Найти тему

Александр Градский: Макаревич* перетянул одеяло на себя

Оглавление

Из моих разговоров с Александром Борисовичем Градским, которые так и не вошли в книгу (2019):

- Надо нам будет с тобой записать про «Машину времени».

Градский: Я не хочу, честно говоря. Я уже устал про них говорить!

- Ну, не хочешь, как хочешь.

Градский: Тем более что на сегодняшний день у меня довольно сложное отношение именно к этой группе.

Фото Антона Великжанина
Фото Антона Великжанина

- Ладно, нет вопросов.

Градский: Я тебе могу просто сказать, – почему; вот в двух словах, просто ты сам подумай.

Ты вот сейчас будешь что-то писать, ну, ты будешь вот это вот выпускать, мы с тобой корректируем.

А ты вообще понимаешь, что произошло с этой группой по смыслу? Что, собственно, случилось?

- А что случилось?

Градский: Ну, ты не понимаешь, что случилось с командой с этой? Была команда, в которой было именно коллективное музицирование.

- Сейчас это аккомпанирующий состав Андрея Макаревича*.

Градский: Нет, это он так сделал! Это он так сделал! Он перетянул все одеяло на себя и присвоил себе всё то, что делала команда.

Из-за этого у него со всеми разногласия-то и возникали. Понимаешь? Одно дело, когда барабанщик Ефремов, и пианист, который там играл, который погиб...

-3
-4
-5

- Зайцев.

Градский: Зайцев, да.

Ну, это были просто подыгрыши.

Или там потом был, этот самый вот, этот, как его? Который эстрадный певец.

-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13

- Андрей Державин, да.

Градский: Да. А когда, извини, это был Маргулис, это был Кутиков и это был Кавагоэ, и это был Подгородецкий!

Никто не помнит, что Подгородецкий написал вообще «Поворот», между нами говоря.

Макаревич, Борзов, Кутиков
Макаревич, Борзов, Кутиков

- Ну, Кутиков говорит, что он только как бы тему эту...

Градский: Ну, это неправда! Неправда! Подгородецкий принёс идею песни, как таковой. Так они работали. Кто-то приносил идею песни, а кто-то потом её каким-то образом трактовал.

Подгородецкий написал «Итальянский хит», насколько я помню. Эта песня была, типа под Рикки и Повери сделана. Под «Феличита», тататат (напевает). Помнишь такую песню?

Рикки и Повери
Рикки и Повери

«Вот новый поворот и мотор ревёт...» (напевает) Помнишь, как дальше? Откуда это всё? Слышишь похожесть, да?

А всё потому что Подгородецкий имел музыкальное образование серьёзное, понимаешь? А Кутиков и Макаревич* – нет. Поэтому Подгородецкий знал, откуда воровать.

-16
-17
-18
-19

Но они его не любили, потому что он толстый и явный еврей.

Эти два скрытых, латентных еврея, а (смеется) этот явный еврей. Поэтому он им портил всю русскоязычную картину (смеется).

-20

И потом, как только они что-то вякали, Петя их посылал, говорил, что они тупые, ничего не понимают в музыке.

NB Мне Марьяна Ефремова, жена барабанщика «МВ» рассказывала : «Затрудняюсь сказать, но очень хорошо помню, что Саша Кутиков наигрывал этот «Поворот» на гитаре, пробуя мелодию в разных тональностях. Петя ещё не работал в коллективе, а просто пробовался. Вот у меня картинка складывается, что сидит Кутиков, показывает этот «Поворот», потом я уже вижу картинку, что Петя сидит за пианино и делает какую-то аранжировку. Не могу сказать об авторстве, да и я рассказываю то, что сохранилось в памяти. Тогда разве можно было подумать, что пройдет 40 лет и возникнут вопросы об авторстве? Все тогда было коллективным».
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28

Градский: Но при этом при всем, конечно же, Макар – это феноменальное лицо группы.

Это понятно. Это лидер команды без всяких сомнений. Естественно.

-29

И с харизмой, все остальное.

У Пети, конечно, никакой харизмы не было. И даже Сашка уступает.

Но Макар* – это лицо, да, группу, естественно, сделал Макар*.

-30

Но понимаешь, какая история? Как люди ссорятся? Люди ссорятся потому, что кто-то, ну, как сказать, использует других и перетягивает все одеяло на себя. Вот так люди поссорились.

Если он ухитрился даже с Маргулисом разойтись... это вообще очень редко, я вообще был страшно удивлен...

-31
-32
-33
-34

Но, тем не менее, он стал делать новые проекты, еврейский этот джаз, «Шрам на любимой попе» и так далее.

Все это очень мило и хорошо. Но как бы 50 лет группе. Ты представляешь, какая группа должна 50 лет существовать? И уже будет 50 лет через год.

- Весной им будет 50 лет.

Градский: Весной 1969 основались?

- Да.

Градский: Ну, в 1969 они ещё чуть по-другому назывались. Они были «Машины времени». И вообще, по-моему, «Тайм машин».

-35
-36
-37

- Да, Юрий Иванович Борзов, я с ним сегодня разговаривал, это он придумал «Тайм машинс» название.

Градский: Да. Ну, вообще, понимаешь, у них заслуги неоспоримы, конечно. Неоспоримые и они очень большие, без дураков.

Но также не отнять того, что Андрюха* уравнял слово «Машина времени» с самим собой.

- Да, я всегда говорю: говорим Ленин - подразумеваем партию, говорим «Машина времени» - подразумеваем Макаревич*.

Градский: Это знаешь, как этот самый, мой любимый анекдот, помнишь про крысу и хомяка, нет? Ну, да, говорит: «Чувиха, почему меня все ненавидят, а тебя все обожают, даже дети? (смеется) Пиариться надо!»

В заключение считаю нужным отметить, что был свидетелем дружбы + взаимоуважения этих двух музыкантов (АБГ и АВМ*) на протяжении десятилетий, ценили друг друга искренне,,,

-38
-39
-40
-41

ИЗ КОММЕНТОВ:

И так, и не так... "Машины времени" - так поначалу они назывались - вытащил на свет Божий именно Градский... в клуб "Мелодия и ритм"... "Машина" там пела и "Time machine" по-аглицки, и про очки с розовым стеклом... Градский же, будучи в худсовете клуба, с жаром уговорил и композиторов Николая Минха и Бориса Фиготина, и джазмена Алексея Козлова и меня (это было тогда ЖЮРИ) принять их в клуб - как ПЕРСПЕКТИВНЫХ. И "Машина времени" позже доказала свою перспективность... ибо "каждый правый имеет право на то, что слева, на то, что справа"... Тут я не говорю ни о музыке, ни о поэтике. Градский довольно долго их "патронировал"... а теперь некоторые из машинной компании позволяют себе панибратствовать... Выйдите же, наконец, на палубу из трюмов...

&&&&&

К глубочайшему сожалению, до сих пор встречаются толпы идиотов, которые считают, что Градский вообще к подобному отношения никогда не имел и порой даже кого-то "закапывал". Я всегда помнил, наблюдал, как Градский подтягивал всех, кто ему был не безразличен в музыкальном плане. Но увы, многие об этом уже не говорят (зазвездились?).

&&&&&

У меня есть знакомый, который тоже сидел в худсоветах - о Градском и Козлове он точно рассказывал, а с Семёнычем - так я даже видел неоднократно, как они тепло общались при встречах. О "Машине времени" он говорил, что их довольно долго мурыжили в том плане, что играли они плохо, конечно. Но из-за того, что у папы Кавагоэ была возможность покупать в Японии хорошую аппаратуру, их терпели и частенько этот аппарат одалживали. А один раз дорогущий электроорган навсегда "одолжили" - он тоже рассказывал, как это было.

