Найти в Дзене

С юбилеем, дядя Степа-милиционер! И ждём возвращения...

В 1950-1960-ые годы советская милиция в стремлении улучшить свой образ в глазах населения старалась найти новые формы сотрудничества и диалога с обществом. С одной стороны, это было проявлением тенденций «оттепели», которая подталкивала МВД к большей открытости, с другой - обусловливалось внутренними потребностями: улучшение имиджа могло облегчить работу сотрудников милиции и привлечь на службу более образованные кадры.

Использовалось множество форм работы в этом направлении: встречи с гражданами, публикации в ведомственных и прочих изданиях, мотивирование творческой интеллигенции на создание произведений о советской милиции. Последнее оказалось особенно успешным: результатом стало появление целого ряда образов-символов (Дяди Степы-милиционера, служебного пса Мухтара, участкового Анискина), которые живы в общественном сознании до сих пор. Данный опыт с разной степенью успешности пытались использовать и в последующие годы. Думается, он может быть востребован и сегодня.

Если бы Михалков не нарушил ПДД, не появился бы этот литературный милицейский персонаж. Фото из открытых источников.
Если бы Михалков не нарушил ПДД, не появился бы этот литературный милицейский персонаж. Фото из открытых источников.

Летом 1954 года МВД СССР объявило литературный конкурс на лучшее произведение о работе милиции. На конкурс поступило более 400 работ. Именно к этому мероприятию Сергеем Михалковым было написано стихотворение, в котором появился самый знаменитый образ советского милиционера.

Поэма «Дядя Стёпа - милиционер» (она завоевала второе место в конкурсе) впервые была опубликована в газете «Пионерская правда 10 декабря 1954 года. Хотя с этим персонажем дети познакомились ещё в далёком 1935 году, когда в журнале «Пионер» было опубликовано первое михалковское произведение цикла, в котором происходит знакомство с добрым, положительным персонажем дядей Стёпой. Тогда вряд ли кто мог предположить, что со временем тому придётся переквалифицироваться в милиционера...

С юбилеем, дядя Стёпа-милиционер! Фото из открытых источников.
С юбилеем, дядя Стёпа-милиционер! Фото из открытых источников.

Михалков очень удачно выбрал образ постового милиционера, понятный и взрослым, и детям: и те, и другие видят постовых сотрудников милиции чаще всего, они в первую очередь должны приходить на помощь в критических ситуациях.

Сам поэт так объяснил свой выбор:

«Однажды на одной из улиц Москвы я остановил свою машину в неположенном месте, у тротуара на пешеходной дорожке. Ко мне подошёл милиционер. Каково же было моё удивление, когда я увидел своего дядю Стёпу, только в милицейской форме. Это был очень высокий милиционер, выше всех, каких я когда-либо видел в своей жизни! Мы познакомились и разговорились. Оказалось, что до того, как стать милиционером, дядя Стёпа служил на флоте. Это меня ещё больше удивило. Мой дядя Стёпа, про которого я написал весёлую поэму для детей, тоже ведь служил на флоте! И вот теперь я решил написать продолжение моей весёлой книжки- поэму про дядю Стёпу-милиционера».

Лёгкий и запоминающийся текст Михалкова показывает дядю Стёпу во всех милицейских ипостасях: то он призывает к порядку хулиганов, то исправляет дорожный светофор, ликвидировав этим затор на дороге, то спасает оказавшуюся на льдине гражданку. И, как апофеоз всего, помогает потерявшемуся малышу найти маму.

Сергей Михалков всегда говорил с детьми на понятном им языке. Фото из открытых источников.
Сергей Михалков всегда говорил с детьми на понятном им языке. Фото из открытых источников.

Интересно, что произведение Михалкова первоначально встретило критику со стороны отдельных милицейских руководителей. На совещании редакторов ведомственных милицейских изданий в адрес автора прозвучал упрёк в том, что тот совершенно не знает специфики милицейской работы.

