Найти в Дзене
Война и Homo Sapiens

Русские. Храмы каменные /Стоят и стоять будут, пока живёт душа русская, а «снесёте – с собой покончу»/

Оглавление

Проходит полвека и уникальный храм… взрывают. Не иноземный захватчик его взрывает, а свой, русский. Проходит ещё половина столетия и русские люди осознают – убить память, значит убить себя...

Настоятельно рекомендую прочитать вначале предыдущую публикацию:

Все публикации по данной теме читайте в этой подборке:

РУССКИЕ | Война и Homo Sapiens | Дзен

Подвиг 5-й

Русский дух

В 989-996 годах в Киеве впервые возводится каменная Десятинная церковь. Строят её греки. Но для нас этот факт не суть важен. В XI веке строительство не только каменных, но и деревянных храмов становится массовым.

И именно этот факт поражает каждого, кто бывает в Киеве. Адам Бременский, северогерманский хронист, посетивший Киев в том веке, в своих «Деяниях епископа Гамбургской церкви», называет Киев «соперником Константинополя».

Первый русский митрополит (до него все были византийцами) Иларион в обращении к Владимиру в своей работе «Слово о законе и благодати», пишет:

«Встань, о честная глава, из гроба твоего, встань, отряхни сон!.. Посмотри же и на город, величием сияющий, посмотри на церкви процветающие, посмотри на христианство разрастающиеся, посмотри на блеск города, освещаемого святыми иконами, благоухающего фимиамом, оглашаемого святыми хвалами и божественным пением» /Литература Древней Руси. Хрестоматия. М., 1990, стр.50/

Все в восхищении от красоты Киева, и друг, и враг Руси. А помните, как тоскует дочь Ярослава Мудрого королева Франции Анна в Париже? Образованнейшая женщина. Парижу, да и большинству европейских городов было до Киева тогда как… Далеко, в общем.

-2

Церковь в Древней Руси играет не только духовно объединяющую роль среди русских людей, но и образовательную. Они ещё и культурно просвещают русского человека. В храмах хранятся книги, в них поют, здесь творят свои шедевры мастера живописи. Всё, чем богата Русь, находится в храмах.

Греки приносят в храмовое зодчество на Руси крестово-купольную систему. По ней возводятся в Киеве первая каменная Десятинная церковь и Софийский собор. Но, чисто русское отличие от византийских храмов – это их «многоглавие».

-3

Все русские князья и цари часто приглашают иностранных зодчих для строительства и украшения русских храмов. Но это нельзя назвать простым копированием. Прекрасные зарубежные мастера только обогащают русскую систему ценностей и обогащаются сами благодаря ей.

Именно это и позволяет русским князьям и царям не опасаться, что иностранцы могут «перевоспитать» русских, изменить сам «русский дух». В XI веке прекрасные каменные храмы строятся не только в Киеве.

Собор Спаса, не уступающий по своей роскоши Софийскому собору в Киеве, возводится в Чернигове. По приказу сына Ярослава Мудрого Владимира, в Новгороде строится шикарный 5-ти главый Софийский собор. Великолепные храмы возводятся в Смоленске и Полоцке. И все они являются чисто русскими храмами.

В XII веке центр русской государственности перемещается в Ростов и Суздаль. От прежних очень красивых деревянных храмов здесь остаются уже только воспоминания в летописях. Много врагов у Руси. Но есть ещё один страшный враг – огонь.

-4

Не умели на Руси эффективно бороться с огнём, как, к примеру, те же японцы. До наших дней в Японии сохраняются великолепные деревянные храмы, построенные ещё в те далёкие годы. Список, уничтоженных на Руси великолепных храмов огромен, поэтому я не смогу здесь его опубликовать.

Но сама идея строить в каждом селе храм, приходится по душе русскому человеку. В церкви русские люди отогревают свои души. В предыдущих публикациях, в частности «Русские. Возрождение…», я написал уже о том, как русский человек справляется со страшной бедой – ордынцами.

-5

И в этом играет огромную роль православная церковь. В православных храмах витает особый дух, русский дух. Этот дух помогает не забыть в себе русскость. Деревянные церкви русский человек не прекращает строить даже несколько десятков лет уже после вторжения степняков на русские земли.

Отдельные «историки» на все лады расхваливают веротерпимую политическую мудрость Чингисхана и его преемников. Да, мудро они поступают. Они прекрасно понимают, что, разрушая и сжигая храмы, они могут взорвать смиренную русскую душу. Оно им надо?

Церкви на Руси всегда строились. Даже в самое атеистическое время.

