Найти в Дзене

Александр Титель – настоящий папа курса

На прошлой неделе главный режиссер и художественный руководитель оперной труппы Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель отметил свой 75-летний юбилей. Бывшие студентки режиссера и действующие солистки оперной труппы МАМТ Мария Макеева и Дарья Терехова рассказали о том, как изменилась их жизнь благодаря Александру Борисовичу, как он принимал их в свою мастерскую ГИТИСа и почему театр – это дом. Какой он, преподаватель Александр Титель? Мария: Александр Борисович – удивительный человек с тонким вкусом и богатейшим багажом знаний! Он умеет объединять людей, ставит четкие задачи и помогает найти путь к их достижению, при этом позволяя самому артисту или студенту найти личные ощущения и попробовать предложить свои «ходы», поэкспериментировать, «прожить» роль. Нам очень повезло, что мы попали на курс к Александру Борисовичу Тителю и Игорю Николаевичу Ясуловичу. Эта мастерская дала нам не только профессиональные знания, привила вкус, но и определила наш пут

На прошлой неделе главный режиссер и художественный руководитель оперной труппы Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель отметил свой 75-летний юбилей.

Бывшие студентки режиссера и действующие солистки оперной труппы МАМТ Мария Макеева и Дарья Терехова рассказали о том, как изменилась их жизнь благодаря Александру Борисовичу, как он принимал их в свою мастерскую ГИТИСа и почему театр – это дом.

Александр Борисович Титель со студентами своей мастерской ГИТИСа
Александр Борисович Титель со студентами своей мастерской ГИТИСа

Какой он, преподаватель Александр Титель?

Мария: Александр Борисович – удивительный человек с тонким вкусом и богатейшим багажом знаний! Он умеет объединять людей, ставит четкие задачи и помогает найти путь к их достижению, при этом позволяя самому артисту или студенту найти личные ощущения и попробовать предложить свои «ходы», поэкспериментировать, «прожить» роль. Нам очень повезло, что мы попали на курс к Александру Борисовичу Тителю и Игорю Николаевичу Ясуловичу. Эта мастерская дала нам не только профессиональные знания, привила вкус, но и определила наш путь в жизни, подарив при этом настоящую дружбу. Александр Борисович – настоящий папа курса, он нас объединил и дал возможность быть в профессии ясными, интересными, способными чувствовать и жить на сцене, быть на своем месте осознанными и живыми. Спрашивать с себя много и неустанно трудиться! Это – то, чему нас учили все пять лет. Когда он набрал наш курс, мы до конца еще не понимали, кто мы, что мы, чего от нас хотят. Он дал нам важное напутствие:

«За эти пять лет вы должны жадно жрать всю информацию, которую вам дают, потому что она вам обязательно пригодится».

И знаете, не было ни одного дня, чтобы эта информация нам не пригодилась. Конечно, когда ты приходишь в театр, ты видишь корифеев сцены, начинаешь с ними работать, у тебя появляется ориентир на кого равняться, но при этом у тебя должен быть свой уже наработанный путь, свое понимание роли и понимание того, как работать над ней, как существовать в этом материале и быть в нем выразительным и убедительным.

Александр Борисович, при всей его строгости и непоколебимом авторитете, сумел нас сплотить и научил работать друг с другом. Он дарил нам все свое время и делился щедро своими знаниями.

У нас на первом курсе было всего пару выходных дней за весь год. По воскресеньям, в единственный выходной в ГИТИСе, мы приходили и занимались с нашей режиссерской группой курса, ставили отрывки, репетировали их до блеска перед показом мастеру. Это были беспрерывные пять лет работы, которые вспоминаются с особым удовольствием и ностальгией! Мы были нацелены на работу и на процесс, а не только на результат, это в нас вложил именно Александр Борисович.

Когда произошла ваша первая встреча с Александром Борисовичем? Как это было?

Мария: Когда я приехала поступать в ГИТИС, я вообще плохо представляла себе, кто такой Титель. В свое время мне сказали: «Поверь мне, тебе нужно туда! Если в ГИТИС, то в мастерскую Тителя». И как раз (о чудо!) в том году набирал курс Титель. Я подумала, раз педагоги чувствуют во мне потенциал, значит нужно ехать в Москву и пробовать.

