Найти в Дзене

Не без досады читаю т.н. «новости о Градском»

Оглавление

Сегодня день памяти ГРАДСКОГО: три года назад его не стало. КОМСОМОЛКА опубликовала мои вспоминалки ©:

Процитирую отрывок:

Не без досады читаю т.н. «новости о Градском»: 12 ноября прошло очередное судебное заседание –

«Жена и дети певца Александра Градского получили в наследство 22 объекта недвижимости. Результаты войны за имущество артиста стали известны из судебных постановлений, с которыми ознакомился ТАСС».

О боги корысти и демоны медийки – это то, чего и опасался мой друг Александр Борисович.

У АБГ на кухне
У АБГ на кухне

Начиная где-то с осени 2019 года, когда мы работали над третьей книгой (которая так и не увидела свет из-за смерти АБГ 28 ноября 2021 года), Саша настойчиво просил меня после его кончины напоминать коллегам, что он был прежде всего МУЗЫКАНТОМ, а потом уже рок-скандалистом, мужем да отцом, ТВ-персоной (наставником из шоу «Голос»).

-3

О последнем, к слову, в застолье Градский любил (в шутку, конечно же) вспоминать свою песню «А мы не ждали перемен». Начиналась она так:

«Ах, мразь телевизионная! Студийное, безстыжее, радийное мурло!

Мораль дивизионная. Лудильное престижие, рутинное урло́.

Суконное посконие, квасное беззаконие, мышиная возня.

Власть золотопогония, страстного потогония, доносы да резня».

У меня дома, 90-е
У меня дома, 90-е

Увы, без «мышиной возни» не обойтись. Ну да ладно. «Песня совсем не о том» ©. Хочу сдержать обещание. Напоминаю: ровно полвека назад, в ноябре 1974 года экспертный совет авторитетного издания Music Week присудил 25-летнему советскому композитору + певцу звание Star of the Year («Звезда Года»). Сертификат Градский получил лишь весной следующего года.

-5

Годом ранее, в 1973-м Саша сочетался браком со студенткой Натальей Смирновой, вспоминал про жену №1: «Это был молодёжный поступок и у нас были поначалу чудесные отношения, которые постепенно стали исчезать».

Ну а в том же 1974-м вышел и фильм «Романс о влюблённых», для которого Саша написал саундтрек (хотя термин и не был в ходу, само собой, просто «музыка к фильму»).

На озвучке фильма
На озвучке фильма

Саша в своих оценках был резок и категоричен:

«Я благодарен, конечно, Андрону за науку. Исходя из своей работы на “Романсе”, я точно знаю теперь, с каким режиссёром надо работать, а с каким – не надо. И что можно от режиссёра требовать, а чего – нельзя. Тогда я был начинающий, зелёный и вообще ничего не знал».

Напомню, начинающему композитору было всего двадцать с небольшим; АБГ признавал не без усмешки:

«По тем временам очень мало. Это сегодня в двадцать три года ты можешь стать не знаю какой звездой, а тогда я был самым молодым кинокомпозитором страны…».

В мир открытой коммуникации с обществом гений Градского вступил именно тогда, в период создания ленты Кончаловского «Романс о влюбленных». Работа над саундтреком стала для Градского т.н. «школой жизни».

Аркадий Петров в популярном (в ту пору) журнале «Юность» напечтал заметку «Метаморфозы Александра Градского»:

«Широкому слушателю Александр Градский был до сих пор известен по радиопередачам – его песни "Синий лес", "Испания" и другие много раз звучали в программах радиостанции "Юность" и побеждали в разных песенных радиоконкурсах. Слушатели немедленно отреагировали на появление в эфире нового голоса, сильного и звонкого, оценили песни, простые, не банальные, выгодно отличающиеся от "среднеарифметической" песни, преобладающей в радио-потоке.

А теперь на экраны вышел новый двухсерийный фильм с музыкой Градского: "Романс о влюбленных", – снятый 37-летним кинорежиссером Андреем Михалковым-Кончаловским. Уже само название фильма – грустное и слегка сентиментальное – музыкально; не рассказ, не повесть – романс! Фильм обещает много музыки, и в нем действительно ее много – шесть песен и несколько оркестровых эпизодов. Причем песни эти не останавливают действие, а играют важную драматургическую роль – это логические и эмоциональные "поворотные пункты". Так что в фильме заметны черты драматического мюзикла: чтобы выразить свои чувства, герои начинают петь (как в опере) и двигаться, танцевать (как в пантомиме или в балете).

