Найти в Дзене
Познающий

Что такое иллюзия знания и как не попасть в её ловушку?

Иллюзия знаний — явление, которое проявляется в убеждении, что наши знания больше, чем есть на самом деле. Согласно теории Даннинга — Крюгера, данная предвзятость, вызвана нашей неспособностью объективно оценить свои собственные знания в определённой области, что в итоге приводит к их переоценки. Как это ни парадоксально, чем меньше мы знаем о предмете, тем больше мы убеждены в своих знаниях. Проблема в том, что легкодоступные поверхностные знания мы путаем с глубоким пониманием. Между тем, истинное знание и понимание предмета требует гораздо большего, чем просто беглое ознакомление с материалом. Иллюзия знания часто возникает, когда мы ограничиваемся пассивными методами повторения, такими как многократное перечитывание конспектов и заметок. Такой подход не требует активного участия в процессе обучения. Например, вы можете просматривать материалы и выделять важные слова, что в итоге может помочь в запоминании, но только на короткое время. Вам даже может казаться, что вы хорошо усвоил
Оглавление

Иллюзия знаний — явление, которое проявляется в убеждении, что наши знания больше, чем есть на самом деле. Согласно теории Даннинга — Крюгера, данная предвзятость, вызвана нашей неспособностью объективно оценить свои собственные знания в определённой области, что в итоге приводит к их переоценки.

Как это ни парадоксально, чем меньше мы знаем о предмете, тем больше мы убеждены в своих знаниях.
Проблема в том, что легкодоступные поверхностные знания мы путаем с глубоким пониманием. Между тем, истинное знание и понимание предмета требует гораздо большего, чем просто беглое ознакомление с материалом.

Но почему так происходит?

Иллюзия знания часто возникает, когда мы ограничиваемся пассивными методами повторения, такими как многократное перечитывание конспектов и заметок. Такой подход не требует активного участия в процессе обучения.

Например, вы можете просматривать материалы и выделять важные слова, что в итоге может помочь в запоминании, но только на короткое время. Вам даже может казаться, что вы хорошо усвоили материал, но, когда придёт время его озвучить, например на экзамене, вы поймёте, что знания куда-то улетучились.

Представьте, что вы пытаетесь запомнить математическую формулу, вы повторяете её несколько раз и в какой-то момент вам начинает казаться, что всё, она навсегда закрепились у вас в голове, но проходит неделя и вам становится трудно вспомнить эти 5-10 символов, не подглядывая в учебник.

Это немного похоже на попытку описать сон, который вы видели всего пару часов назад – вы помните общий план, но детали уже размыты и с трудом поддаются вспоминанию.

Как не попасть в ловушку иллюзии знания при обучении?

Чтобы по-настоящему освоить материал, нужно уметь применять его на практике. А для этого:

✔️ Используйте методы активного повторения

Ни пассивное чтение, ни подчеркивание предложений не помогут вам по-настоящему понять материал. А вот активные действия могут!

Превратите чтение в действие. Тесты, карточки, игры – это инструменты, которые позволят вам не только запомнить, но и понять материал. Используя их в процессе обучения, вы будете видеть, что вы уже освоили, а над чем ещё нужно поработать.

✔️ Регулярно проверяйте свои знания

Повторение через равные промежутки времени приводит к запоминанию материала. Таким образом, вы увеличиваете время хранения информации в памяти.

✔️ Попробуйте систему Лейтнера

Метод Лейтнера — это практическое применение принципа распределённого воспроизведения. Это метод, который использует систему карточек и коробку с пятью отсеками для сортировки.

Поместите все карточки в отсек № 1. Во время повторов вы будете вытаскивать карточки из этого отсека и отвечать на вопросы, которые на них написаны. Дав правильный ответ, переместите карточку в отсек № 2. Дав правильный ответ на эту же карточку ещё раз, поместите её в отсек № 3 и так далее, пока карточка не попадет в отсек № 5. Карточки лежащие в последнем пятом отсеке содержат материал, который вы фактически усвоили, в то время как карточки в отсеке № 1 - это те, которые вам нужно просматривать чаще всего, чтобы не забыть содержащуюся в них информацию.

Хотя активные методы обучения чрезвычайно эффективны, стоит помнить, что на память влияет множество факторов. Стресс, усталость или недосыпание могут затруднить запоминание информации, даже если вы хорошо подготовились. Вот почему так важно не только повторять материал, но и заботится о своём здоровье.