Когда я пришла на прослушивание в ГИТИС, я подумала, что на прослушивании в комиссии мне надо найти Тителя, это должен быть очень добрый человек, который непременно захочет всех нас взять. И я искала среди членов комиссии человека, который очень был бы похож на этого жаждущего человека. Я увидела женщину, мне показалось, что она так за меня боролась, вопросы задавала какие-то и улыбалась во время моего пения. «Наверное, это она», – подумала я. Пока пела, работала только на нее (смеется), потом уже я узнала, что это была Ирина Юрьевна Промптова, наш педагог по сценической речи. Потом, конечно, я быстро поняла, что Титель – это Александр Борисович, прочитала бегло информацию в интернете, и мне стало очень стыдно (смеется), что я не подготовилась, самое элементарное и важное не изучила перед поступлением. До ГИТИСа я очень мало знала о театре. Я приехала из сибирского города, где не было музыкальных театров. Слава Богу, был хор «Надежда» под руководством Н.К. Курихиной, благодаря которой я пришла в музыку. Театр для меня был очень далеким миром. Миром, который открыл Александр Борисович!

Дарья: Когда я приехала поступать, я тоже не имела каких-то глубоких знаний. Я была уверена, что для поступления на первый курс вполне достаточно того, что у меня есть голос и что я знаю одну арию Снегурочки. Педагог по вокалу, которая меня готовила к вступительным экзаменам, дала мне книгу фестиваля «Золотая маска». Она открыла ее и показала фото Александра Борисовича. Я знала, как он выглядит, но очень боялась. Когда я зашла в аудиторию, меня всю трясло. Мне казалось, что люди, которые передо мной сидят – это какие-то небожители! «И я для них сейчас буду петь!» – мне в 18 лет это казалось чем-то немыслимым. Я спела пару фраз из арии Снегурочки, слышу, Александр Борисович кричит через мое пение (я очень старалась петь громче, чтобы показать, какой у меня голос): «Беги! Беги вокруг рояля!», – кричит на всю аудиторию. И я побежала (смеется). За мной срывается и бежит выпускник Александра Борисовича Илья Викторов, он тогда работал педагогом на курсе. Я от него бегу вокруг рояля и пою «С подружками по ягоду ходить», под рояль ныряю. Допела, взяла верхнюю ноту, выдохнула, поворачиваюсь к Илье и тихо говорю: «А что, это вот так в театре надо будет делать?». И Александр Борисович мне тогда сказал: «Ну молодец! В принципе, уже сейчас можно держать конкурс в театр».

Как на вашей карьере и жизни отразилась учеба в мастерской Александра Борисовича?

Дарья: Самое важное, что Александр Борисович перенес в театр модель построения взаимоотношений, которая сложилась в нашем узком коллективе в ГИТИСе.

Мария: Театр – это та же мастерская, только больше. И здесь люди объединены не учебой, а любовью к опере и искусству, к театральному миру и театральному дому. Здесь абсолютно такая же атмосфера, какая была во время нашей учебы: теплая и домашняя. За нашим театром закрепился статус театра-дома. По атмосфере, по взаимоотношениям между артистами и коллегами. И Александр Борисович, как мне кажется, очень культивирует эту мысль.

Дарья: Надо не забывать, что ГИТИС – это не то место, где будут восхищаться твоими природными данными («вау, какой голос!») и пылинки с тебя сдувать. Это абсолютно другой подход и другое учебное заведение, где тебя ломают, где из тебя лепят, как из пластилина, где из тебя вытаскивают твою природу. И это на самом деле очень хорошая школа для артиста.

Когда уже в театре начинается работа с режиссером, выпускники ГИТИСа сильно отличаются. Не то чтобы мы «смотрим в рот» и готовы все что угодно делать. Нет, мы просто можем ловить посыл режиссера, любую задачу мы можем выполнить и даже перевыполнить. Мы можем не только выполнить задачу режиссера, мы еще и своих 20 версий интерпретаций можем предложить.

Мария: Да, Александр Борисович очень многое вложил, чтобы его ученики научились не только брать, но и давать. И это, наверное, самое важное.