Приглашение совсем ещё молодого музыканта, студента вокального (а не композиторского!) факультета Музыкально-педагогического института имени Гнесиных в качестве автора музыки двухсерийной картины – факт для нашего кинематографа беспрецедентный. Но герои фильма молоды, сегодняшни – и это потребовало, чтобы и музыка была сегодняшней, чтобы в ней присутствовали, если хотите, все плюсы и минусы современной эстрады, чтобы музыка была близка "музыкальному языку" сегодняшней молодежи. Вот почему приглашение Градского логично. Михалков-Кончаловский сделал выбор абсолютно точный.

О молодёжи, запечатленной на киноленте, спел её сверстник. Спел, кстати говоря, все мужские песни картины ("продублировав" на звуковой дорожке фильма таких артистов, как Евгений Киндинов и Иннокентий Смоктуновский). Спел ясно, просто и достоверно. Музыка фильма – это не одни лишь бит. Здесь и интонации "бардо-менестрельного" романса – такова "Песня о птицах" (на слова Н Глазкова). И плавные "колыбельные" распевы ("Песня о матери" на слова Н. Кончаловской), и буйные уличные частушечные выкрики ("Ну и денёк!" на слова Б. Окуджавы). Одним словом, широкий интонационно-ритмический ассортимент песен-танцев современного города!».

Ранее я оставлял здесь записки про то, как из-за этой ленты Градский повздорил с Окуджавой.

ИЗ КОММЕНТОВ К ТОМУ МАТЕРИАЛУ:

Первое же его явление на радио в начале 70-х, кажется 72 год с песней Тухманова Жил был я стало для меня сродни открытию чего-то не бывало прекрасного и глубокого. Тембр голоса подача, интонация-все ново и необычайно. Конечно этому спосбствовала и сама песня великая во всех её компонентах, но и её сидел было испортить, но тут произошло даже возвышение.

*****

"Миль пардон, прощенья просим....." Я один из тех, надеюсь многих, кто с юных лет и до седин слушал, и продолжает слушать музыку и песни этого ВЕЛИКОГО человека! Да, большинство его песен не "ширпотреб", так тем они и ценны! И почему они не стали хитами? Да просто "неформат" для наших радиостанций и ТВ. Не будут "мишикозыревы" разкручивать такую музыку!!! На такой "музе" не заработаешь лимонов.

*****

Чеслав Немен, конечно, рок-исполнитель и композитор. Еще в те далекие времена он ворвался в советский эфир и сразу запомнился. А Александр Градский-прекрасный певец. Как композитор в этой музыке практически не отметился.Хотя и был одним из первых, претендующих на звание рокера. Музыка к "Романсу о.." не запоминается. Да и другие его песни часто и на рок не похожи. Но когда слышишь Градского в песнях наших известных компоэиторов, то и не думаешь о том, какие песни он сам сочинил. "Жил был я" Д. Тухманова нравится больше всех с тех пор, как услышал по советскому радио в 1900 страшно подумать каком году.

*****

Казалось бы, Градский говорил о песне и её исполнении правильные вещи, но сам не очень то придерживался этого. Да, классное владение гитарой и сильный вокал, который он старался показать в каждом выступлении, были отличными, однако задушевная лирическая песня так не поётся, а он хотел, судя по его мыслям вслух. В общем, с его голосом ему надо было бы стать оперным солистом в Большом театре. Там бы его талант раскрылся ещё больше.

*****

Написано интересно, но с выводами не согласен: "Многие слышали "Как молоды мы были" и "Южную прощальную". Всё". Примерно также можно сказать о мулявинских "Песнярах": "Вологда" и "Беловежская пуща". Всё. Но для кого-то же они пели все 30 лет, пока был жив Мулявин. И "Александрину", и "Алесю", и "Веронику", и "Крик птицы"... И позже - "Во весь голос", "Через всю войну" и т.д. А их популярность в первые 10 лет была запредельной. И у Градского-вокалиста, кроме названных, есть хиты: "Жил-был я", "В полях под снегом и дождём", "Любимая, спи"... И пластинки с его вокальными сюитами тут же разбирались. И в кино его песни, как и песни Высоцкого, сразу же обращали на себя внимание.

*****

Удивительное явление - не быть "сияющей звездой" и одновременно быть человеком-эпохой! Про чувство ритма строки - тема отдельная!

Александр Градский про... Микки Рурка
Евгений Додолев / Проект Золотая рыбка
10 июня 2024