Найти тему

Кто ж его посадит? Он же памятник!

Оглавление

Удивительная история у монумента Императору Александру III – его прозвали "чугунным пугалом", желали сослать в Сибирь и даже посадил в клетку.

Монумент российскому императору Александру III был установлен в 1909 году на Знаменской площади (ныне пл. Восстания) Санкт-Петербурга. Скульптор – итальянец Паоло Трубецкой, автор гранитного постамента – архитектор Ф.О. Шехтель, бронзовая скульптура изготовлена итальянским литейщиком Эмилио Сперати.

Знаменской площади (ныне пл. Восстания)
Знаменской площади (ныне пл. Восстания)

Идею поставить памятник основателю Великого Сибирского пути (Транссибирской магистрали) подал министр финансов Сергей Юльевич Витте. Идея была одобрена семьей покойного Императора.

Итальянский скульптор Паоло (Павел Петрович) Трубецкой был двоюродным братом князя Пётра Николаевича Трубецкого, в Россию приехал по приглашению родственника в 1897 году. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1899 году итальянец принял участие в конкурсе на создание монумента Александру III в Санкт-Петербурге. В марте 1900 года «Комиссия по проведению конкурса» по результатам второго тура остановилась на проекте Паоло Трубецкого, проживавшего тогда в Москве.

По задумке Паоло Трубецкого Александр III должен был стоять на скале, но в последствии постамент был упрощен комиссией
По задумке Паоло Трубецкого Александр III должен был стоять на скале, но в последствии постамент был упрощен комиссией

Паоло Трубецкой работал над скульптурой Александра III с 1899 по 1906 год. Современники отмечали сложный характер скульптора. Считается, что Пауло Трубецкой не учитывал мнения членов комиссии и князя Владимира Александровича, усмотревшего в «модели монумента карикатуру на его брата».

Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, наоборот, была удовлетворена работой, считая, что скульптору удалось добиться достоверности и выразительности внешнего облика императора.

Памятник действительно отличался от других царских монументов. Скульптор не стремился идеализировать монумент и придать ему парадность. Александр III изображён в повседневной форме, грузно сидящий на мощном коне – не император, а командир казачьего полка.

«Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль...» Паоло Трубецкой.

Ещё до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение к себе со стороны некоторых членов царской фамилии, членов комиссии и деятелей искусства. В 1906 году Паоло Трубецкой уезжает на родину, монумент заканчивают без него.

В своих воспоминаниях Витте указывает на разочарование в затеянном деле и неуживчивый характер родственника Трубецких, возможно поэтому, в 1906 году он просил у Императора снять с него обязанность курирования дальнейших работ и считал своим долгом не дать установить уродливый памятник.

Но, видимо, Мария Фёдоровна поспособствовала завершению установки монумента. 23 мая (5 июня) 1909 памятник был освящён и торжественно открыт на Знаменской площади. Скульптор на открытии монумента не был, его то ли не пригласили, то ли поздно пригласили и он не успел приехать.

Фотография с ar.culture.ru
Фотография с ar.culture.ru

Памятник получился спорным, ему давали очень противоречивые оценки – от восторженных до резко отрицательных. Если до этого Николай II относился к скульптуре благосклонно, то после критики публики желал "сослать" памятник в Сибирь, "подальше от своих оскорблённых глаз", а в столице воздвигнуть новый.

Каким же был на самом деле Александр III?

Император отличался высоким ростом – 193 см. Обладал исключительной силой, пальцами гнул монеты и ломал подковы. С годами сделался тучным и громоздким.

Александр III, 1894 г.
Александр III, 1894 г.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов командовал Восточным (Рущукским) отрядом Дунайской армии. Современники отмечали, что находясь во главе отряда проявил себя достойно.

Император был совершенно лишён аристократизма, что проявлялось даже в манере одеваться. Его часто можно было видеть в солдатских сапогах с заправленными в них штанами. В домашней обстановке надевал русскую рубаху с вышитым узором. Отличался бережливостью, часто появлялся в поношенных брюках, полушубке, сапогах.