&&&&&

Как певец Градский наголову выше всей "Машины" и не только... Как композитор? Они примерно на одном уровне. Как поэт? Макаревич, безусловно, выше, но "Машина"-то причём здесь? Вот юбилей у Вячеслава Малежика, он много песен написал, фактически бард-рок... Но на СОБСТВЕННЫЕ стихи он стал писать совсем недавно и поэтом себя не считает... Так что - каждому своё... С Александром Градским я был знаком с 1965 г., когда он 16-летним лохматым ТОЩИМ хиппи пришёл прослушиваться в эстрадный оркестр ДК МГУ (ЛенГоры). Я там некоторое время играл на ф-но и саккомпанировал Градскому песню "Свингинг Блю Джинс" - "Хиппи-шейк" - из джазменов там, естественно, её никто не знал... А Градский тогда не знал английского и пел "Гиппи-гиппи-шейк"... Позже я пару раз бывал у Градского дома - тогда на Мосфильмовской, застал его потрясающую бабушку Розу... Кстати, она, по сути, была первым менеджером "Скоморохов"... Звоню как-то Саше (по поводу "Клуба 100....200...300 рублей"), она: "Сашу? Саши нет дома... Не могочьте мине голову, Вам нужны "Скомогохи"... У Вас есть 100 гублей? Скажите, куда пгиехать, скомогохи уже будут..."... Бабушка работала прямо как приснопамятный Юра Айзеншпис... а может, даже эффективней... Ну, а следующая серия - это под Сочи, летной студенческий лагерь "Буревестник"... Там была и "Машина времени", и группа "Сокол"... и как-то в гости приехал Градский... Но это другая история... И - Юра Фокин... Концерт в Лазоревском (Сочи), в парке... "Whole lotta love" - эту зеппелиновскую пел Юра... на бас-гитаре - Кутиков... Надо знать манеру бесподобного Фокина, любителя полиритмии - он играл там практически БЕЗ "первой доли"... Кутиков ТРИЖДЫ сбивался, Фокин начинал с начала... По окончании номера Фокин - в микрофон: "Прослушайте маленькое объявление: эту вещь облажал наш бас-гитарист Александр Кутиков"... Штучки Юры знал - надо было просто считать про себя... А с ним мы играли пару раз "Ин-а-гад-да-да-ви-да", вот где он был во всём блеске... за 20 минут композиции... А Макаревичу я благодарен за то, что он привёз в летний лагерь"Буревестник" плёнку с записью рок-оперы JC Superstar (with Gillan as Jesus).... Мы с ним целую ночь крутили её, вникая в слова... Один момент был смешной - в арии царя Ирода Андрей услышал строчку как: "... you can rock the SEMITES if you try...", а оказалось, что там "rock the CYNICS"... Так что по нему Иисус мог бы сокрушить евреев, а в оригинале - не евреев, а циников... Позже я сделал русскоязычную версию этой рок-оперы, она до сих пор идёт, в том числе в Москве в театре им. Моссовета... Но сначала я показывал её в Театре на Таганке, Иуду хотел спеть Высоцкий, а Пилата - Яцко...

&&&&&

Ребята, отбросьте свои "майданутый" , и прочее. Макаревич* - музыкант и Человек. Со своим видением, мнением. Была у Кутикова группа и проект сольный. У Маргулиса "Шанхай". Где они? Про них кто то вообще что то слышал, кроме узкого круга любителей? А Петя Подгородецкий - великолепный клавишник, но....надо меньше пить, как говориться . А МВ, благодаря Макару*, жива до сих пор. И я тут недавно переслушивал их дискографию 20 с лишним ГБ в МР3, если что. Великолепно!

&&&&&

1977 год, мне 21 год. Подруга пригласила на концерт "Машина времени", который был в каком маленьком клубе Подмосковья. Макаревич* худенький, причёска "Анджела Девис", в вельветовых джинсах и черной майке с логотипом И-С-Лоран. Конечно это было что-то. В 1987 году была на их концерте "Люди и мосты". Ушли со второго отделения.

