Найти в Дзене
Железные Леди

Поплатилась за жестокость

Старый дом Веры Ивановны стоял на самом краю деревни, окружённый вековыми соснами. Летом прохожие грибники или дети, заблудившиеся в поисках приключений, подходили к калитке с просьбой попить воды. Зимой же никто не тревожил старушку. Она жила в одиночестве уже много лет. Единственными её спутниками были куры да кот Мишка, который грелся на печи. Её единственная дочь Аглая уехала в город. С тех пор ни разу не появлялась. Иногда старушка садилась к окну, смотрела на заснеженную деревню и молилась. — Господи, дай ей счастья! Если не мне, так хоть ей. Она всё бы отдала, чтобы повидаться с дочерью. Хотелось обнять её и узнать, как она живёт. ~*~*~ Когда-то всё было иначе. Аглая с матерью жили душа в душу, пока отец не ушёл из семьи, оставив их с долгами и невыносимыми воспоминаниями. Вера Ивановна всегда была строгой женщиной. После ухода мужа она старалась держать себя в руках, но временами суровость её характера переходила в необоснованную жёсткость. Аглая росла, чувствуя на себе по

Старый дом Веры Ивановны стоял на самом краю деревни, окружённый вековыми соснами. Летом прохожие грибники или дети, заблудившиеся в поисках приключений, подходили к калитке с просьбой попить воды. Зимой же никто не тревожил старушку. Она жила в одиночестве уже много лет. Единственными её спутниками были куры да кот Мишка, который грелся на печи.

Её единственная дочь Аглая уехала в город. С тех пор ни разу не появлялась. Иногда старушка садилась к окну, смотрела на заснеженную деревню и молилась.

— Господи, дай ей счастья! Если не мне, так хоть ей.

Она всё бы отдала, чтобы повидаться с дочерью. Хотелось обнять её и узнать, как она живёт.

~*~*~

Когда-то всё было иначе. Аглая с матерью жили душа в душу, пока отец не ушёл из семьи, оставив их с долгами и невыносимыми воспоминаниями. Вера Ивановна всегда была строгой женщиной. После ухода мужа она старалась держать себя в руках, но временами суровость её характера переходила в необоснованную жёсткость. Аглая росла, чувствуя на себе постоянное давление.  

Когда ей исполнилось восемнадцать, она впервые высказала матери всё, что накопилось за долгие годы.  

— Ты думаешь, мне легко с тобой живётся? Ты всё время только учишь меня, критикуешь! Как будто я ребёнок! — кричала Аглая, собирая вещи.  

— А что ты хотела, дочка? Я против того, чтобы ты повторяла мои ошибки и страдала, — ответила мать. — Ты видишь через что нам пришлось пройти? Если бы я сразу всё увидела, а не доверилась этому прохвосту, то мы бы не очутились в такой ситуации. И себя подставила и тебя ни за что.

— Но это же не значит, что и шагу теперь мне нельзя сделать без твоего ведома! — защищалась Аглая.

— Нельзя, не посоветовавшись со мной! Это несложно, если ты перестанешь упрямиться как осёл! — настаивала на своём мать.

Но все объяснения матери только ещё больше злили Аглаю. Она решила, что уедет подальше от невыносимого давления. И однажды после очередной ссоры девушка хлопнув дверью, сказала.

— Мам, я не могу так больше! Я чувствую себя загнанной в угол. Я уезжаю в город и вернусь, когда устроюсь.

~*~*~

Прошёл не один год, Аглая устроилась в небольшом кафе официанткой. Работала много и хорошо. Девушка знала, что надеяться ей не на кого, поэтому спуску себе не давала. Через некоторое время стала замечать, что один клиент стал захаживать в кафе каждый день. То кофе утром забежит выпить, то пообедать зайдёт, а иногда на ужин заскочит, сидит по долгу и наблюдает. 

Девчонки уже подшучивать стали.

— Аглая, иди твой пришёл, прими заказ.

И Аглая шла. Парень был спокойный, вежливый и чаевые оставлял всегда хорошие. Девушка видела какими глазами он на неё смотрит и немного смущалась. 

