Найти в Дзене

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВЕДУГУ. 500 км от Красноярска. НА АВТОМОБИЛЕ К ЗОЛОТУ СИБИРИ. Часть I

Восход луны над Северо-Енисейским золотым поясом. 16 ноября 2024 года. Месторождение Ведуга.
Восход луны над Северо-Енисейским золотым поясом. 16 ноября 2024 года. Месторождение Ведуга.

Планировать поездку к Северо-Енисейскому золотому поясу мы начали в июле 2024-го. Идея родилась сразу после возвращения с севера Хабаровского края (Кутынского золоторудного месторождения).

Хабаровский край. Золоторудное месторождение у реки Кутын. 16 июня 2024 года. Фото Владимир Юрьев
Хабаровский край. Золоторудное месторождение у реки Кутын. 16 июня 2024 года. Фото Владимир Юрьев

Поход к Северо-Енисейскому золотому поясу казался приятной турпоездкой, после дальневосточного бездорожья и болот у заливов Охотского моря.

Красноярский край. 15 минут до посадки в аэропорту Хворостовского.
Красноярский край. 15 минут до посадки в аэропорту Хворостовского.

ПЛАН ТАКОЙ:

Ну, вроде выглядит просто. Проблема лишь в том, что цель нашего путешествия находится примерно в 200 километрах от Енисейска, там дороги проложили недавно, гравий насыпали. Аэропорты есть, но самолёты летают крайне нерегулярно. Так что, не было и нет на севере Сибири альтернативы полному приводу.
Ну, вроде выглядит просто. Проблема лишь в том, что цель нашего путешествия находится примерно в 200 километрах от Енисейска, там дороги проложили недавно, гравий насыпали. Аэропорты есть, но самолёты летают крайне нерегулярно. Так что, не было и нет на севере Сибири альтернативы полному приводу.
  • Из Москвы вылетаем в Красноярск.
  • До зари следующего дня грузим оборудование в микроавтобус.
  • 360 км до Лесосибирска, паромом на другой берег Енисея.
  • 200 км по грунтовой дороге.
  • В идеале до полуночи должны добраться до поселка Брянка.
  • От Брянки 50 километров до месторождения Ведуга.

ПОЧЕМУ ИМЕННО НОЯБРЬ?

Пара сотен километров грунтовых дорог летом - это автодорожный АД, зимой меньше шансов застрять или улететь в кювет.
Пара сотен километров грунтовых дорог летом - это автодорожный АД, зимой меньше шансов застрять или улететь в кювет.

В сухую погоду большегрузы превращают такую дорогу в 200-километровую стену пыли с видимостью 1 метр, дождь еще хуже - гравий расползается под колесами грузовиков, жирная сибирская земля всасывает дорожное покрытие, как болото корову, создавая глубокие колеи и ямы с перепадами до полуметра. Зимой всё это подмораживает, и путь становится относительно безопасным.

В -40 или -50 риск отключения жидкокристаллических экранов и быстрой разрядки аккумуляторов, а ведь мы кино едем снимать. На фото Володя Юрьев, оператор-постановщик.
В -40 или -50 риск отключения жидкокристаллических экранов и быстрой разрядки аккумуляторов, а ведь мы кино едем снимать. На фото Володя Юрьев, оператор-постановщик.

Кроме того, в ноябре здесь мягкие морозы, до минус 30-ти, не ниже, камеры на свежем воздухе работают относительно стабильно и долго.

ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ

День первый. 12 ноября. Дорога к Ведуге.

Деревня Челноки

08:00

Преодолели первые 185 километров по Енисейскому тракту.

Заливаем полный бак у деревни Челноки.
Заливаем полный бак у деревни Челноки.

Едем на север Сибири, с каждым километром мороз крепчает: в Красноярске -2, в Челноках уже -15. Можно перекусить в кафе "Зеленый огонек", дальнобойщики его любят, путешественники хвалят.

Поселок Крутой Лог

Здесь Ангара впадает в Енисей, и Енисей становится в два раза шире, глубже, быстрее.
Здесь Ангара впадает в Енисей, и Енисей становится в два раза шире, глубже, быстрее.

Через 70 километров проезжаем поселок Крутой Лог. На противоположном берегу поселок Стрелка. У тракта есть смотровая площадка, а если решили перебраться на Стрелку, то только паромом или по ледовой переправе у Широкого Лога. Мы еще вернемся сюда, но на обратном пути.

Высокогорский мост

Подморозит, грунтовка окрепнет, может и прокатимся. Фото Лианы Бельтран- Бельской
Подморозит, грунтовка окрепнет, может и прокатимся. Фото Лианы Бельтран- Бельской

От Крутого Лога 30 километров до Высокогорского моста. Самый северный автодорожный мост через Енисей. За пару дней до нашего отъезда из Красноярска температура была плюсовая, прошли дожди, дорога на том берегу еще строится и мы решили не рисковать.

