Найти в Дзене
Кот-книголюб

Отзыв читателя канала на роман В. Дудинцева "Белые одежды"

Именно с этого произведения у меня самой началось знакомство с творчеством В. Дудинцева. И читала я его как раз по школьной программе в 11 классе. Правда, совсем не помню, какие именно вопросы мы тогда обсуждали на уроках, но произведение оставило сильное впечатление и стало одним из любимых. В тот же год на экраны вышел многосерийный фильм "Белые одежды", который смотрели всей семьёй. Помню, что понравился подбор актёров на главные роли. Поэтому с большим удовольствием размещаю отзыв Романа Мельникова. Нам всем довелось оказаться в мире, полном жестокости, насилия и страданий. «Белые одежды» - книга о том, что выбор образа действий в этом мире может быть очень разным. Основная тема романа – преследование генетиков в СССР после завоевания командных высот академиком Трофимом Лысенко (его идеи и методы в романе воплощает вымышленный соратник Лысенко академик Рядно), когда рациональная научная аргументация клеймилась как ложь и демагогия иноагентов, отстаивающих чуждые ценности, и каралас

Именно с этого произведения у меня самой началось знакомство с творчеством В. Дудинцева. И читала я его как раз по школьной программе в 11 классе. Правда, совсем не помню, какие именно вопросы мы тогда обсуждали на уроках, но произведение оставило сильное впечатление и стало одним из любимых.

В тот же год на экраны вышел многосерийный фильм "Белые одежды", который смотрели всей семьёй. Помню, что понравился подбор актёров на главные роли.

Поэтому с большим удовольствием размещаю отзыв Романа Мельникова.

Вот в таком издании читала роман в первый раз.
Вот в таком издании читала роман в первый раз.

Нам всем довелось оказаться в мире, полном жестокости, насилия и страданий. «Белые одежды» - книга о том, что выбор образа действий в этом мире может быть очень разным.

Основная тема романа – преследование генетиков в СССР после завоевания командных высот академиком Трофимом Лысенко (его идеи и методы в романе воплощает вымышленный соратник Лысенко академик Рядно), когда рациональная научная аргументация клеймилась как ложь и демагогия иноагентов, отстаивающих чуждые ценности, и каралась жестокими репрессиями.

В эпоху Лысенко и Рядно каждый мог выбрать свой путь. Кто-то, как талантливый ученый Иван Стригалев или полковник госбезопасности Михаил Свешников, был готов рисковать свободой и жизнью ради очень высоких целей – выведения преследуемыми политической властью научно обоснованными методами новых высокоурожайных сортов и помощи очень достойным людям, заслуживающим поддержки в это страшное время. Кто-то выбирал путь «парашютиста»-конформиста, преследующего исключительно личные материальные выгоды и готового в корыстных целях поддерживать любые спускаемые сверху идеи и концепции, какими бы абсурдными они ни были. Но у меня особенный отклик вызывает выбор, который делает академик Посошков, решивший ценой самоубийства заплатить за возможность искренне высказать и проявить свою научную позицию.

С моей точки зрения самоубийство может быть подвигом, если оно совершается в тех обстоятельствах, в которых оказался Посошков. Он понимал, что слаб и не в состоянии выдержать возможные пытки и бесчеловечные условия лагерного быта. Но он понимал и то, что не может продолжать жить, нося уродливую маску и публично озвучивая то, что глубоко противоречит его убеждениям. Поэтому Посошков решил представить на зарубежной конференции научные достижения репрессированного Стригалева, открыто и публично заявить о своей научной позиции на ученом совете и совершить самоубийство.

Эрнст Романов исполнил роль академика Посошкова. Кадр из фильма с сайта https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/482/foto/i12/354206/
Эрнст Романов исполнил роль академика Посошкова. Кадр из фильма с сайта https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/482/foto/i12/354206/

Сам я невероятно тяжело переживал события 2022 года по очень многим причинам и думал о том, что категорический императив Канта «поступай так, чтобы максима твоей воли могла быть возведена в ранг всеобщего законодательства» указывал мне на необходимость последовать примеру Посошкова. Я не смог совершить этот шаг из-за неспособности преодолеть животный инстинкт самосохранения, но ощущение того, что, оставшись жить, совершил недостойный и заслуживающий презрения поступок, у меня никуда не исчезло.

«Белые одежды» написаны диссидентом, произведения которого не могли быть напечатаны в СССР эпохи «застоя». Но именно этот роман сохранил в русской литературе представление об удивительном типе советского человека – человека, игнорирующего личные интересы и способного жертвовать не только комфортом, но и жизнью ради того, чтобы народное хозяйство СССР и граждане этой большой страны получили в свое распоряжение новые высокоурожайные сорта.

По роду своей деятельности я активно взаимодействую с умными и талантливыми людьми, имеющими кандидатские и докторские степени и действительно их заслужившими. Но ни один из моих знакомых по моим ощущениям не готов поступить так, как поступали герои «Белых одежд» Стригалев, Хейфец, Дежкин, Блажко, Жуков и многие другие, то есть совершить самопожертвование ради абстрактных высоких целей. Никто из них не захотел бы вступить в «кубло», если бы это несло в себе реальные риски репрессии. И я не могу сказать, что это иррациональная стратегия.

В «Белых одеждах» достаточно жестко противопоставляются миры моральной свободы, где люди сами выбирают свои нравственные принципы, ориентируясь на высокие идеалы или их игнорируя, и природной необходимости, где действуют жесткие биологические законы. Но с моей точки зрения эти миры связаны друг с другом очень тесно.

Биологическая эволюция поднимает на вершину успеха не те виды, которые нравственно чище и достойнее других, а те виды, которые лучше приспособились к межвидовой конкуренции и смогли завоевать в ней доминирующее положение. Я совсем не уверен, что в нравственном смысле человек чем-то выше, чище и достойнее дельфина. Но человек гораздо агрессивнее и амбициознее, и он гораздо лучше способен адаптироваться к разным условиям среды.

Человек, очень остро и болезненно воспринимающий трагичность мира, как Гамлет, Посошков или даже я, или осознанно подставляющий себя под удар репрессивной машины подвижник-идеалист вроде Стригалева или Свешникова, не способен добиться в нашем мире прочного успеха. А вот конформист-«парашютист», не руководствующийся высокими моральными идеалами, а преследующий вполне прагматичные личные цели и готовый максимально эффективно адаптироваться к абсолютно любым жизненным обстоятельствам, включая и навязываемые сверху абсурдные научные концепции академика Рядно, сможет выжить, дать потомство и обеспечить ему комфортные условия быта.

Финалы «Белых одежд» и «Не хлебом единым» Дудинцева нереалистично оптимистичны, в них вопреки всему главные положительные герои Федор Дежкин и Дмитрий Лопаткин добиваются успеха. Но в действительности наш мир гораздо страшнее и мрачнее. И в нем доминируют и будут продолжать доминировать именно те «парашютисты», которых так не любил советский патриот и настоящий коммунист полковник госбезопасности Михаил Свешников.

Спасибо огромное Роману за интересный и содержательный отзыв, после которого самой захотелось вновь взять книгу в руки и перечитать.

По просьбе Романа оставляю ссылку на замечательную статью Анны, автора канала "Аннушка и масло | книжки 📕"

Продолжается марафон "Открой школьную Вселенную. Многоликий ХХ век" от нашего квартета книжных каналов "С книгой в обнимку", "Аннушка и масло|книжки 📕","Ветер в книгах" и "Кот-книголюб".