Найти в Дзене
РЖЕВСКАЯ ПРАВДА

Алексей ВЕНЕЦИАНОВ: НОВЫЕ ВСТРЕЧИ



Пусть нет богатого житья-бытья,
но здесь меня любили и растили.
Я не уеду в дальние края:
душа моя прописана
в России.
Ольга Чиркова.

Запомнилась сказанная экскурсоводом цитата из Ивана Бунина: «Человека делают счастливыми три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать». Действительно, каждый раз возвращаясь из поездки, чувствуешь в себе прилив вдохновения и энергии, желание жить, творить, любить! Вот и совсем недавно, побывав в Вышнем Волочке, услышала от местных краеведов проникновенный рассказ о художнике Алексее Гавриловиче Венецианове (1780-1847), при этом наш родной Ржев упоминался неоднократно.

В Вышнем Волочке, точнее в местечке Сафонково, где жил и творил Алексей Венецианов, в честь его 200-летнего юбилея был установлен замечательный памятник из бронзы. Парк его имени с памятником-бюстом художника находится в Удомле. А в Твери открыто художественное училище (сейчас — колледж), которое носит имя А. Г. Венецианова. Тем не менее, часть жизненного пути живописца была также тесно связана с Ржевом, ведь именно в нашем городе он встретил свою будущую супругу, а в церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Итомля Ржевского уезда – венчался.

-2



РЖЕВСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Написанные маслом картины Алексея Венецианова «Утро помещицы» (1823) «Портрет купца Образцова», «Портрет купчихи Образцовой», «Портрет М.А. Венециановой в русском костюме» (1830-е) наверняка известны нашим читателям. Их изучают в рамках школьной программы, мы видим эти работы в художественных альбомах, наслаждаемся их смелой выразительностью и живописной сочностью в Третьяковской галерее, музеях и выставочных залах. А ведь они создавались, благодаря встречам в Ржеве!

Дом ржевского градоначальника Василия Образцова и его супруги хорошо сохранился на Большой Торговой (ныне Советской) площади. Теперь это здание полиции, памятник архитектуры конца XVIII – начала XIX века (эпоха раннего классицизма). А в 30-е годы XIX века в гости к Образцовым захаживал известный русский живописец Алексей Венецианов, благодаря которому мы сегодня знаем, как выглядели городской голова и его супруга.

Несколько раньше, 20 августа 1824 года, Образцовы принимали у себя императора Александра I, посетившего первый город на Волге. Во время того визита государь сделал поистине царский подарок супругам купцов Образцова и Пояркова – драгоценное женское нагрудное украшение – фермуар (с застёжкой особой формы). Именно в этом украшении и изображена первая ржевская леди начала XIX века на портрете А. Венецианова.

-3



ИЗ РОДА В РОД
Марфа Венецианова (1780-1831), супруга художника, происходила из старинного, но обедневшего рода дворян Азарьевых. Первые сведения о нём обнаруживаются к 1624 году, когда оба сына Ивана Ивановича Азарьева – Михаил и Иван – обосновались на Верхневолжье. По всей видимости, эти земли в древнем Оковском лесу были переданы им во владение ещё при сыне Ивана Грозного, Фёдоре I, за верность Отечеству и ратные подвиги.

У младшего правнука Ивана Азарьева – Афанасия Александровича – и родилась дочь Марфа, будущая муза и супруга художника А.Г. Венецианова. Подпоручик Афанасий Азарьев (1752 – после 1815), будучи в отставке, в 1800 году обосновался в сельце Лыкошино Ржевского уезда. Здесь же проживала и семья его двоюродного брата Мирона Корниловича (1743-?), оставившего службу в звании надворного советника (гражданский чин VII класса в Табели о рангах в России, соответствовал чину подполковника в армии).

В собственном доме в большом торговом селе Сытьково проживал ещё один двоюродный брат Афанасия Азарьева – секунд-майор Аверкий Петрович Азарьев. Его старший сын, капитан-лейтенант Дмитрий Азарьев (1780 – после 1810), служил на флоте. Младший сын Аверкия Петровича, Пётр (1792 -?), прапорщик, впоследствии стал супругом княжны Марфы Сергеевны Путятиной (1805-?), представительницы ещё одного старинного ржевского рода. П.А. Азарьев имел владения в с. Сытьково Гриминской волости (на 1851 г.), деревнях Бунегино, Павлово, Чузово, сама усадьба располагалась в сельце Крутовраг.