Да и михалковский юмор некоторым показался неуместным. Сам автор, например, говорит: «Вот это милиционерище! Почти выше высотного здания». Как такое может быть? Или эпизод, когда дядю Стёпу хотят подвезти до управления милиции: он не влезает в «Победу», так его (сотрудника милиции!) везут на самосвале! Получается, что его везут не в отделение милиции, а на свалку! Смешно? Вот только смех, по мнению таких критиков, явно не в пользу милиции!

Однако дядя Стёпа в погонах тут же завоевал сердца детей и взрослых. Да и самих сотрудников милиции. В 1964 году (ещё один юбилей!) был снят мультфильм с одноимённым названием. А позднее, когда стало популярным ставить памятники сотрудникам МВД, в нескольких городах именно бронзовый «Дядя Стёпа» стал символом милицейского мужества и добросовестного выполнения служебного долга.

Вот такой бронзовый дядя Стёпа стоит на страже порядка в Самаре. Фото из открытых источников.
Вот такой бронзовый дядя Стёпа стоит на страже порядка в Самаре. Фото из открытых источников.
А этот стоит у здания УГИБДД по Московской области. Фото из открытых источников.
А этот стоит у здания УГИБДД по Московской области. Фото из открытых источников.
И вот такой шуточный вариант светофора можно наблюдать на одной из московских улиц. Фото из открытых источников.
И вот такой шуточный вариант светофора можно наблюдать на одной из московских улиц. Фото из открытых источников.

Этот культовый литературный милицейский персонаж и сегодня является эталоном справедливости, доброты и чести. По крайней мере, у многих мальчишек и девчонок, выросших на истории дяди Стёпы и не единожды прочитавших михалковские строчки своим детям и внукам - чтобы те находили в строчках поэмы пример для подражания.

Книжка на все времена. Фото из открытых источников.
Книжка на все времена. Фото из открытых источников.

Почему мы так любим дядю Стёпу-милиционера? Чего такого особенного вложил Михалков в своего персонажа, вот уже 70 лет восхищающего не одно детское поколение? И нужна ли эта книжка в домашней семейной библиотеке?

Во-первых, образ доброго и сильного милицейского богатыря дяди Стёпы зиждется на уверенности любого ребёнка, что взрослый может всё - остановить поезд, достать тонущую бабку прямо с моста, спасти голубей от пожара, открыв чердачное окно. К тому же, доверие и восхищение вызывает спокойное осознание долга героем поэмы: он точно знает, что должен делать, зачем он поставлен и чем может помочь.

Во-вторых, дядя Стёпа понятен детям, поскольку сам как ребёнок: возится с малышнёй, беседует с детьми, достаёт им с проводов змея. И не только не обижается на их прозвища и насмешки, но и сам порой выражается как они: «Я задаром спас его»...

Ещё один важный момент: нравоучения в поэме звучат как бы вскользь, они проскакивают между строк, не утомляя ребёнка, но при этом (вот парадокс!) те их хорошо запоминают! Кто ж не знает, что «чистить зубы дядя Стёпа никогда не забывал»?

Вот такие типажи хотелось бы видеть на улицах наших городов. Фото из открытых источников.
Вот такие типажи хотелось бы видеть на улицах наших городов. Фото из открытых источников.

Странное сейчас время. Мы мало доверяем своим детям, пугая их опасностями и злодеями: боимся отпускать гулять, провожаем, звоним, контролируем. Чуть ли не любой незнакомец для нас - потенциально опасный человек, и мы не хотим, чтобы он приближался к ребёнку, разговаривал с ним.

И нет на улицах наших городов такого высокого гражданина, который бы смог взглядом найти потерявшегося в толпе малыша или заставить хулигана ответить за свои поступки. А так хотелось бы, чтобы посреди всего информационного мусора и пошлого барахла, которое просачивается к нам из новостей и фильмов, посреди негатива, который дети невольно слышат из взрослых разговоров, возникла фигура Степана - доброго милицейского великана и просто честного человека…

Последние публикации на канале:

Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!