5 марта 1953г.
Надо бы здесь сообщить, что сверхзадача философии Гуссерля было провести феноменологический анализ сознания времени. В терминах всемирной истории Гуссерль не работал, но неявная связь его мысли с работой ума по осознанию цикличности бытия можно было бы нащупать, что и делает Андрей Смирнов в своей картине. Разумеется, он знает, что следующий год змеи по китайскому календарю это – 2025 и маститый режиссер поднимет, как и все, тост за то, чтобы этот год принес России облегчение. Почему именно этот год нам чем-то "обязан"? Надеюсь, объяснять это можно в контексте предыдущих “змеиных” лет. Здесь требуется только элемент нетривиальности в рассуждениях.
1989 год – бархатная революция странах Европы, положившая начало развалу социалистическому лагерю, приведшая в действие процессы, развалившие в 1991г. и СССР.
11.09.2001 – террористическая атака на башни-близнецы в США. Эта атака привела к глобальной переоценке позиций США в мире. Руководство США занимает более активную наступательную позицию в отношении авторитарных режимов (Ирак, Ливия и т.д.).
2013 год - события Майдана (с 21.11) на Украине. Россией это движение было воспринято как угроза национальной безопасности со стороны НАТО. Крымская весна положила начало многолетнему конфликту с Украиной. Противостояние с Западом привело, в конце концов к СВО 2022-2025(?).
2025 – достоверное событие - 20 января вступление в должность президента США Д.Трампа. 1953-1917=36 лет, 2025-1989=36 лет. Завершение большого круга революционного цикла.
В силу невозможности отдельного человека влиять на глобальные процессы в финале фильма мы обращаемся к вечным темам. Словами Дины Петкевич (дочери профессора) в марте 1953г. режиссер дает резюме “Выжить в этой жуткой стране можно только любовью”. Индивидуальный путь спасения любовью действителен во все времена, как и учил Иисус Христос.
Очерк включен в Подборку Исторические фильмы канала Друг Истории
Признателен за лайки и подписку) Душин Олег ©, Друг Истории №310, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории