Утреннее молитвенное правило в наших молитвословах начинается с молитвы мытаря: «Боже, будь милостив ко мне, грешному». Церковь выбрала эту молитву, чтобы передать чувства, которые мы должны испытывать во время молитвы.
Произнося молитву «Боже, будь милостив к нам, грешным» и вспоминая притчу о мытаре и фарисее, мы настраиваемся на правильное молитвенное состояние. Часто мы относимся к молитве формально, бездумно, забывая об этом настрое. Однако осознание и принятие этого настроя важны для нашего благочестия.
Притча рассказывает о двух людях, пришедших в храм. Все мы молимся по-своему: кто-то внимательно слушает песнопения, кто-то просит о своем, кто-то мечтает, кто-то вспоминает, кто-то мучается, ожидая конца службы. Некоторые ждут начала молебна, так как пришли служить его, и происходящее им непонятно. Лишь отдельные слова доходят до их сознания, ненадолго включая разум. У всех нас разное душевное состояние и разный уровень церковного образования.
И вот в храме встретились два человека – мытарь и фарисей.
В древние времена мытарями называли сборщиков налогов, которые быстро богатели, нарушая законы, беря немного больше, чем было положено. Иудеи презирали их, считая, что они обирают соплеменников.
Мытари были своего рода полицейскими, собирающими налоги в пользу римлян, которые оккупировали страну. Иудеи ненавидели их, так как они отдавали деньги римлянам. Мытарь стал символом греха и презрения. Никто не желал посещать его дом и пиры, которые он устраивал. Даже родственники избегали его.
Фарисеи были религиозными людьми своего времени, которые старались соблюдать закон Божий: поститься, отмечать праздники, ходить в храм и соблюдать дома правила. Они учили народ, знали Священное Писание и многие из них заучивали его наизусть. Люди уважали их и обращались к ним за советом.
Вот два человека — один всеми почитаемый праведник, фарисей,
и другой — всеми презираемый грешник, мытарь — входят в храм и молятся Богу, каждый про себя.
Фарисей обращается к Богу со словами: «Боже! Благодарю Тебя». Что мы можем принести Богу в жертву? Только благодарность.
Он благодарит Бога за отличие от других людей, которые грабят, обижают и прелюбодействуют. Он перечисляет свои достоинства: «Я не такой, как те люди. Я не грабитель, не обидчик, не прелюбодей. Я постился два раза в неделю и отдаю десятую часть от всего, что имею». Он благодарит Бога за то, что он хороший человек, потому что был образованным и понимал, что всё доброе в нём — от Бога.
Мытарь стоял в стороне, не решаясь поднять взгляд к небесам. Он с раскаянием бил себя в грудь и молил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!»И Господь сказал: «Говорю вам, что этот человек ушёл домой более оправданным, чем тот. Ибо всякий, кто превозносит себя, будет унижен, а смиряющий себя возвысится».
То есть Господь поставил фарисея ниже мытаря. Всё, что он делал — постился, отдавал десятую часть своего имущества на храм, не грабил, не прелюбодействовал — было перечёркнуто его гордостью. Вот насколько опасны гордость, тщеславие и честолюбие.
Мытарь, несмотря на то, что был грешником и, возможно, прелюбодеем и пьяницей, ушёл домой более оправданным и встал на путь исправления. Молитва оценивается не по чувствам человека во время молитвы, а по её плодам.
Фарисей чувствовал умиротворение и покой, а мытарь — скорбь и смятение. Но его молитва принесла плоды, а фарисея — нет. Бог оправдал мытаря больше, чем фарисея. Молитва мытаря оказалась более угодной Богу, потому что Бог противится гордым и даёт благодать смиренным.
Оправдал — значит Бог простил и изгладил грех из сердца человека. Это прощение от Бога, плод молитвы.
Утром мы молимся: «Господи, избавь меня от злобы», а вечером вспоминаем, что провели день без злобы, в мире. Молитва была услышана и принята, несмотря на лень.
Если же мы раздражаемся, несмотря на поклоны и плач, значит, Бог нас не оправдал, молитва не была принята.
Если мы просим Бога об избавлении от греха и чувствуем, что он отступает, значит, молитва принята, мы получаем оправдание и прощение. Если нет – значит, нет.
Господь принимает молитву только из смиренного сердца, когда человек осознает свою греховность.
Господь говорит: «Я пришёл не праведников спасать, но грешников». Святой объясняет: «В Царствии Небесном нет ни одного праведника, только кающиеся грешники».
Фарисей был праведником, но мытарь его обошёл. Господь сказал: «Мытари и блудницы вперёд вас войдут в Царство Божие». Фарисеи, будучи праведниками, распяли Христа, а некоторые блудницы стали ученицами Христа.
Что мешало фарисеям?
Гордость, превозношение, вера в свою исключительность. Фарисей формально был чище мытаря: не грабил, не прелюбодействовал, не пил вина, постился. Но Богу отвратительна гордость. Трезвый гордец безобразнее пьяницы, осознающего свой грех и смиряющегося. Просто люди считают пьяницу социально опасным. Но перед Богом все наши добрые дела ничтожны.