В общем жизнь Аглаи в городе кипела и про мать она стала забывать. Никто не контролировал, не давил и это была та самая свобода, о которой она мечтала. Иногда она писала ей письма и рассказывала, что всё хорошо, но встречаться с матерью совсем не хотелось.

Постоянный клиент, его звали Денис, наконец-то набрался смелости и пригласил Аглаю на первое свидание. 

— Ну в ваше кафе я приглашать тебя точно не буду, — пошутил он. — А в другое мы можем сходить, предложил он улыбаясь.

— Ох, знаешь, честно сказать не хочу в кафе, давай просто погуляем по городу. У меня на это почти не остается времени. Я в прошлом году в колледж поступила по специальности, так что у меня работа и учёба, а до отдыха не доходит, — улыбнулась девушка.

— Мне нравится, что ты такая целеустремлённая. Я тоже два года назад закончил медицинский, я стоматолог. У тебя зубы здоровые? Если что обращайся, — опять пошутил парень.

— Слава Богу здоровые! Я же в деревне выросла, а там у нас всё своё с огорода. Я, как говорят кровь с молоком! — в ответ пошутила девушка.

Так свидания переросли в крепкие отношения и через полгода молодые тихо расписались в ЗАГСе. Они решили снять на три дня домик за городом и среди природы провести время. Небольшое озеро, обрамленное деревьями, пение птиц и голубое небо казались раем после городской суеты.

Детей решили не заводить, пока Аглая не закончит колледж. Денис был, как говорят "лёгким" человеком и Аглая чувствовала себя с ним абсолютно свободно. Сама принимала решения в отношении своей жизни, но советовалась, если это касалось двоих. 

У Дениса были современные родители и они без всяких возражений приняли Аглаю в свою семью. "А моя мама, встала бы на дыбы, если бы что-то ей не понравилось", подумала девушка и тяжело вздохнула. Где-то в глубине щемила боль, но она заглушала её, как могла. Аглая боялась, что, если она впустит мать, то та разрушит её жизнь.

~*~*~

И вот прошёл еще один год. Аглая закончила колледж и молодая семья решила отметить это событие. Они пригласили друзей, родителей и коллег по работе. Их съёмная квартирка была небольшой, но в ней всем были рады. 

— Всё-таки женщине нужно спокойствие, – говорила Аглая своей подруге с кафе, Катерине. — Я за это время наконец-то пришла в себя, после жизни с мамой.

— Может съездите вдвоем с Денисом? Хоть порадуете её, — осторожно предложила подруга. 

— Нет, не могу. Она сразу начнёт указывать мне на мои ошибки и навязывать своё мнение, я её знаю. Ты думаешь я бы не съездила к ней, будь она не такой властной, — ответила Аглая.

"Мам, ты не обижайся на меня, но у меня теперь своя жизнь. Я работаю, закончила колледж и вышла замуж. Через 7 месяцев у меня родится малыш, пол пока не знаем. С Родителями мужа у меня хорошие отношения, они к нам не лезут, а просто иногда помогают. Я люблю тебя, но не хочу больше боли. Прости. Аглая".

Вера Ивановна прочитала письмо и разрыдалась. Она была ещё не старой женщиной, всего лишь 55 лет, но она была одинокой. Адрес дочь свой не писала, поэтому и ответить было некуда. Конечно Вера Ивановна могла бы задаться целью и найти дочь в городе, но зачем, если Аглая не хотела её видеть. Да и номер телефона она сменила давно. 

Всё, что у неё было, это работа, дом и огород, который кормил её круглый год овощами. Вера Ивановна смирилась.

— Мам, у нас с Аглаей будет малыш через 7 месяцев! Пол пока не знаем, — радостно сообщил Денис, чем очень обрадовал родителей.

— Господи, сынок, счастье-то какое! — воскликнула мать. — Сейчас пойду отцу сообщу приятную новость.

— Ого, так мы с тобой скоро станем бабушкой и дедушкой! — широко улыбнулся отец.

— Всё хорошо, только жить с ребёнком в той квартире да ещё и съёмной им будет непросто, — задумчиво сказала мать. — А может мы ипотеку себе возьмем, а детям нашу двушку отдадим? Нам и однокомнатной хватит, а им сейчас комната для малыша нужна.

