Колядные песни исполнялись святочный период во время ритуальных обходов по домам. Они имеют свой сюжет, свою структуру, свои разновидности.
Как и прочие календарно-обрядовые песни, их запрещалось петь за пределами своего обрядового периода. О последствиях нарушения запрета подробнее здесь.
Как быстро понять, что перед вами именно колядная песня? Всё просто: если после каждой строки или полустишья, после каждого куплета, либо в начале и в конце песни вы слышите вот такие постоянные рефрены:
- рус. «колядá», «коляда-моляда». «колядá святá», «виноградье, красно-зелёное моё», «ой, овсень», «таусень-таусень» и др.;
- бел. «ой, коляда», «каляда, гей, каляда», «каляда-калядзiца», «святый вечор», «шчодрый вечар, добрый вечар» и др.;
- укр. «пой, дай Боже», «святий вечiр», «щедрий вечiр, добрий вечiр»;
- пол. «hej kolęda», «kolęda, kolęda», «hej nam, hej» и др.
то перед вами колядная песня. На этом можно было бы закончить, но тут ещё есть что дополнить.
Наиболее типичными «колядными» являются заклинательно-магические и благопожелательные или величальные песни. Их можно разделить на:
- песни ряженых при обходах дворов «с козой»;
- короткие обрядовые посевальные песенки, которые исполнялись во время новогоднего ритуала осыпания дома зерном;
- детские песенно-речитативное куплеты с просьбой одаривания;
- религиозные песни с тематикой Рождества Христова.
В соответствии с обрядовой функцией выделяются особые репертуарные группы колядных песен:
- «подоконные» или «надворные», исполнявшиеся перед домом для старшего хозяина или для всей семьи в целом;
- индивидуальные посвящения (благопожелательные или величальные) для каждого из домочадцев: для хозяина и хозяйки, для их детей и родителей;
- заключительные припевки или куплеты, примыкающие к основным колядным песням, содержащие просьбу одарить, не скупиться на угощение, а также благодарственные формулы за «колядные дары».
Ритуальными признаками характеризуются мотивы вступительных колядных песен («подоконных», «надворных»), в которых упоминается, что колядовщики «ходят-бродят» от дома к дому в ночное время, что они ищут двор хозяина, что они объявляют о своём прибытии, спрашивают хозяина, дома ли он, не спит ли, слышит ли их, разрешает ли колядовать, приготовился ли одаривать и т. п. Например, белорусская песня:
Хадзiла-блудзiла семсот малайцоў, шчодры вечар
Семсот малайцоў, сем гарных хлапцоў, шчодры вечар
Прыблудзiлiся к новаму двару, шчодры вечар
К новаму двару, пану Рыгару, шчодры вечар
Ой, добры вечор, пане Рыгора, шчодры вечар
Мы ж твайго двара не мiнаема, шчодры вечар
Мы ж усе цябе велiчаема, шчодры вечар
Тема угощения и одаривания оказывается в колядных песнях наиболее типичной и устойчивой. Она находит свое воплощение:
- в просьбах поскорее одарить или даже в требованиях «подавать» то, что по обычаю заранее приготовлено хозяевами для колядников: «Не пора ли вам, хозявушки, за усенюшку платить?», «Подавай кишки да ножки в задние окошки» (ср. рус.); «Што ты, цётка, наварыла?/ Што ты, цётка, напякла? Нясi хутчэй да акна!» (бел.);
- в обещаниях колядовщиков наградить хозяев добром за щедрое угощение: «Если дашь пирога, — полон двор живота, / Тебе триста коров, полтораста быков» (рус.); «Винесь сала, не скупися, / Щоб твiй ячмшь уродився...» (укр.);
- в формулах угроз и проклятий в адрес хозяев, нарушивших обычай одаривания: «Не дацi блинца, дык здохнець ауца (бел.); «Кто скоро дарит, тот парня родит, на коня посадит <...>/ Кто не скоро дарит, шелудиву девку родит, под овраг свалит»(рус.).
В репертуаре любой колядной группы имелись подобные песенные или речитативные куплеты на случай плохого одаривания. Самыми популярными мотивами таких «негативных» коляд были угрозы увести со двора скот, забрать с собой детей, развалить печь, крышу, ворота, перевернуть хату, побить горшки и миски, наслать неурожай и смерть, напустить на дом мышей и т. п.
Колядовщики имели сакральный статус, поэтому их лучше не обижать.
Еще одну группу в колядном репертуаре составляют песни, в которых нашли отражение мифологические мотивы, например, верования о колядовщиках, как пришельцах из потустороннего мира и о том, что целью их прихода является получение обрядовой пищи. К ним относится, прежде всего, мотив «прихода издалека»: серб. «Пути су нам предалеки,/ Дални пути каловити... [Путь лежит нам далекий, через грязные грязи]
В восточно-славянских песнях упоминается, что колядовщики проделали трудный путь, «прахадзiлi лясы-боры» , «грязные грязи» , стоптали башмаки, устали, поэтому просят поскорее их одарить.
В наибольшей степени величальные мотивы представлены в цикле «молодежных» колядных песен, т. е. адресованных девушкам и парням.
В колядном репертуаре всех славян особую группу составляют песни, связанные с христианской тематикой праздника Рождества Христова:
- религиозные песни литургического происхождения;
- фольклорные «пасторалки», т. е. песни о поклонении пастухов новорожденному Христу;
- «вифлеемские коляды», исполняемые в драматизированных сценках при обходах с «вертепом» (кукольным театром);
- народные рождественские песни, прославляющие младенца-Христа и «Божью Матерь».
Такие «христианские коляды» исполнялись обычно во время обходов на Рождество, тогда как при новогоднем колядовании можно было петь «светские» благопожелательные коляды ритуально-магического характера. У восточных славян наблюдается изменение в терминах, используемых для обозначения похожих по содержанию и структуре колядных песен, связанных с Рождеством и Новым годом. Рождественские песни чаще всего называют «колядками», тогда как новогодние песни получили название «овсéни», усéсньки, таусени (рус.); шчадроўки, шчадрэц (бел.); щедрiвки, щодрики (укр.).
Примеры колядных песен ещё можно посмотреть в статье про Коляды и послушать в этом видео от Белорусов Прибайкалья. Видео снято в 2021 году в белорусской деревне Тургеневка Баяндаевского района Иркутской области.