Император Александр III с супругой Марией Фёдоровной (Мария София Фредерика Дагмар)
Император Александр III с супругой Марией Фёдоровной (Мария София Фредерика Дагмар)

Придворный этикет и церемонии при Александре были упрощены, число балов ограничено четырьмя в год. Он сократил штат министерства двора, уменьшил число слуг, ввёл строгий надзор за расходованием денег. Дорогие заграничные вина заменил крымскими и кавказскими.

А еще, император был коллекционером картин, сам хорошо рисовал (как и все Романовы), профессионально играл на тромбоне и баритон-геликоне. За время его правления не случилось ни одной войны.

Простым и громоздким, каким и был Император в жизни, его изобразил принципиальный художник Паоло:

В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нём.

Судьба монумента после революции

12 апреля 1918 года был подписали печальный декрет СНК «О памятниках Республики», который предписывал определить список и снять памятники, не представляющие исторической и художественной ценности, воздвигнутые «в честь царей и их слуг».

Удивительно, но монумент Александру III на площади Восстания не снесли и не переплавили. После революции он простоял еще 20 лет. Считается, что его не трогали из-за карикатурного вида. Но, возможно, всё то, что происходило со скульптурой после смены власти, было чьей-то изящной операцией по сохранению памятника.

Еще с Февральской революции 1917 года памятник стали закрывать декоративными композициями в зависимости от предстоящего революционного праздничного события.

В 1922 году на памятнике высекли стихотворение Демьяна Бедного "Пугало", выразив презрение к самодержавию.

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

Самодержавия нет уже 5 лет, а Император-богатырь стоит...

Из архива ФГБУК "Государственный центральный музей современной истории России"
Из архива ФГБУК "Государственный центральный музей современной истории России"

В 1927 году, на праздновании десятилетия Октября, скульптура императора была заключена в металлическую клетку. Автором декоративной композиции был российский, а потом советский архитектор Иван Фомин, глава архитектурно-планировочной мастерской при Совете коммунального хозяйства Петрограда.

-7

Не Фомин, случаем, подал идею использовать монумент в пропагандистских целях, что позволило памятнику сохраниться до лучших времен?

В 1936 году был сформирован "Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР", к памятникам стали относиться как к части истории новой Советской республики. В 1937 году решили проложить трамвайные пути через площадь. Памятник мешал, планировалось отправить его на переплавку, но музейщики не дали. Александра III перевезли в Михайловский сад (у Русского музея), где его сбросили на левый бок.

Интересный факт: ранее Русский музей назывался "Русский Музей Императора Александра III", основал его Николай II. Идея создать музей национальной культуры зародилась у Александра III, реализовал ее сын после смерти отца. Собранная Александром коллекция картин стала основой музея. Именно здесь, на долгие годы, нашел защиту монумент идейному основателю.

Сотрудники музея сберегли памятник во время блокады Ленинграда защитив от бомбардировок песком, землей и бревенчатым настилом. После войны, в 1953 году, памятник подняли и перенесли во внутренний двор Русского музея.

Из гранитного постамента (хранился отдельно) сделали основание памятника Римскому-Корсакову и постаменты для бюстов героев Советского Союза в московском парке Победы.

Памятник Александру III во дворе Мраморного дворца.
Памятник Александру III во дворе Мраморного дворца.

В 1994 году снова переезд – в Мраморный дворец. Примечательно, что в советские годы во дворце размещался музей В. И. Ленина, а перед входом с 1937 года стоял броневик «Враг капитала». В итоге, Александр III потеснил символ свержения монархии, заняв его место, а броневичок отправился в Музей артиллерии и инженерных войск.

-9

Сегодня ведутся обсуждения о переносе монумента на место попросторнее. А пока, Александр III стыдливо спрятался от посторонних глаз, ему нужна реставрация, утерян георгиевский темляк, поводья и постамент уже не тот.

Пройти к памятнику можно с Дворцовой набережной д.6 или с Миллионной улицы, 5/1.