Весь вечер они думали и решали, как лучше поступить, чтобы помочь детям. И через две недели приобрели однокомнатную квартиру. Перевезли вещи в своё новое жильё, сделали косметический ремонт в старой, чтобы было чисто, свежо и направились в гости к детям.

— Мам, пап, вы с ума что ли сошли? — не скрывая приятного удивления сказал Денис.

— Ну а что? У нас две хорошие зарплаты. Одну машину мы продали, за 2- 3 года погасим. Квартиру взяли не в самом центре, а ближе к окраине. Ну подумаешь лишние 10 минут ехать. Мы вдвоем, нам торопиться некуда, а вам сейчас столько всего нужно будет. В общем мы так решили и это не обсуждается!

Аглая смотрела на эту простую любовь родителей, без всяких требований, наставлений и не могла поверить, что так можно. Она подошла к ним и обняла каждого со слезами на глазах.

— Ну, что ты, девочка, мы же ваши родители, а для чего мы тогда нужны, если не любить и поддерживать, — сказала свекровь, крепко обнимая невестку.

~*~*~

Вскоре родилась девочка, назвали её Настенькой в честь свекрови, чем очень порадовали Анастасию Петровну. Можно сказать, что это была обычная жизнь обычных людей, но нет, это была обычная жизнь необычных людей. 

Семья построенная на дружбе, поддержке и взаимопонимании. Денис был сыном своих родителей и его отношения к жене были, как и у отца, уважительные.

Так прошло 20 лет. За это время похоронили отца Дениса и Анастасия Петровна осталась одна. Но она никогда не скучала, помогала растить внучку: то со школы забирала, то на кружки водила. 

Когда Насте исполнилось 18, то этот мир покинула и Анастасия Петровна. 

— Теперь у меня нет ни дедушки, ни бабушки, — плакала Настя навзрыд.

Бабушка была для неё очень важным человеком. С ней она делилась всем.

Сердце Аглаи сжалось, но она ничего не сказала. Она знала, что её мать живёт всё так же в деревне, она несколько раз ездила к ней и никому не говорила. Привозила подарки, оставляла деньги, но это были очень редкие посещения матери.

И сейчас она не хотела говорить дочери, что у неё есть бабушка. Она боялась, что бабушка начнёт давить на внучку, как и на неё в детстве и принесёт страдание девочке.

Как-то раз разбирая старый шкаф, который находился в кладовке, Настя наткнулась на коробку из-под обуви. Она стояла на самой верхней полке в самом углу. Настя подумала, что там чья-то старая обувь, но там была стопка пожелтевших писем.

Адрес, написанный на конвертах, принадлежал деревенскому дому, о котором она никогда не слышала. Настя вытерла пыльную коробку и пошла с ней в свою комнату. Первый конверт был от Веры Ивановны Смирновой. "Моя мама тоже была Смирновой, пока не встретила папу", подумала девушка.

"Дорогая моя доченька! Как ты там, как твоя семья? Пришли мне, пожалуйста фотографии. Я очень по тебе скучаю, если сможешь, приезжай, ко мне с семьей этим летом. Смородина уже поспевает, огурчики свеженькие на грядке, лучок, да укропчик. Поедите всего натурального. Очень хочу обнять тебя и свою внучку Настеньку. Боюсь помру, но так и не увижу её. Не кори меня уже, прости за мой характер. Думаю за столько лет я заслужила прощения. Слишком жестоко ты со мной обошлась, моя милая. Одна ты у меня кровинушка".

Настя читала письмо, понимая, что это писала бабушка. "Значит она всё-таки была ещё жива, когда она родилась. Что такого произошло и почему мама не хотела общаться с матерью".

Настя дождалась прихода матери.

— Мам, почему ты никогда не рассказывала о бабушке?  

Аглая побледнела.  

— Её нет, Настя. Она умерла, — ответила она, стараясь звучать спокойно.  

— Умерла? Тогда почему эти письма такие... живые? У меня всегда была бабушка, всё это время, а ты не давала нам видеться! — перешла на крик Настя.

