Найти в Дзене
Просмотрено!

Все оттенки пхансори в дораме "Чон Нён: рождение зведы"

Дорама "Чон Нён: рождение звезды" была одной из самых ожидаемых мной этой осенью. Во-первых, Ким Тэ Ри - мне очень хотелось узнать ее поближе как актрису; во-вторых, довольно необычные для дорамапрома время и место дейтсвия: не Чосон и не современность, а послевоенные 1950-е в Южной Корее. Сюжет разворачивается внутри кукгыка, или, точнее, ёсон кукгыка - одной из разновидностей песенного национального театра, где все роли исполняют женщины. В доколониальной истории Кореи существовало несколько театральных жанров. Одним из самых известных был пхансори, жанр оперы-рассказа, который исполнялся певцом-мужчиной, или квандэ. На рубеже двадцатого века японская оккупация спровоцировала трансформацию традиционного общества, а также принесла в Корею современный театр и западные влияния в искусстве. И тут на сцену в буквальном смысле вышли кисэн, которые до этого демонстрировали свое искусство лишь в частном порядке: они стали выступать на публике, а некоторые даже сделали себе на карьеру, став з
Оглавление

Дорама "Чон Нён: рождение звезды" была одной из самых ожидаемых мной этой осенью. Во-первых, Ким Тэ Ри - мне очень хотелось узнать ее поближе как актрису; во-вторых, довольно необычные для дорамапрома время и место дейтсвия: не Чосон и не современность, а послевоенные 1950-е в Южной Корее. Сюжет разворачивается внутри кукгыка, или, точнее, ёсон кукгыка - одной из разновидностей песенного национального театра, где все роли исполняют женщины.

В доколониальной истории Кореи существовало несколько театральных жанров. Одним из самых известных был пхансори, жанр оперы-рассказа, который исполнялся певцом-мужчиной, или квандэ. На рубеже двадцатого века японская оккупация спровоцировала трансформацию традиционного общества, а также принесла в Корею современный театр и западные влияния в искусстве. И тут на сцену в буквальном смысле вышли кисэн, которые до этого демонстрировали свое искусство лишь в частном порядке: они стали выступать на публике, а некоторые даже сделали себе на карьеру, став звездами пхансори. Примерно с этого момента пхансори перестает быть только мужским искусством. Наряду с этим, развиваются "оперные" версии пхансори с несколькими персонажами, как мужскими, так и женскими, известными как чхангёк, что буквально означает «песенная драма». А в конце 1940-х годов появляется новая версия чхангёк - только с женщинами-певицами. Этот полностью женский театральный жанр известен как ёсон кукгык.

Источник: "Женская мужественность и культурный символизм: история ёсон кукгыка, полностью женского театрального жанра", Ха Чжу Ён, 2021.

Перед нами - история Юн Чон Нён, бедной девушки из Мокпо, которая вместе с сестрой и матерью зарабатывает на жизнь ловлей и продажей рыбы. Чон Нён любить петь, но авторитарная мать всячески пресекает попытки дочери это делать, а уж тем более на публике. Но однажды на рынке в Мокпо появляются две звезды театра Мэран, широко известной труппы кукгыка, и с этого момента жизнь Чон Нён необратимо меняется...

Театр в театре

"Чон Нён: рождение звезды" - это такая матрешка, это театр в кино, или даже театр в театре, когда актеры играют роли актеров, которые играют роли. Можно было бы назвать это процедуралом, или производственной дорамой, но это понятие обычно относят к сериалам про судей или полицейских. Тем не менее, в дораме нам покажут и будни кукгык-дан, то есть театральной труппы, и правила отбора стажёров, и репетиции спектаклей, и процесс нанесения грима - все, что я так люблю в подобных проектах. А самое главное - мы увидим настоящий кукгык: в дораме довольно много времени выделено на показ именно представлений, так что иногда даже забываешь о том, что это не телепоказ спектакля, а сериал про спектакль... Полное погружение, короче. Финальная серия так вообще большей частью представляет из себя именно представление: новая постановка театра Мэран демонстрируется зрителю целиком.

-3

А вместе с этим - великолепные костюмы, скрупулезно воссозданная атмосфера 1950-х, пусть и не без прикрас; уютные дворики и здания, в которых размещается труппа Мэран; воздух и простор Мокпо, рыночная суета, убогость жилья семьи Чон Нён - все какое-то очень ламповое, очень тактильное, оно ощущается даже через экран. Звездные актрисы, начинающие стажеры, а на самом верху, как Будда - управляющая всем этим главный режиссер труппы, в исполнении блистательной Ра Ми Ран.

Актеры и роли

Вот с Ра Ми Ран и начну)

Её Кан Со Бок - создательница и идейная вдохновительница труппы Мэран. Практикует железную дисциплину, не делая поблажек ни талантам, ни детям состоятельных родителей. Судит по способностям и, хотя на вид - суровая матрона, обладает добрым сердцем, пусть и чересчур уверена в собственной деловой хватке и прозорливости. Ра Ми Ран здесь снова в своем коронном образе: властной, но добродушной "мамы-утки", которая за своих "утят" - в огонь и в воду. Что мне очень понравилось в образе Кан Со Бок - не имея детей сама, она дарит свою материнскую любовь воспитанницам, находя нужные слова, которые не могут найти родители, и оказывая поддержку, которой лишены девушки дома.

