Сегодня день памяти ГРАДСКОГО: три года назад его не стало. КОМСОМОЛКА опубликовала мои вспоминалки ©:
Процитирую отрывок:
Не без досады читаю т.н. «новости о Градском»: 12 ноября прошло очередное судебное заседание –
«Жена и дети певца Александра Градского получили в наследство 22 объекта недвижимости. Результаты войны за имущество артиста стали известны из судебных постановлений, с которыми ознакомился ТАСС».
О боги корысти и демоны медийки – это то, чего и опасался мой друг Александр Борисович.
Начиная где-то с осени 2019 года, когда мы работали над третьей книгой (которая так и не увидела свет из-за смерти АБГ 28 ноября 2021 года), Саша настойчиво просил меня после его кончины напоминать коллегам, что он был прежде всего МУЗЫКАНТОМ, а потом уже рок-скандалистом, мужем да отцом, ТВ-персоной (наставником из шоу «Голос»).
О последнем, к слову, в застолье Градский любил (в шутку, конечно же) вспоминать свою песню «А мы не ждали перемен». Начиналась она так:
«Ах, мразь телевизионная! Студийное, безстыжее, радийное мурло!
Мораль дивизионная. Лудильное престижие, рутинное урло́.
Суконное посконие, квасное беззаконие, мышиная возня.
Власть золотопогония, страстного потогония, доносы да резня».
Увы, без «мышиной возни» не обойтись. Ну да ладно. «Песня совсем не о том» ©. Хочу сдержать обещание. Напоминаю: ровно полвека назад, в ноябре 1974 года экспертный совет авторитетного издания Music Week присудил 25-летнему советскому композитору + певцу звание Star of the Year («Звезда Года»). Сертификат Градский получил лишь весной следующего года.
Годом ранее, в 1973-м Саша сочетался браком со студенткой Натальей Смирновой, вспоминал про жену №1: «Это был молодёжный поступок и у нас были поначалу чудесные отношения, которые постепенно стали исчезать».
Ну а в том же 1974-м вышел и фильм «Романс о влюблённых», для которого Саша написал саундтрек (хотя термин и не был в ходу, само собой, просто «музыка к фильму»).
Саша в своих оценках был резок и категоричен:
«Я благодарен, конечно, Андрону за науку. Исходя из своей работы на “Романсе”, я точно знаю теперь, с каким режиссёром надо работать, а с каким – не надо. И что можно от режиссёра требовать, а чего – нельзя. Тогда я был начинающий, зелёный и вообще ничего не знал».
Напомню, начинающему композитору было всего двадцать с небольшим; АБГ признавал не без усмешки:
«По тем временам очень мало. Это сегодня в двадцать три года ты можешь стать не знаю какой звездой, а тогда я был самым молодым кинокомпозитором страны…».
В мир открытой коммуникации с обществом гений Градского вступил именно тогда, в период создания ленты Кончаловского «Романс о влюбленных». Работа над саундтреком стала для Градского т.н. «школой жизни».
Аркадий Петров в популярном (в ту пору) журнале «Юность» напечтал заметку «Метаморфозы Александра Градского»:
«Широкому слушателю Александр Градский был до сих пор известен по радиопередачам – его песни "Синий лес", "Испания" и другие много раз звучали в программах радиостанции "Юность" и побеждали в разных песенных радиоконкурсах. Слушатели немедленно отреагировали на появление в эфире нового голоса, сильного и звонкого, оценили песни, простые, не банальные, выгодно отличающиеся от "среднеарифметической" песни, преобладающей в радио-потоке.
А теперь на экраны вышел новый двухсерийный фильм с музыкой Градского: "Романс о влюбленных", – снятый 37-летним кинорежиссером Андреем Михалковым-Кончаловским. Уже само название фильма – грустное и слегка сентиментальное – музыкально; не рассказ, не повесть – романс! Фильм обещает много музыки, и в нем действительно ее много – шесть песен и несколько оркестровых эпизодов. Причем песни эти не останавливают действие, а играют важную драматургическую роль – это логические и эмоциональные "поворотные пункты". Так что в фильме заметны черты драматического мюзикла: чтобы выразить свои чувства, герои начинают петь (как в опере) и двигаться, танцевать (как в пантомиме или в балете).