&&&&&

В апреле 1979 года Макар* позвонил Кутикову и сообщил, что все музыканты МВ покинули его группу (в том числе и Маргулис). Кутиков до этого уже играл в МВ и два! раза из неё уходил. На тот момент он играл в группе Високосное лето и работал официально на известной звукозаписывающей студии звукорежиссёром!! Кутиков сказал Макару*, что он ему поможет. После этого Кутиков привёл трёх музыкантов из Високосного лета (Ефремова, Подгородецкого и себя) в МВ. Потом они записали практически ВСЕ свои золотые хиты за пару лет - около 30 песен! Потом, через 3 года, весной 1982 года из группы ушли Подгородецкий со своими фирменными клавишами и звукорежиссёр Малик-Пашаев со своей фирменной аппаратурой. Репертуар и главное звучание МВ резко изменилось в отрицательную сторону. Малик -Пашаев и Подгородецкий ушли тогда в Воскресенье, но ничего в сущности этой группе не дали. Для меня МВ - это весна 1979 года - и до весны 1982 года - ровно ТРИ года, всё остальное творчество - .....! Хотя "Реки и мосты" - неплохой концептуальный альбом, в нём можно услышать нотки былой МВ. Ну а дальше - плавно по наклонной.

&&&&&

Иметь прекрасный голос, это не значит быть повсеместно популярным, так же как имея абсолютно заурядный вроде бы голос, пользоваться народной любовью, если нужен хороший голос, я лучше оперу послушаю, в ней ничего не вызывает противоречий, в исполнении же Градского этих самых противоречий масса, это по сути постоянный эксперимент с тембрами голоса, слушать интересно и как бы слезу даже выдавить можно, но недолго. Макаревич* значительно проще, но при этом ближе, роднее, понятнее. Поэтому их сравнивать как бы некорректно в корне, разные они как сало и ананас.

&&&&&

Я начал плотно слушать рок-музыку с 80х, поэтому Машина Времени, Макаревич* для меня не пустые слова. И вот недавно переслушал их сборничек - все актуально. А Градский... кто это? Бард? Рокер? ИМХО ни то, ни сё. Советский офицоз его вроде не шугал, а наоборот привлекал в различные худсоветы, сольные концерты разрешал. Но как такое слушать не мог я понять не тогда, не сегодня.

&&&&&

Шедевры создавались во времена, когда была цензура, как в кино и литературе, так и в музыке. Когда все разрешили, оказалось, что писать больше не о чем. Одна из песен Макаревича* (теперь, именно так, с маленькой буквы) оказалась пророческой. "Но если все открыть пути, куда идти и с кем идти, то как бы ты тогда нашёл свой путь." И, жаль, что, в прошлом талантливые актёры и музыканты, лезут не в свое дело, а именно, в политику. Уважаю Шевчука, Бутусова, Шахрина, не скурвились!

&&&&&

Не секрет, что музыку к Повороту написали Подгородецкий и Кутиков, а Макар* потом слова написал. Макар* всем слова писал - для Маргулиса (мой друг играет блюз), для Пети (Когда я был большим). За тех кто в море - музыку написали Кутиков и Макар*, а слова как обычно Макар* потом наваял. Слова практически никто не писал - только Макар*, но он их писал уже на готовую мелодию!!

&&&&&

При всём моём неприятии "гражданской" позиции Макаревича*, считаю его едва ли не единственным рок-музыкантом 80-90-х в стране с классной музыкой и стихами. Не очень понимаю раскручивание в последнее время Градского, как чуть ли ни "чести и совести" советского рока и эстрады. Да у него не было и сотой доли популярности "машины". Спроси у людей на улице про Градского - знаете? - знаем "незнакомого прохожего", и всё! И та песня не его. Может быть, он хороший музыкальный педагог, может быть специалист, но далеко не звёздный певец.

&&&&&

Зная характер Градского, можно с уверенностью сказать, что он просто пожалел Макаревича*! Хотя мог легко размазать его по асфальту ! И не только тогда, когда Андрюша так поступал со своими одногруппниками, а тогда, когда он помчался к АТОшниками с концертами!