-4

Вообще, родители, а точнее - матери в "Чон Нён" показаны какими-то монстрами: они не дают дочерям спокойно жить, то теша за их счет нереализованные амбиции и пытаясь отомстить миру, то используя их для укрепления собственной значимости, то буквально продавая за деньги для семьи. Самыми понимающими в жизни девочек становятся наставницы, и Кан Бо Сок в их числе. Если честно, это ужасно: получается, что женщина без детей может адекватно выстраивать отношения с детьми чужими, когда как матери видят в своих дочерях не более чем вещь или средство.

Чон Ын Чэ, знакомая мне по "Патинко" и дораме "Король: правитель вечности", здесь сыграла роль Мун Ок Гён, "принца Мэран", мечту всех девушек-поклонниц пхансори. Мун Ок Гён исполняет только мужские роли в кукгыке, да и выглядит соотвествующе: у Чон Ын Чэ получился практически юноша даже вне сцены. Ее героиня носит мужские костюмы, обладает мужскими повадками (но очень сильно "оженствененными"), водит автомобиль и разговаривает несколько резко. Именно Мун Ок Гён находит Чон Нён и видит в ней преемницу - и такую долгожданную соперницу. Это она приводит новоявленного вундеркинда от пхансори в Мэран кукгык-дан и внимательно следит за ее становлением, вызывая ревность своей партнерши по сцене - "принцессы Мэран" Со Хе Ран в исполнении Ким Юн Хе.

-6

Мин Се Ын из "Третьего очарования", Пак Хо Ён из "Падающей звезды", в "Чон Нён" Ким Юн Хе - маленькая язвительная Со Хе Ран, уверенная в своей исключительности и не терпящая конкуренции как на сцене, так и в жизни. Она - настоящий злой гений Мэран, но и - настоящая актриса. Почти любой актер крайне болезненно относится как к собственной популярности, так и к статусу. Однако самое главное для Хе Ран вовсе не искусство, а Ок Гён. При этом отношение Хе Ран к Ок Гён давно уже выродилось в безраздельное собственничество, которое когда-то было настоящей дружбой и нежностью.

Ким Юн Хе немного повторяет здесь свой же образ из "Третьего очарования", но такова уж судьба характерных актрис. Когда тебе нужно сыграть ревнивую интриганку, остается только следовать указаниям режиссера.

Шин Е Ын в роли главной соперницы Юн Чён Нён, Хо Ён Со - очаровательный персонаж, нелюбимая (все-таки) вторая дочь бывшей оперной дивы. В пику матери, прочившей ей, подобно старшей сестре, карьеру оперной певицы, поступила в Мэран кукгык-дан, но все равно упорно ищет одобрения родительницы. Уж от кого Хо Ён Со научилась трудолюбию, честности и порядочности - загадка, но именно она оказывается моральным камертоном всей дорамы, презирая интриги, подставы и глупость. Хо Ён Со - просто-таки идеал девицы: красивая, умная, с обостренным чувством справедливости, она становится достойной соперницей Чон Нён. Если самородок из Мокпо получила свои вокальные способности в дар от природы, то голос Ён Со - результат упорного труда. И у них получился замечательный тандем.

Ну и наконец - Ким Тэ Ри. Я боюсь показаться необъективной, но Тэ Ри была абсолютно прекрасна в роли Юн Чон Нён. Детально проработанный персонаж, убедительный образ - мои аплодисменты! Я очень уважаю актрис, которые не боятся отступать от глянцевого образа милой девушки и/или женщины-вамп и играть хоть себе головку от спички. Для меня эта работа Ким Тэ Ри однозначно заслуживает дэсана на всяческих премиях - пожалуй, это лучшая женская роль в 2024 (спорить с ней может только Чон Рё Вон в "Выпускнике").

По ходу действия Чон Нён - а вместе с ней и Ким Тэ Ри - примеряет на себя множество образов: от деревенской девчонки и уличного танцора - до старлетки и драматической актрисы. Очень интересно следить за метаморфозами главной героини, а вместе с ней менялись и люди в ее окружении. И как всегда в корейских дорамах: рост от меньшего к большему, перспектива от большого к маленькому.

До самого финала я специально не искала информацию о том, сама ли Ким Тэ Ри пела в роли Юн Чён Нён, чтобы, если что, не расстраиваться. Мои опасения оказались напрасны: пела Ким Тэ Ри сама.

"Мне нужно было изучить всё с нуля, но благодаря огромной работе, проделанной моими наставниками по вокалу, хореографии и речи я справилась. Квон Сон Хи, моя преподавательница пхансори, поддерживала меня так, будто я ее собственная дочь. Вместе с моим тренером по танцу, Ли И Сыль, мы смогли найти движения, наиболее подходящие моему телу. Актер Чжун Су Чжун из Мокпо помог мне с постановкой речи и с имитацией местного диалекта. Благодаря усилиям этих людей, я была во всеоружии в каждой сцене".

Источник

Итого

Я бы советовала дораму "Чон Нён: звезда родилась" каждому, кто хотел бы чуть глубже погрузиться в историю и культуру Южной Кореи. Тому, кто хочет посмотреть что-то еще, кроме розовых мелодрам и нуарных триллеров - всего того, чем так славится дорамапром. Возможно, этот проект не такой эпичный, как "Патинко", но зато очень подробно демонстрирует зрителю целый культурный пласт этой прекрасной страны. Ну и актерская игра - выше всяких похвал, а саундтрек заслуживает отдельного внимания.

Мой рейтинг: 10/10.

Где еще можно увидеть актеров дорамы:

Ким Тэ Ри:

Ра Ми Ран:

Чон Ын Че:

Ким Юн Хе:

-9