Сегодня расскажу вам об одной из своих любимых игр - Darkest Dungeon. Мы вместе уже смотрели её на стримах в рамках одноимённой рубрики (запись находится на этом же канале в подборке, к слову), теперь же попробую чуть подробнее составить своё мнение о ней. А также рассказать о том, почему я вообще так и не прошёл её)
Не помню точно, вроде бы впервые знакомство с Темнейшим Подземельем произошло непосредственно на запись, когда делал "давай-гляшку" на канал. После этого почему-то решил продолжить играть, неплохо так затянуло. Но надолго не хватило, прохождение быстро бросил. Через некоторое время снова начал. И снова бросил. И так было довольно много раз. Не буду долго ходить вокруг да около, сразу скажу причину моего утомления от игры: она слишком однообразна, в какой-то момент надоедает делать одно и то же. Хотя весь жанр про это, по сути - рогалик ведь. Однако Подземелье не отпускает меня, пусть и ненадолго, но очень хочется временами в него возвращаться.
Впечатления от геймплея
Геймплей в DD мне нравится, собственно, ради него и возвращаюсь регулярно, он тут главный элемент. Пока не надоест) Главное, что приходится здесь делать - это исследовать различные локации, чтобы прокачать героев, найти ресурсы, полезные артефакты ну и повысить прогресс прохождения, конечно же. Локации ограничены, состоят из плюс-минус десятка комнат (которые могут быть как аренами, так и просто содержать лут), соединённых коридорами (состоящих из нескольких "экранов", на каждом из которых может быть что угодно - от стычки с группой врагов до интерактивных объектов). Как и полагается жанру, генерируется это всё рандомно, и заранее вы не знаете содержимое на локации. Однако можно запускать "разведчика", который в пределах нескольких "клеток" раскроет всё, что вас там будет ждать - это помогает оптимизировать свой маршрут (в случае развилок) и лучше подготовиться. В принципе, достаточно выполнить задание - убить босса или найти ресурс - после чего можно покинуть уровень, но можно и зачищать до упора. На свой страх и риск.
Казалось бы, что мешает полностью всё исследовать? Возможность скончаться от ран - это не единственная проблема в игре. Во-первых, стресс. У каждого персонажа есть шкала данного состояния, которая накапливается практически от всего: недовольство ситуацией (банально если идти назад, челик может психануть от "наступания на ноги"), получение урона, получение колоссального урона всем отрядом, неудача, нахождение в темноте, особые атаки противников - в общем, причин хватает. В списке параметров написано, что максимум - 200 единиц, однако эффект проявляется уже при достижении 100. Персонаж переходит в состояние паники, кидает "кубик" и получает либо психоз, либо воодушевление. Со вторым ещё ладно, это даже полезный бонус, но вот в случае первого он начнёт своевольничать (игнорировать команды, проще говоря), дизморалить весь отряд своими речами и тд. А вот когда уже достигает 200 единиц - он получает сердечный приступ, снова кидает "кубик" и либо остаётся в живых на 1 хп, либо мгновенно умирает. Снимается стресс незначительно в случае положительных событий в походе или же из-за особенностей и навыков некоторых членов отряда, но вообще снимать его нужно в хабе после завершения вылазки во всяких борделях, храмах и прочих заведениях.
Во-вторых, свет. Нужно постоянно контролировать горение факела сверху экрана и регулярно разжигать его (на что тратится запас факелов), если не хочешь никаких особенностей в забеге. Но если факелы кончились или просто захотелось острых ощущений - можно забить на уровень освещения, и тогда в несколько этапов будет: увеличение набора стресса, уменьшение эффективности разведки, увеличение шанса поймать отряд в засаду (враг берёт инициативу в начале битвы), увеличение урона, хп и точности атак у противников. Но есть и один плюс, ради которого подобную ситуацию можно допускать намеренно - количество лута увеличивается многократно. Пропорционально шансу отлететь в ближайшей драке, собственно) На начальных этапах игры это ещё можно контролировать осознанно, но уже дальше, когда уровни начнут увеличиваться в размерах, поддержание освещения на максимуме может стать проблемой.
В-третьих, инвентарь. Стресс и свет не парят так сильно, больше проблем доставляет именно нехватка места при всём разнообразии лута. Постоянно приходится что-то выбрасывать, что-то пропускать, все ресурсы никак не вынести.
Если забег по той или иной причине прервался до завершения миссии (померли все герои, собственно), то, по правилам жанра, тебя не откатывает на чекпоинт, а просто возвращает в хаб, где ты остаёшься с могилками своего отряда на кладбище, уязвленной гордостью и фигой вместо ресурсов. Терять героев жалко, конечно, ведь они качаются, могут иметь оптимальный набор особенностей, который не руинит забеги, а с их смертью приходит необходимость найма новых героев, которых нужно раскачивать по новой. Но обиднее всего за артефакты, ведь благодаря рандому их пойди ещё найди. Так что смерть в вылазке на продвинутом этапе прохождения может привести к забрасыванию игры на весьма неопределённый срок.
Вне вылазок, как я уже сказал, нам предоставлен хаб в виде поместья и его владений, где можно тратить ресурсы на прокачку, нанимать новых героев, покупать снаряжение, брать задания и снимать стресс. Оттуда же выбирается дальнейший путь для вылазки.
Впечатления от сюжета
Тут особо сказать нечего мне, так как я далеко не продвигался в игре, а сюжет в рогаликах зачастую весьма условен и не блещет событиями. Сам геймплей, собственно, и есть эти события.
История начинается с того, что некий знатный дед, утомлённый своей богатой жизнью, начинает раскопки под своим поместьем, прознав, что там находится то ли хранилище, то ли врата в иной мир. Докопавшись до нужного места, он убеждается в истинности данных заявлений. Вот только это никому не понравилось, ибо выкопал он там невообразимый ужас, полезла всякая хтонь, убивая и оскверняя всё на своём пути, ввергая окружающих в безумие. Данный дед не стал исключением, едва успев в последних приступах адекватности написать письмо нам, то есть своим наследникам, мол, я тут начудил, приезжай, разбирайся.
Собственно, мы и разбираемся всю игру, зачищая в произвольном порядке основные места в окрестностях поместья. Само Темнейшее Подземелье, как ни странно - это на самом деле 1 локация из основных пяти, причём весьма болезненное, так что исследовать его первым же делом не рекомендуется.
Немного о других аспектах игры
Отдельно хочу отметить атмосферу игры, в частности музыку и стиль. Саундтрек неплохой, хоть и играет каждый раз один на каждую локацию, но не напрягает. Более того, если вслушиваться, то вполне себе качает. Так ещё и динамичный, то есть различается в покое и в бою - в том числе на него влияет уровень света: чем темнее становится локация, тем агрессивнее становится музыка, добавляются всякие стрёмные звуки. Прикольно сделано, атмосфэра прям чувствуется. Стиль тоже занимательный, мрачный такой, идёт игре на пользу. Ещё присутствует Рассказчик (для которого есть русификатор), комментирующий почти что каждое действие или ситуацию. Поначалу его фразы весьма эпичны и в тему, но со временем лично мне начинает он надоедать, потому что постоянно слышать вот эти его "ОБАМЕНЭЙШЭН" и тд - жесть.
Касательно сложности: при создании файла сохранения выбирается три уровня. Но даже на самом лёгком игра сложна, она не прощает легкомыслия. Нужно с умом подходить к составлению отряда и выбору расходников на вылазку, а также к тактике во время битв. Но самое сложное, конечно же - рандом, может нароллить таких адских уровней без достойной награды, что возвращаться в игру не захочется. Всё-таки без данного аспекта рогалика было бы попроще.
Также к игре выпущено несколько длц. Я бы не сказал, что они прям обязательны к приобретению, там 2 новых класса героев и 2 околосюжетных дополнения. Однозначное мнение у меня только по тому, что с вампирами (Crimson Court): не советую его вообще на первое прохождение. Один раз включал, добавляет такую душную механику вампиризма, что проходить дальше точно не хочется. Только если пройдёте один раз игру, поймёте, понравится всё - тогда можно на новое прохождение себе разнообразить опыт.
Выводы и рекомендация
Мне постоянно кажется, что в этот раз пройду, дойду, не надоест, потому что игра мне очень нравится сама по себе. А потом начинается однообразная тягомотина с прохождением одних и тех же локаций и всё, играть уже не хочется. Но я знаю, я верю: однажды я смогу победить Темнейшее Подземелье)
Всем игру рекомендовать не буду, потому что она весьма специфична и обычным геймерам (а не тем, кто именно что любит рогалики и нечестную сложность) она вряд ли зайдет. Но попробовать можно.
Пишите и своё мнение об игре, только без спойлеров, если доходили до финала. Нравятся ли вам подобные проекты, проходите ли до конца или тоже "наплывами", как я?) Делитесь в комментариях, почитаем)