Приглашение совсем ещё молодого музыканта, студента вокального (а не композиторского!) факультета Музыкально-педагогического института имени Гнесиных в качестве автора музыки двухсерийной картины – факт для нашего кинематографа беспрецедентный. Но герои фильма молоды, сегодняшни – и это потребовало, чтобы и музыка была сегодняшней, чтобы в ней присутствовали, если хотите, все плюсы и минусы современной эстрады, чтобы музыка была близка "музыкальному языку" сегодняшней молодежи. Вот почему приглашение Градского логично. Михалков-Кончаловский сделал выбор абсолютно точный.
О молодёжи, запечатленной на киноленте, спел её сверстник. Спел, кстати говоря, все мужские песни картины ("продублировав" на звуковой дорожке фильма таких артистов, как Евгений Киндинов и Иннокентий Смоктуновский). Спел ясно, просто и достоверно. Музыка фильма – это не одни лишь бит. Здесь и интонации "бардо-менестрельного" романса – такова "Песня о птицах" (на слова Н Глазкова). И плавные "колыбельные" распевы ("Песня о матери" на слова Н. Кончаловской), и буйные уличные частушечные выкрики ("Ну и денёк!" на слова Б. Окуджавы). Одним словом, широкий интонационно-ритмический ассортимент песен-танцев современного города!».
Ранее я оставлял здесь записки про то, как из-за этой ленты Градский повздорил с Окуджавой.
ИЗ КОММЕНТОВ К ТОМУ МАТЕРИАЛУ:
Первое же его явление на радио в начале 70-х, кажется 72 год с песней Тухманова Жил был я стало для меня сродни открытию чего-то не бывало прекрасного и глубокого. Тембр голоса подача, интонация-все ново и необычайно. Конечно этому спосбствовала и сама песня великая во всех её компонентах, но и её сидел было испортить, но тут произошло даже возвышение.
*****
"Миль пардон, прощенья просим....." Я один из тех, надеюсь многих, кто с юных лет и до седин слушал, и продолжает слушать музыку и песни этого ВЕЛИКОГО человека! Да, большинство его песен не "ширпотреб", так тем они и ценны! И почему они не стали хитами? Да просто "неформат" для наших радиостанций и ТВ. Не будут "мишикозыревы" разкручивать такую музыку!!! На такой "музе" не заработаешь лимонов.
*****
Чеслав Немен, конечно, рок-исполнитель и композитор. Еще в те далекие времена он ворвался в советский эфир и сразу запомнился. А Александр Градский-прекрасный певец. Как композитор в этой музыке практически не отметился.Хотя и был одним из первых, претендующих на звание рокера. Музыка к "Романсу о.." не запоминается. Да и другие его песни часто и на рок не похожи. Но когда слышишь Градского в песнях наших известных компоэиторов, то и не думаешь о том, какие песни он сам сочинил. "Жил был я" Д. Тухманова нравится больше всех с тех пор, как услышал по советскому радио в 1900 страшно подумать каком году.
*****
Казалось бы, Градский говорил о песне и её исполнении правильные вещи, но сам не очень то придерживался этого. Да, классное владение гитарой и сильный вокал, который он старался показать в каждом выступлении, были отличными, однако задушевная лирическая песня так не поётся, а он хотел, судя по его мыслям вслух. В общем, с его голосом ему надо было бы стать оперным солистом в Большом театре. Там бы его талант раскрылся ещё больше.
*****
Написано интересно, но с выводами не согласен: "Многие слышали "Как молоды мы были" и "Южную прощальную". Всё". Примерно также можно сказать о мулявинских "Песнярах": "Вологда" и "Беловежская пуща". Всё. Но для кого-то же они пели все 30 лет, пока был жив Мулявин. И "Александрину", и "Алесю", и "Веронику", и "Крик птицы"... И позже - "Во весь голос", "Через всю войну" и т.д. А их популярность в первые 10 лет была запредельной. И у Градского-вокалиста, кроме названных, есть хиты: "Жил-был я", "В полях под снегом и дождём", "Любимая, спи"... И пластинки с его вокальными сюитами тут же разбирались. И в кино его песни, как и песни Высоцкого, сразу же обращали на себя внимание.
*****
Удивительное явление - не быть "сияющей звездой" и одновременно быть человеком-эпохой! Про чувство ритма строки - тема отдельная!