-4



СЧАСТЛИВЫЙ БРАК
До женитьбы на ржевской дворянке Марфе Азарьевой Алексей Венецианов, по происхождению грек, выходец из купеческой семьи, служил в Петербурге чиновником, совмещая работу в лесном ведомстве с обучением живописи. Будущие супруги являлись одногодками – обоим было за тридцать. Скорее всего, брак они заключили по взаимному договору. Ведь большинство приятелей жениха и все сёстры невесты к тому времени уже обзавелись своим домом, семьями и детьми.

Марфа Афанасьевна вышла замуж за художника Венецианова летом 1815 года, став ему верной спутницей. Венчание пары состоялось в селе Итомля Ржевского уезда. Их венчал священник Иоанн Образцов (1792-1830), деды и прадеды которого служили пастырями на ржевской земле с начала XVII века.

Тем временем А.Г. Венецианов всё больше преуспевал в живописи. Скажем, в 1818 году он создал целую галерею портретов известных государственных деятелей. Картины он преподнёс императрице Елизавете, а в благодарность получил от неё золотую табакерку.

Со временем Марфа Афанасьевна поддержала желание мужа поселиться в деревне и полностью посвятить себя живописи. Оставив Петербург, супруги осели в деревне Сафонково близ Вышнего Волочка (расположенное здесь имение стало свадебным подарком тестя). В Сафонково художник обратился к новой теме: он изображал повседневную жизнь крестьян – женщин за работой, матерей с детьми, девушек за гаданием...

-5



Пара проживёт вместе 16 лет и будет счастлива. В этом браке родились две дочери – Александра (1816-1882) и Фелицата (1818-1897). Ко всему прочему Алексей Гаврилович быстро зарекомендовал себя рачительным хозяином: построил скотный двор и молочную ферму, открыл школу и больницу. Заботы Венецианова о крестьянах были столь велики, что о существовании крепостного права в Сафонкове попросту забыли.

Семья художника жила в самом добром окружении. Венециановых весьма почитали соседи – Милюковы, Путятины, Стромиловы, Балкашины... Он написал портреты многих из них. Духовником и любимым собеседником Алексея Гавриловича стал священник из села Поддубье иерей Василий Владимиров.

Марфа Афанасьевна скоропостижно скончалась от холеры в 1831 году. Супруга Венецианова, в частности, упоминается в «Воспоминаниях» Марии Фёдоровны Каменской (1817-1898), опубликованные в журнале «Исторический вестник»: «Из числа наших академических знакомых холерою умерла ещё одна прекраснейшая женщина, жена академика Марфа Афанасьевна Венецианова, которую мы все очень любили...».

Старшая дочь Венециановых, Александра Алексеевна, пошла по его стопам, став художником, писала жанровые картины и натюрморты. Также она оставила воспоминания о своём знаменитом отце. Работы Александры Венециановой можно увидеть в Третьяковской галерее и Тверской областной картинной галерее (Императорский дворец).

Сёстры не были замужем и жили очень скромно. Александра Алексеевна после смерти отца в 1847 году осталась почти без средств к существованию и вынуждена была продать отцовское имение Сафонково. До самой своей смерти она вела переписку, прося о помещении её в Смольный дом призрения. Фелицата Алексеевна в конце своей жизни завещала часть своего состояния на учреждение стипендии имени отца в Академии художеств, а его «Автопортрет» безвозмездно передала в Русский музей.

-6



ВМЕСТО ЭПИЛОГА
История ржевского края, как свидетельствуют архивные источники, наполнена яркими событиями и удивительными фактами из биографий выдающихся людей, совершенно непредсказуемым переплетением судеб в общей хронологии верхневолжской земли.

В многовековой летописи Ржева нашла отражение жизнедеятельность многих великих людей, трудившихся на благо России. Среди них – государственные деятели и военачальники, поэты и писатели, художники и композиторы, самоотверженные труженики и искусные мастера, духовные наставники и подвижники, почитаемые во всём православном мире. И нам ещё только предстоит открыть имена наших соотечественников, которые создавали славу России, её гордость и величие.

Ольга КУЗЬМИНА.