Господь сделал, делает и будет делать бесконечное добро, по сравнению с которым все наши добрые дела кажутся ничтожными. Перед лицом Бога все наши усилия кажутся незначительными. Господь смотрит не на внешние проявления добрых дел, а на суть человека. Мытарь, смиренный и кающийся, проявил больше веры и понимания, чем формально праведные люди. Он оказался более духовным, хотя и был грешником.
Парадокс, но это не значит, что мы не должны делать добрые дела. Каждое доброе дело приближает нас к Богу и помогает развивать христианские добродетели. Но если мы делаем добрые дела из тщеславия, желая показать свою заслугу и получить похвалу, это отвратительно и не ценится людьми, а тем более Богом. Господь сказал: «Делай милосердное дело в тайне, и Господь, видя твоё тайное, воздаст тебе явно». Апостол Павел также говорит: «Смотрите, чтобы никто не говорил о вас хорошо».
Если мы ведем жизнь, вызывающую только похвалу, значит, мы стремимся не к богоугодию, а к человекоугодию, желая получить славу от людей. Если мы продолжаем осуждать других и ставить себя выше них, то наша молитва будет бессмысленной. Господь предупреждает нас об этом.
В духовной сфере много парадоксов. Фарисей считал, что он соблюдает закон и ему гарантировано место в лоне Авраамовом и Царствие Небесное. Мытарь, по его мнению, был грешником и не мог рассчитывать на такую благодать.
Но Господь оправдал мытаря, а не фарисея. Почему фарисей ошибся? Возможно, он не обратил внимания на слова пророка Исаии: «Мои мысли не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».
Духовная жизнь отличается от мирской. Некоторые считают, что смерть — это хорошо, ведь человек просто вздыхает и умирает. Но с точки зрения духовности такая смерть — худшая из всех. Человек не подготовился к смерти, не страдал, не думал о ней.
Одна монахиня говорила, что болезнь, особенно рак, это прекрасно, потому что она неизлечима и неизбежно ведёт к смерти, но даёт время на покаяние. Единственный недостаток — боль, но Господь послал ей эту болезнь за её духовное понимание. Она угасала безболезненно.
Она знала свой диагноз и понимала, что Господь принял её молитву и дал время на покаяние и позволил ей перенести рак безболезненно.
Такие рассуждения характерны для духовных людей, потому что цель христианской жизни — общение с Богом в Царствии Небесном. Для мирских людей важно устроиться здесь, на земле, как можно лучше. Фарисей считал себя выше всех, но мытарь был выше его со своими страданиями и ненавистью.
В Послании к Тимофею апостол Павел обращается к своему любимому ученику: «Ты последовал мне в учении, в образе жизни, в отношении к людям, в вере, в великодушии, в любви и в терпении». Апостол получает в ответ: « я был подвергнут гонениям и страданиям, но Господь избавил меня от них». Служитель Бога испытывает гонения и скорби, и Павел хвалит Тимофея за выбор этого пути. Апостол говорит: «Все, кто хочет жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. А злые люди и обманщики будут процветать в своём зле, вводя в заблуждение и сами заблуждаясь». Они думают, что у них всё хорошо, и учат других: «Смотрите, как я живу, делайте, как я».
Но такая жизнь не угодна Богу.
Парадокс, но благополучие человека — признак того, что Бог от него отвернулся. Отсутствие скорбей и болезней — знак, что Бог потерял надежду на спасение человека. В Царство Небесное можно войти только через множество скорбей. Обилие скорбей означает, что человек на правильном пути. Господь избавит его от скорбей, проведёт через них, потому что они необходимы для очищения человека от грехов.
Если мы будем рассуждать духовно, то есть как душа, то наши мысли проникнут в сознание. Мы никогда не сможем выйти из состояния покаяния, подобно мытарю, который молился: «Боже, милостив буди мне, грешному».
И так нужно молиться всегда, и в радости, и в горе. Нельзя ставить себя выше других, даже если кто-то хуже нас. Это заблуждение, наш человеческий суд. Мы судим по внешности, не зная человека, видя лишь отдельные поступки и черты характера. Наши выводы неверны.
Если человек хорошо к нам относится, мы говорим, что он хороший; если хуже, то плохой. Но, может быть, он плохо относится только к нам, а ко всему миру — хорошо. Мы его отрицаем.
В храм вошли двое — на человеческий взгляд, один хороший, другой плохой. Плохой оказался более оправданным, потому что хороший был хорошим только внешне, а в глубине души жили страсти: тщеславие, превозношение и гордость.
Только Бог видит человека со всех сторон.
Давайте очистим себя от гордости, чтобы Господь, видя наше смирение, оправдал нас и даровал благодать.
Спасибо Богу за всё..
Друзья, если было полезно и понравилось, оцените пожалуйста.
Оставляйте комментарии.
Все статьи канала здесь - Православный чтец.
Жмите на канал, и подписывайтесь, что бы не пропустить новые статьи.
Благодарю.