На позапрошлой неделе на УЗИ у меня обнаружили новообразования, а еще было три клиентских случая, когда нас уносило в детскую реанимацию. Реанимации были в прошлом, а эмоции до сих пор живы, потому что не были прожиты. Застряли и регулярно напоминают о себе.
Я ужас от своих УЗИ-находок проживала на всю катушку. Зачем? А вот чтоб не застряли эмоции - об этом и материал.
Почему важно проживать чувства?
Разные полезности вытекают из этого умения: больше понимаешь себя, выстраиваешь те самые близкие эмоциональные связи с другими, а главное – эмоции не застревают в теле, в психике.
Не могу сказать, что так было всегда (даже были периоды, когда так не было), я не умела проживать чувства: либо вообще делала вид, что их нет, либо скрывала от других, даже имея этих других, готовых поддержать рядом. Иногда не было рядом адекватной поддержки.
А потом поняла, на личном опыте ощутив разницу между разными стратегиями, что проживать – это эффективнее, полезнее. Чуть позже я читала у А. Треногова алгоритм проживания стресса так, чтобы он не остался в нервной системе, вроде бы так звучало.
Шагов там немного:
- Говорите про случившееся (с одним человеком или с разными), подробно пересказывая о случившимся;
- Обнимайтесь, если нет людей, то проявите тактильность с кошкой или собакой;
- Поделитесь чувствами с другими, максимально честно.
Важен срок, необходимо постараться осуществить эти действия в течение 24-х часов с момента возникновения стрессовой ситуации.
Как это у меня бывает
На прошлой неделе по результатам УЗИ два врача поставили мне диагноз «рак молочной железы». Меня охватил ужас такой силы, как ранее не припомню. УЗИ второе – это была попытка опровергнуть первое, но оно оказалось еще более радикальным и сочувственным со стороны врача: «Бегом к маммологу! Если раньше не находили, то – беда».
Новосибирск большой и в плане медицины развит, но и тут найти маммолога-хихурга не так уж просто. Полутора суток оказались для меня личным апокалипсисом. Иррациональная лавина ужаса. Не могу объяснить себе это, ведь пару лет я жила в гипертонических кризах, но не испытывала страха смерти. Может, страх именно от онкологии проник вследствие работы с онкобольными, ну, знаете, профессиональные риски – нахватать чужого, даже не заметив.
И вот в этот острый период мне потребовались люди: говорить об этом, обсуждать с теми, кто готов вывезти такую тему, просто проживать чувство без оценки, как есть. Я провалилась на дно страха до степени «обессилена». К маммологу я пришла уже в таком состоянии – никакая.
Психолог моя 40 минут задавала один вопрос: «Света, ты вообще где?». Потому что кроме моего рева не было ничего внятного. 20 минут мы разговаривали про какие-то там шансы/риски.
Через два дня клиенты и знакомые не очень понимали мое переключение в режим «бодрости», клиенты аккуратно спрашивали «будет ли прием» или «как вы?». А я, прожив на всю катушку первый прилив ужаса (а может и весь страх), была в очень хорошем состоянии. Конечно, есть тревога, но она регулируемая и сохранится, пока не будет ясности по результатам биопсии. Либо будет накрывать вновь и вновь, тогда вновь и вновь надо проживать.
Но вот эта лавина проживаемого ужаса для меня и есть проживание эмоций. Разговоры с людьми позволяли снижать тревогу и ощущалось «становится легче». При этом не было вытеснения или героического «справлюсь сама». Я явно не справлялась.
Ты зачем рожала ребенка?
Другой пример – материнский. Очень типичный. Когда женщина устает от чего-то невидимого, просто от жизни с ребенком, от ночного кормления (и не важно, грудное оно или бутылочное), от ора, коликов, зубов и усталости в целом. А муж ей говорит, что он тоже устает на работе или спрашивает: «А зачем ты рожала ребенка», или: «Ну а другие как». Еще может выступить мать с каким-то мстящим выпадом, будто 30-ть лет ждала этой минуты, заявив: «А у меня вас было вообще трое и ничего, справлялась».
И каждый по-своему прав, а объединяет их всех одно: никто не слышит, не принимает чувств матери, не позволяет ей их даже проявить, а давит, осуждает, отрицает, запрещает. А ей надо как раз обратное. Она справится и так – нет вариантов. Но, если она услышит «это действительно тяжело», «я тебя понимаю, у меня вас было трое, я думала выйти в окно», или муж разрешит выговориться, даже не понимая по-настоящему внутри, что происходит с женой, но не прозвучит это обвинительно-упрекающее: «А зачем ты рожала?», то станет легче.
Если этого выплеска-проживания не произойдет, то женщина будет копить эмоции, потом выплеснет их на ребенка. С перебором, в срыве. И, конечно, опять будет виновата...
В общем, проживать – это говорить, плакать, обсуждать с близкими, если их нет или они не готовы, не могут дать такую возможность, то пусть рядом будет специалист. Иногда чувств слишком много, настолько, что вывезти каждодневное «нытье» близкие уже не способны, тогда тоже специалист. Он выдержит и поможет.
Какие это могут быть случаи? Например, проблема с ребенком уровня ОРВИ легко может быть разгружена через разговор с подружкой, а если ваш ребенок попал в бОльшую беду, то, может, подружка испугается и не захочет быть рядом в такой период.
Случаи сильных страхов, особенно страха смерти, близкие просто не умеют поддержать. Их поддержка часто будет сведена к «не нагнетай» или «все будет хорошо», а ты ходишь, заглядываешь в окно реанимации, где твой новорожденный ребенок, и не уверена, что все будет хорошо. Тебя пускают туда на минутку раз в сутки, а дальше один на один ты с этим ужасом, который еще долго будет бить в нос запахом дез.средств...
И важно не оставаться один на один, не делать вид, что все будет хорошо, а честно говорить о своих переживаниях. И следует понимать, что речь не идет про «настрой на негатив», а именно про важность сделать все, чтобы чувства не застряли.
Настрой, он вообще на уровне ума выстраивается, и этим обязательно надо заняться, но позже, а чувство, уже возникшее, надо увидеть, прожить и отпустить. Тогда событие останется в прошлом полностью, не превратиться в ПТСР, не будет тянуться шлейфом долгие годы, кода тело оживляет все то непрожитое, едва вы почувствуете запах дез.средств...
Другие способы
Кому-то прожить эмоцию помогает спорт или специальные техники дыхания. Длительные прогулки или бег. Тотальное уединение.
У меня есть клиент, который "выхаживает" то, что мы во время встречи находим. Затем он отправляется в многочасовую неспешную прогулку по лесу, в ходе которой что-то там рождается или отпускается.
Интересные результаты дают арт-терапевтические инструменты, когда мы рисуем, используем фольгу или любые иные творческие приемы и материалы. Чаще всего здесь предполагается работа в два этапа: отразить текущее, а затем трансформировать.
Автор: Светлана Закуренко
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru