Найти в Дзене
AutoHS - история автомобилей

Tatra на службе вермахта

К началу 1930-х Чехословакия представляла собой весьма развитую в промышленном отношении страну с высоким уровнем автомобилестроения. На относительно небольшое государство приходилось сразу три мощные автомобильные марки, уже имевшие опыт производства военной техники. Ведущую роль среди них играла фирма Tatra, специализировавшаяся на выпуске грузовых автомобилей. В годы войны наиболее распространенной среди всей ее продукции стала модель Tatra 111. Она отличалась весьма совершенной и надежной конструкцией и получила высокую оценку не только в нацистской Германии, но и в СССР.

Татра Т81
Татра Т81

Фирма Татра ведет свою историю от Нессельсдорфского вагоностроительного завода (Nesselsdorfer Wagenbau Fabriks) образованного в 1882 году на севере Австро-Венгрии. Изначально завод занимался изготовлением железнодорожных вагонов, а в 1897 году в его производственной программе впервые появился легковой автомобиль. Вскоре завод освоил изготовление грузовиков и артиллерийских тягачей, а к началу Первой мировой стал производить по 4 тыс. автомашин в год. После распада империи город был переименован в Копршивнице, а вся его продукция стала выпускаться под маркой Tatra, образованной от названия местных гор Высоких Татр.

Дальнейший вектор технического развития марки заложил знаменитый конструктор, один из пионеров автомобилестроения Ганс Ледвинка. В 1923 году он представил Татру 11 — первый в мире легковой автомобиль, в основании которого находилась оригинальная рама-труба с закрепленными на ней агрегатами и независимой задней подвеской. За ней последовала длинная череда легковых и грузовых автомобилей, унаследовавших хребтовую раму, независимую заднюю подвеску и практичные, более простые в обращении двигатели воздушного охлаждения.

Tatra 111была первой и единственной в то время тяжелой машиной со всеми независимыми подвесками
Tatra 111была первой и единственной в то время тяжелой машиной со всеми независимыми подвесками

Мирная жизнь закончилась в марте 1939 года, когда Чехословакия была оккупирована нацистской Германией. С тех пор все промышленные предприятия страны были переориентированы на военную продукцию, а их дальнейшее управление проходило посредством немецких администраций. Фирма Татра вошла в так называемую «программу Шелла», призванную стандартизировать и унифицировать все выпускающиеся в интересах вермахта автомобили. Вместе с компанией Магирус-Дойц, Татра была вписана в категорию 3-тонных грузовиков, как следствие, уже в 1939 году Ледвинка приступил к созданию нового семейства тяжелых трехосных дизельных грузовиков.

Первой ласточкой стала 6,5-тонная заднеприводная (6х4) Tatra 81. Она оборудовалась новейшим 8-цилиндровым V-образным дизельным мотором объемом 12,5 л мощностью 160 л.с. Мотор был создан в кооперации со специалистами Дойц и получил верхнее расположение клапанов, жидкостную систему охлаждения и топливную аппаратуру Bosch. Состыкованный с 4-ступенчатой коробкой передач, по сложившейся у Татры традиции, он крепился болтами на переднем фланце хребтовой трубы, образуя тем самым монолитную и очень прочную несущую конструкцию. Спереди на шасси располагалась капотная 2-местная кабина с деревянным каркасом, а позади нее была смонтирована деревянная грузовая платформа с тремя откидывающимися бортами.

Двигатель Tatra V910 использовался также в колесных бронетранспортерах Sd.Kfz. 234 Пума
Двигатель Tatra V910 использовался также в колесных бронетранспортерах Sd.Kfz. 234 Пума

Tatra 81 какого-то серьезного распространения не получила (всего было выпущено 220 единиц), зато послужила прекрасной основой для следующей модели 111. Она была создана в конце 1940 года и, в отличие от предшественницы, получила полноприводную трансмиссию и новый 12-цилиндровый дизель воздушного охлаждения. Верхнеклапанный мотор V910 рабочим объемом 12,8 л выдавал 210 л.с. и был сблокирован с оригинальной 4-ступенчатой КП, оборудованной дополнительным 2-ступенчатым редуктором. Как и на T81, вся эта конструкция имела жесткое крепление к продольной хребтовой раме, внутри которой через роликовые подшипники проходил прямой трансмиссионный вал. Такая рама-труба позволила применить независимые друг от друга качающиеся полуоси, которые способствовали сохранению постоянного контакта ведущих колес с дорогой, что вкупе с блокируемыми задними дифференциалами придавало Татре 111 феноменальную в своем классе проходимость.

Немецкая полевая мастерская на базе Tatra 111
Немецкая полевая мастерская на базе Tatra 111

Весь 1941 год шли испытания и отработка конструкции, а в 1942-м автомобиль поступил на производство. Изначально Tatra 111 6500 планировалось поставлять только в европейские страны оси. Однако после модернизации 1943 года, в ходе которой были усилены задние подвески, увеличена до 8 т грузоподъемность и дефорсирован в угоду надежности мотор, чехословацкая машина стала поступать на вооружение вермахта. Вскоре после сокращения номенклатуры армейских грузовиков, она и вовсе стала единственной тяжелой моделью во всей немецкой армии.

Татра 111 на испытаниях в СССР
Татра 111 на испытаниях в СССР

Всего для нацистов успели построить 1445 грузовиков, многие из которых были затрофеены советской армией. Наши специалисты весьма высоко оценили чехословацкую машину, и уже в 1945 году, сразу после освобождения страны от нацистов, состоялась первая официальная поставка Татр в Советский Союз. К началу 1950-х в нашей стране уже трудилось порядка 450 машин. Большинство в самых сложных и суровых районах Сибири и Дальнего Востока, где полноприводные и прочные 111-е проявили себя наилучшим образом. Ну а после появления следующей 138-й модели грузовики Татра в СССР получили повсеместное признание.

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Подписывайтесь на мой телеграм канал, там много интересных материалов!

Читайте также:

«Фюрерваген»: провал нацистской программы «народного автомобиля»
AutoHS - история автомобилей26 ноября 2024