- — А я считаю, надо попробовать, — тихий голос Веры, самой молодой участницы хора, прозвучал неожиданно твердо. — Что мы теряем?
- За неделю до конкурса случилось страшное: у Анны Сергеевны обнаружили узлы на голосовых связках. Врачи настаивали на немедленной операции.
- Когда отзвучала последняя нота, в зале на несколько секунд повисла абсолютная тишина. А потом...
— Нет, вы только послушайте эту гениальную идею! — Марина Петровна демонстративно закатила глаза. — Международный конкурс! С нашим-то любительским хором! Да нас там на смех поднимут!
В маленьком классе музыкальной школы, где каждую субботу собирался хор "Вдохновение", повисла напряженная тишина. Двенадцать женщин разных возрастов переглядывались, не решаясь высказаться. Только Анна Сергеевна, их руководитель, сохраняла спокойствие.
— А почему бы и нет? — она мягко улыбнулась, поправляя ноты на старом пианино. — За два года мы достигли неплохих результатов.
— Неплохих? — Марина Петровна фыркнула. — Мы поем на утренниках в детском саду и иногда выступаем в доме престарелых! Какой международный конкурс? Вы в своем уме?
— А я считаю, надо попробовать, — тихий голос Веры, самой молодой участницы хора, прозвучал неожиданно твердо. — Что мы теряем?
— Самоуважение! — отрезала Марина Петровна. — Достоинство! Нервы, в конце концов!
Вера побледнела, но не отступила:
— Зато приобретем опыт. И, может быть...
— Может быть что? — перебила Марина Петровна. — Думаешь, мы выйдем на сцену в Париже, и нам будут аплодировать стоя? Очнись, девочка! Мы – обычные тетки, которые собираются по выходным попеть для души. Здесь собрались бухгалтер, две учительницы, продавщица, медсестра... Какой международный конкурс?
Анна Сергеевна тихо подошла к окну. За стеклом падал первый снег, укрывая детскую площадку белым покрывалом. Два года назад, когда она развесила объявления о наборе в любительский хор, она и не думала, что это станет чем-то большим, чем просто хобби для скучающих домохозяек.
Но что-то случилось. Что-то волшебное произошло, когда эти разные женщины, со своими проблемами и историями, впервые запели вместе. Их голоса сплелись в удивительную гармонию, а души... души тоже начали звучать в унисон.
— Знаете, — она повернулась к притихшим женщинам, — когда-то давно одна мудрая женщина сказала мне: "Страх – это всего лишь предчувствие поражения. А уверенность – предчувствие победы". Выбор всегда за нами.
— Красиво говорите, — вздохнула Марина Петровна. — Только от ваших красивых слов мы петь лучше не станем.
— А мы и так поем хорошо! — впервые подала голос Галина Николаевна, обычно молчаливая учительница математики. — Помните, как на последнем выступлении весь дом престарелых плакал?
— От умиления или от ужаса? — съязвила Марина Петровна.
— От того, что мы достучались до их сердец, — тихо ответила Галина Николаевна. — Разве не в этом смысл?
Анна Сергеевна улыбнулась. Она помнила тот концерт. Помнила, как дрожал голос Веры, когда она солировала в "Синем платочке". Как светились глаза старичков. Как одна бабушка, которая, по словам персонала, не говорила уже несколько лет, вдруг начала подпевать.
— Давайте проголосуем, — предложила она. — Демократия есть демократия.
Голосование показало неожиданный результат: девять "за" и только три "против". Марина Петровна демонстративно собрала ноты и направилась к выходу.
— Ну что ж, сходите с ума без меня. А у меня, между прочим, лучшее сопрано во всей группе.
— Марина, — окликнула её Анна Сергеевна. — Ты же знаешь, без тебя мы не справимся.
Марина Петровна остановилась в дверях. Помолчала. Потом медленно повернулась:
— Три месяца до конкурса. Репетиции каждый день, а не только по выходным. И никаких поблажек – работаем как профессионалы.
— Согласны! — выдохнули женщины хором.
Так начался их путь к международному конкурсу "Голоса мира" в Париже.