«Снесёте – покончу с собой»

На Русской земле наступает жесточайшее революционное время. Побеждают революционеры, очень талантливые люди. Побеждают и начинают всё под свою идеологию и перестраивать. Под свою атеистическую идеологию. Как они побеждают и почему, об этом писать здесь долго, много, да и не совсем в тему будет.

-6

Бог им судья. Они в 30-е годы множество православных храмов уничтожают. И решают взорвать самый красивый – Василия Блаженного, символ души русского человека.

В 30-е годы в СССР и в частности, в Москве реконструкции уделяется большое внимание. Дело в принципе благое правительством замышляется. Технический прогресс, автомобили, поезда, самолёты, время мчится и требует пространств. А улочки ведь узкие…

Но зачем уничтожать прошлое? Прошлое, настоящее и будущее – есть одна цепочка жизни человеческой. Не думают об этом рьяные революционеры – «…до основанья всё разрушим, а затем…». Горячие революционные головы предлагают архитектору Барановскому составить смету на снос храма «Василия Блаженного»…

Пётр Дмитриевич отвечает: «Я ни чего делать для сноса не буду, а снесёте – покончу собой!». Архитектора сажают в тюрьму, но храм сносить не решаются. До сих пор он стоит на своём месте. И стоять будет, пока будет жить душа русская.

-7

Храм Христа Спасителя

Под новый год, в 1812-м году, Александр I подписывает манифест: «О построении в Москве церкви Христа Спасителя в ознаменование благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов». И в этом же документе извещается о выдворении из России армии Наполеона.

Вскоре объявляется конкурс на лучший проект будущего храма. Побеждает А.Л. Витберг. Архитектор предлагает построить огромный храм на Воробьёвых горах.

Русские люди воспринимают решение с великой радостью. Со всей России начинают поступать пожертвования от граждан разных сословий, и кто сколько может. 12 октября 1813-го на Воробьёвых горах проходит торжественная церемония закладки фундамента.

Денег на грандиозный проект требуется очень много. Очень сложная организация стройки требует и большого умения. В результате построить храм не удаётся, и стройка прекращается. Только сама идея на этом не умирает.

Архитектор К.А.Тон, в 1832-м году, составляет другой проект и в сентябре 1839-го уже на Пречистенской набережной начинается новое возведение храма.

-8

Вся страна снова жертвует свои деньги. На возведение Храма Христа Спасителя уходит 40 000 000 кирпичей. Толщина его стен составляет 3м.20см. И в конце мая 1883-го года великолепный храм освещается. Чудо свершается.

Проходит полвека и уникальный храм… взрывают. Не иноземный захватчик его взрывает, а свой, русский. Проходит ещё половина столетия и русские люди осознают – убить память, значит убить себя.

В стране происходят перемены. СССР больше не существует. Коммунистическая идеология предаётся забвению. В стране кризис и в такой атмосфере в 1994-м году Архиерейским собором РПЦ принимается решение о восстановлении храма Христа Спасителя.

Решение поддерживает народ и правительство новой России. Через 2 года строительство завершается, чуть позднее завершается и реставрация внутреннего убранства. К сожалению, не все ещё храмы на русской земле восстановлены. Работы ещё много…

-9

Монастыри

Некоторые учёные считают, что монастыри имеют лишь военное значение в качестве замков-крепостей. Другие утверждают обратное – никакой военной роли они не играют. Так кто же из них прав?

Исследователи считают, что монастыри не часто принимают в истории роль крепостей. Но остаётся и тот факт, что монастыри, расположенные на удалении от столицы, вызывают у захватчиков опасение.

Так, в 1368-м году, Москву решает захватить князь Литвы Ольгерд, пока там на троне сидит юный Дмитрий. А когда он со своим войском подходит к Боровицкому холму, то с изумлением видит на нём мощные белокаменные стены. Потоптались литовцы, да и ушли назад, решив не испытывать свою судьбу.

Да, монастыри свою военную роль играют в истории России. Просто потому, что они есть. Они пугают захватчиков одним только видом своих мощных фортификационных сооружений.

Но не одни только мощные стены монастырей пугают врагов. Их прежде всего пугает неукротимый дух русичей, их упорство. Русские считают тяжким грехом любое поражение и особенно плен. Именно этот факт я наиболее подробно постараюсь обосновать в следующей публикации…

-10

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Подпишитесь на канал чтобы не пропустить, потому как в следующей публикации я расскажу про осаду Троицкой лавры...

Все статьи по данной теме я разместил для вашего удобства в одной подборке:

РУССКИЕ | Война и Homo Sapiens | Дзен

Помощь белгородским пограничникам: СБЕР 2202 2083 3364 1968