— Как я могла забыть про эту коробку, надо было сразу её выкинуть, — сказала тихо Аглая. — Я поступила так, потому что не могла по другому. Тебе повезло, ты живёшь, когда тебя понимают, любят, заботятся, а мне всё только запрещали. Если бы я не уехала, то никогда не смогла бы стать счастливой и выйти замуж. И тебя бы у меня не было, — спокойно, но с чувством проговорила Аглая.

Настя вдруг почувствовала, что ей стало жалко маму и она сказала.

— Мам, я не хотела тебя обвинять, но я хочу увидеть свою бабушку. Она ведь уже старенькая и ей нелегко одной.

Аглая промолчала, вся боль опять всколыхнулась, как будто это было вчера. Настя обняла мать и пошла опять в свою комнату решая, что теперь с этим делать. Она не могла отпустить это просто так и чувствовала, что должна увидеть свою родную бабушку и ту самую деревню. Адрес был на конверте.

~*~*~

Деревня встретила Настю снегопадом. Дом, о котором говорилось в письмах, стоял на самом краю улицы. Она постучала в дверь. Некоторое время никто не отвечал, но потом дверь тихо приоткрылась. На пороге стояла женщина с тонкими чертами лица, морщинами и глазами, которые были удивительно похожи на её собственные.  

— Простите... Вы Вера Ивановна? — дрожащим голосом спросила Настя.  

— Да, это я. А ты кто? — старушка смотрела на неё настороженно.  

— Я Настя... Ваша внучка.  

— Ох, ты Господи, деточка, проходи. Ты одна? Да как же по такому морозу-то, — бабушка забеспокоилась, засуетилась.

Она смотрела на внучку и не могла поверить своим глазам. Наконец-то Бог услышал её молитвы. Её губы дрожали, на глаза наворачивались слёзы, но она старалась держаться.

— Бабушка, я не могла приехать раньше, потому что не знала, что ты у меня есть, а, как узнала, так сразу приехала. Только ты не обижайся на маму, пожалуйста, она очень хорошая.

— Да, что ты, внученька, это я сама её так отвадила от себя. Виню себя и корю, но прошлого не воротишь, а, как бы я хотела.

Они весь день и вечер рассказывали друг другу истории из жизни. Настя многое узнала о своем дедушке, о трудном детстве мамы и ещё больше поняла её боль.

— Ты как две капли воды похожа на Аглаю... Такие же красивые глаза, волосы и вся красавица, — любовалась бабушка внучкой.

Через месяц Настя забрала бабушку в город. Вера Ивановна не сразу согласилась, но внучка была настойчива. В новой квартире бабушка привыкала к городскому укладу жизни. Выходила во двор, общалась с соседками и училась жить в комфортных условиях. Она вязала тёплые носки, помогала Насте по хозяйству и даже пыталась понять современные технологии.  

Однажды, некоторое время спустя Аглая решилась прийти к ним в гости. Её лицо было напряжённым, она волновалась перед встречей с матерью, но всё же села за стол. 

— Дочка, я сполна уже заплатила за всё. Я никогда тебе ничего не скажу о том, как нужно тебе жить. Ты мудрее меня во сто крат. И муж у тебя хороший Денис, и дочь воспитанная. Чему я тебя могу научить, мне самой у тебя учиться надо, — искренне сказала Вера Ивановна.

— Мам, — начала она. — Я убегала, а должна была просто разобраться со всем этим. Просто уметь стоять на своем. Я тоже виновата перед тобой, потому что лишила тебя тех радостей, которых у тебя и так было немного.

Настя смотрела на их примирение с тихой радостью.

~*~*~

Прошло несколько лет. Вера Ивановна дожила до восьмидесяти трёх лет в окружении любящей семьи, погуляла на свадьбе внучки и даже дождалась правнука. Её старый дом в деревне теперь пустовал, но однажды Настя предложила.  

— Давайте съездим туда летом, всей семьёй. Наведём порядок, будем приезжать и отдыхать, как на даче. 

И в этом было что-то символическое. Настя объединила свою семью, воссоздав утраченное, и поняла.  

"Если мы не помним своих корней, мы теряем часть себя. Но пока мы способны любить, прощать и возвращаться, всё можно исправить."

Понравился рассказ, не забудьте подписаться на канал и следите за новыми историями.