Три месяца пролетели как один день. Они репетировали каждый вечер, до хрипоты, до изнеможения. Анна Сергеевна оказалась строгим руководителем – она заставляла их повторять одну и ту же фразу по десять, по двадцать раз, пока не добивалась идеального звучания.
Марина Петровна, вопреки своему скептицизму, стала главной движущей силой. Она приносила записи известных хоров, разбирала с девочками каждую партию, занималась с отстающими дополнительно.
Вера взяла на себя организационные вопросы – договаривалась о костюмах, искала спонсоров, вела группу хора в социальных сетях. Её природная застенчивость куда-то исчезла, когда дело касалось их общего дела.
Галина Николаевна, со своим математическим складом ума, расписала график репетиций так, чтобы никто не пострадал – ни работа, ни семьи. А ещё она придумала систему баллов, которая помогала отслеживать прогресс каждой участницы.
Но главное – они стали семьей. Настоящей, крепкой семьей, где каждый готов поддержать, помочь, подставить плечо. Когда у Веры случился выкидыш, весь хор по очереди дежурил у её постели в больнице. Когда сын Галины Николаевны попал в аварию, женщины скинулись на дорогую операцию. Когда от Марины Петровны ушел муж, они просто пришли к ней домой с тортом и бутылкой вина, и всю ночь пели – не репетировали, а просто пели, выплакивая её горе своими голосами.
За неделю до конкурса случилось страшное: у Анны Сергеевны обнаружили узлы на голосовых связках. Врачи настаивали на немедленной операции.
— Мы отменяем поездку, — решительно заявила Марина Петровна. — Без вас мы никуда не поедем.
— Нет, — Анна Сергеевна покачала головой. — Операция через две недели. У нас есть неделя. Вы справитесь.
— Но как? — растерянно спросила Вера. — Кто будет дирижировать?
— Ты, — просто ответила Анна Сергеевна. — У тебя есть музыкальное образование. И ты знаешь каждую ноту нашей программы.
— Я? Но я никогда...
— Ты справишься, — Анна Сергеевна сжала её руку. — Я верю в тебя. В вас всех.
Париж встретил их моросящим дождем и холодным ветром. В огромном концертном зале они чувствовали себя потерянными – маленький любительский хор из российской провинции среди профессиональных коллективов со всего мира.
— Господи, что мы здесь делаем? — прошептала Галина Николаевна, глядя на безупречное выступление хора из Италии.
— То же, что и всегда, — ответила Марина Петровна неожиданно мягко. — Поем для души. Просто теперь наши души будут петь в Париже.
Они выступали предпоследними. Вера стояла перед хором, и её руки дрожали. Но когда она подняла их для первого взмаха, случилось чудо: она вдруг почувствовала, как сила двенадцати женщин, их вера, их любовь, их поддержка течет через неё, словно электрический ток.
Они пели русские народные песни – те самые, что когда-то разучивали для выступления в доме престарелых. Пели так, как будто каждая нота была частью их души. Пели о любви и разлуке, о надежде и вере, о силе женского сердца и крепости женской дружбы.
Когда отзвучала последняя нота, в зале на несколько секунд повисла абсолютная тишина. А потом...
А потом случилось то, о чем они даже не мечтали: весь зал встал. Они получили не главный приз – его забрал профессиональный хор из Германии. Но они получили специальный приз жюри "За искренность и душевность исполнения" и приз зрительских симпатий.
— Знаете, — сказала Марина Петровна, когда они праздновали в маленьком парижском кафе, — а ведь я была права.
— В чем? — удивилась Вера.
— В том, что мы обычные тетки, которые собираются по выходным попеть для души. Просто я не понимала тогда главного: иногда именно душа и делает музыку настоящей.
Позже, уже дома, они узнали, что операция Анны Сергеевны прошла успешно. А ещё через месяц их "Хор выходного дня" получил официальный статус народного коллектива и постоянную площадку для репетиций в городском Доме культуры.
Но главное было не это. Главным было то, что каждую субботу в маленьком классе музыкальной школы собирались двенадцать женщин. Они пили чай с принесенной из дома выпечкой, делились новостями, поддерживали друг друга. А потом пели – пели так, что их голоса поднимались к небу и, казалось, достигали звезд.
Потому что когда поет душа, даже самый обычный хор может стать необыкновенным. Нужно только верить и не бояться мечтать.