&&&&&

У каждого своя "Машина времени", это детство, молодость, у кого какие воспоминания при этой музыке. Мне не трудно абстрагироваться от личности певцов и просто подпеть, когда я слышу некоторые песни. В конце концов многие зарубежные артисты тех времён высказывались не лучшим образом об СССР и что, мы не слушаем их? Слушаем, хоть и тексты ни о чём. Музыка часто приоритетнее. А теперешнее говнецо снесёт течением времени, а музыка останется. Да, была такая группа, но сдулись ребята, сами себя распылили. А Макаревич*, оскорбивший людей, для которых выступал в России, обесценил себя как человека. Да и .... с ним. Им там, в Израиле, кажется, что они ближе к Богу, что ли? Как у них Бог и одобрение нацизма вместе уживается, что в голове? Мерзкие люди.

&&&&&

При всем уважении к Градскому можно отметить, что он, вообще никогда почти не говорит о ком то хорошо.. Ну Макаревич*... У Макаревича* хитов только сколько.. Что Градский написал то сам токого или сочинил выдающегося непонятно.. Из всех известных его песен только одна на слуху.. Как молоды мы были.. Всё...а критики в адрес других вагон и маленькая тележка.

&&&&&

"Подгородецкий имел музыкальное образование серьёзное, понимаешь? А Кутиков и Макаревич* – нет." - это правильно ! Ребятки играли очень слабенько, как музыканты, не будь благодарного советского слушателя -кому, нафиг , они были бы нужны ????? Любили их не за это , а за тексты , за простоту , и пр. - это наше , не отнять. Но ведь все забыли . И Макар , и Кутиков , выставляют себя страдальцами , мол гнобили их в Союзе .Простите  но это как раз мое время , и никто их не гнобил , врать не надо , (в "Комсомолке" была единственная статья - "Рагу из синей птицы"), и молодежи втюхивать лапшу на уши , тоже не надо! Это полная старость пришла для ребятишек. Вот Леша Романов писал гораздо более глубокие тексты, и в тюрьме сидел , но Родину не лажает, и как музыкант более интересен.

&&&&&

Что за бред несёт Градский, Макаревич* с Маргулисом до сих пор дружат и Маргулис ушёл из группы вовсе не из-за ссоры с Макаром. Он сам говорил, что в жизни играл с разными коллективами в разные периоды, просто захотел уйти, надоело. Машина времени на свой юбилей были на квартирнике у Маргулиса и вместе отжигали там. Вот отсюда и появляются всякие слухи. И верить тому что прямо Градский свечку держал и знает как создавались песни Машины я бы тоже не стала. Я давно заметила, что Градский очень кичится своим консерваторским образованием, и считает бездарями всех у кого его нет. Как-то в интервью он сказал, что если бы не Джордж Мартин, то Битлы бы не написали своих песен и не имели бы такой популярности, ведь у Мартина было образование, а Битлы самоучки. Бред абсолютный. Просто Градский не мог простить что талант сочинительства не зависит от образования, у самого Градского не получалось сочинять так хорошо как у ребят из Машины, их песни до сих пор все поют и знают, Градский известен не своими песнями (кто сегодня помнит его Скоморохов), а песнями написанными другими авторами и им только исполненными, например Первый тайм. Я вижу в этом какую-то зависть, в том числе и за долголетие и популярность Машины. Образование - это ещё не всё, многие великие и талантливые были самоучками и это надо уметь признавать. И уж совсем смешно, что Макаревич* и Маргулис были скрытые евреи, что за ерунда, все знали что они евреи, по фамилиям ясно, как и сам Градский - еврей. И что из этого, причём тут национальность, да хоть калмык.Ещё один бред.

&&&&&

Макаревич* остается Макаревичем*, Градский Градским. У обоих характер тот еще. Однако каждый внес свою лепту в развитие отечественной музыки и этого уже не перечеркнешь. Я очень уважаю Градского, только его творчество можно сказать для избранных, а вот Макаревич* для широких масс. Если грубо сравнить то Градский это классика, а Макаревич* попса. Так что, творчество этих людей нельзя сравнивать. Как говорится каждый выбирает по себе, я лично уважаю и слушаю обоих.

Градский. Made in USSR

Евгений Маргулис: А когда стали петь по-русски, надо же все-таки петь не какое-то фуфло

Градский про СССР

* 2 сентября 2022 года Минюст РФ внёс Макаревича в реестр физических лиц — «иностранных агентов».