Найти в Дзене

Скорая помощь в РФ находится в критическом состоянии. Власти регионов предлагают решать проблему самыми неожиданными способами

Оглавление

Мультитаскинг на селе

Реанимационная машина скорой помощи. Фото: Аркадий Будницкий / EPA-EFE

28 ноября в Тюмени на одной из станций скорой медицинской помощи (СМП) запустили «пилотный проект» — «фельдшер за рулем».

Суть его заключается в том, что машиной скорой помощи будет управлять не водитель, а сам фельдшер. Автором прорывной инициативы оказался главный врач станции Владимир Романов, который рассказал журналистам, как это будет работать:

«Пока один фельдшер обеспечивает непрерывный мониторинг состояния пациента и заполняет электронную карту вызова, второй фельдшер осуществляет эвакуацию».

Таким образом, говорит Романов, медики будут работать на неотложных вызовах, в которых нет угрозы для жизни пациента.

Как сообщили журналистам в пресс-службе департамента здравоохранения Тюменской области, за такую многозадачность фельдшеры будут получать доплату, правда, не уточнили, какого размера.

А пока в новом формате работают три-четыре добровольца.

«Это пилотный проект.
Посмотрим, как пойдет дальше»,

— сдержанно сообщили в пресс-службе. В соцсетях идею главврача не оценили: в комментариях к новости предполагают, что следующим шагом будет то, что вести машину предложат самому пациенту.

При этом в нефтяной Тюменской области уже давно наблюдаются проблемы в СМП. В мае 2024 года село Нижняя Тавда едва не осталось без медиков: сразу 15 человек решили разом уволиться из-за сложных отношений с начальством, маленьких зарплат и плохих условий труда.

В дело вмешались прокуратура и областной департамент здравоохранения, которые пообещали взять всё под контроль и разобраться с каждой претензией отдельно. Только после этого работники отозвали свои заявления «по собственному желанию».

Через неделю ситуация повторилась в Областной клинической больнице № 1 в Тюмени. На этот раз уволились 20 фельдшеров и медсестер, недовольные зарплатой и переработками. В департаменте здравоохранения ситуацию отказались даже комментировать.

Как рассказала сотрудница одного из медучреждений Тюменской области, причин, почему люди увольняются, много:

«Я медсестра, беру часы сверх нормы, чтоб хоть что-то получить.
Если отработать норму, то зарплата маленькая.
Оклад добавили, стимулирующие снизили.
Отпуск всего 28 дней».

Но больше всех на низкую зарплату жалуются фельдшеры. Согласно опросам прокремлевского «Народного фронта» (ОНФ), 79% фельдшеров выездных бригад скорой помощи по стране недовольны оплатой труда.

Особенно тяжело в селах и небольших населенных пунктах, где фельдшер часто оказывается единственным медицинским специалистом.

Как выяснил профсоюз медработников «Действие», в населенных пунктах, где живет менее 50 тысяч человек, медики работают в полтора раза больше, чем положено по трудовым нормам. Кроме того,

в малых городах и селах тотальный дефицит кадров: большая часть бригад укомплектована одним медиком вместо двух.

Многие работники СМП рассчитывали на помощь государства. 20 марта 2024 года было утверждено постановление Правительства РФ № 343, которое, как надеялись многие, должно было помочь привлечь новых специалистов и сохранить тех, кто уже работает в сельской местности.

В частности, постановление предполагало, что медработники из поликлиник, районных и участковых больниц будут получать бонус к зарплате (14,5–50 тысяч рублей в месяц) в зависимости от места работы: чем меньше населенный пункт, тем больше надбавка.

Но, как выяснилось, масштабная акция не коснулась работников скорой помощи. Их социальные доплаты остались без изменений: 11,5 тысяч рублей — для врачей и 7 тысяч — для фельдшера. 24 марта возмущенные медработники запустили петицию с просьбой включить их в программу:

«Почему мы, рискуя жизнями, работая в грязь, холод, имея контакт с психически нездоровыми людьми, убийцами, — получаем соцвыплату от государства меньше в два раза, чем работники поликлиник?»

— вопрошал автор петиции, собравшей 35 тысяч подписей.

-2

Машина скорой помощи у штаба Красного Креста, Курск. Фото: Анатолий Ольшанский

Следом были опубликованы десятки видеообращений.

Медики как минимум из 20 регионов России обратились ...

Окончание статьи - здесь