Лесосибирск

Сейчас проезжаем мимо одной их криминальных столиц Сибири 90-х.

В 90-х здесь можно было достать и купить всё, от зарубежных брендов одежды, сигарет и алкоголя, до автомобиля.
В 90-х здесь можно было достать и купить всё, от зарубежных брендов одежды, сигарет и алкоголя, до автомобиля.

Порт, крупный железнодорожный узел и общее беззаконие в 90-х сделали Лесосибирск центром притяжения контрабандистов. Сейчас в городе кажется безопасно.

Крестовоздвиженский собор в Лесосибирске построен в период с 1995 ро 2002 годы. Проект красноярского архитектора Александра Банникова. 13 куполов, центральный купольный крест на высоте 67 метров.
Крестовоздвиженский собор в Лесосибирске построен в период с 1995 ро 2002 годы. Проект красноярского архитектора Александра Банникова. 13 куполов, центральный купольный крест на высоте 67 метров.

Сам Лесосибирск серый, дома-хрущобы, но в его черте на берегу Енисея построен красивейший храм в кедровом бору.

Первые большие дороги и крупные поселения на севере Красноярского края строили золотопромышленники середины 19-го века. Наши современники пытаются привести местные трассы и города в состояние близкое к идеалу.

Енисейск

Центр Сибирской «золотой лихорадки», и, как следствие, первая точка развития региона  выглялит как конфетка в коробочке.
Центр Сибирской «золотой лихорадки», и, как следствие, первая точка развития региона выглялит как конфетка в коробочке.

Через 50 километров от Лесосибирска нас встречают купола и шпили древних монастырей Енисейска. 400 лет этой красоте, а сам город часто называют первой столицей Сибири.

В принципе, Енисейск и поселок Северо-Енисейский действительно могут конкурировать по комфорту и "музейности" с городами «Золотого кольца». Только добраться сюда сложновато.
В принципе, Енисейск и поселок Северо-Енисейский действительно могут конкурировать по комфорту и "музейности" с городами «Золотого кольца». Только добраться сюда сложновато.

Если вы просто путешествуете, то в Енисейске стоит остановиться на пару дней. Жаль у нас такой возможности в эту поездку не предвидится. Жить нам в вахтовом поселке до которого еще около 200 километров по грунтовой, гравийной дороге. И для того, чтобы поставить на эту дорогу колеса нашего минивэна, нужно подняться на палубу парома.

Вид на Енисей с парома.
Вид на Енисей с парома.

Паромная переправа Борки-Еркалово

16:00

Паром Борки-Еркалово
Паром Борки-Еркалово

Мост через Енисей на севере региона всего один. Четыре сотни лет самыми доступными и массовыми средствами пересечения реки здесь остаются лодка, паром и зимник (кликните сюда, если не знаете что это).

Паромов на Енисее много, ходят они регулярно, с интервалом примерно в 1 час.
Паромов на Енисее много, ходят они регулярно, с интервалом примерно в 1 час.

Автомобили, люди выстраиваются на берегу, по очереди поднимаются на борт, и минут 15-20 можно любоваться пейзажами.

Проезд на пароме бесплатный.
Проезд на пароме бесплатный.

Прелести поездки по грунтовой дороге через тайгу перечислять не буду, опытные путешественники и сами все знают, а обычным туристам лучше и не знать).

Уговариваем Камилича сесть в машину. Через пару минут причалим.
Уговариваем Камилича сесть в машину. Через пару минут причалим.

Оборудование в багажнике плотно закрепили ремнями, иначе разобьётся, но ремни не спасли ногу нашего оператора. Задремал Камилич на "сибирских горках" и не успел пождать ногу, когда уже в ночи мы подскочили и плюхнулись днищем на очередном ухабе.

На первый взгляд - миленький пейзажик, на самом деле - адские горки на грунтовой дороге.
На первый взгляд - миленький пейзажик, на самом деле - адские горки на грунтовой дороге.

Ушиб голени оператора-постановщика и треснувший поддон - меньшее из зол на таких трассах. А ехали мы аккуратно, не быстро, с опытным и знающим эти места водителем.

Поселок Брянка

20:00

Последний рывок к месторождению, 50 километров до вахтового поселка. 8 часов от Красноярска до месторождения Ведуга в идеале.

Старый впхтовый поселок, утро второго дня.
Старый впхтовый поселок, утро второго дня.

У нас, с остановками на короткие съёмки, ушло 12. Из -2 мы приехали в -20, в центр Енисейского золотого пояса. Автомобилем и паромом, по Енисею и стремным грунтовым дорогам северной Сибири. Завтра, ух, будет интересно. Мы первая съёмочная группа на этом месторождении.

Зарипов Наиль Камильевич, он же Камилич. Делает вид что нога не болит.
Зарипов Наиль Камильевич, он же Камилич. Делает вид что нога не болит.

Продолжение по ссылке. Во второй части коротко расскажу о самом золоторудном месторождении, о том как проходили съёмки, как и где мы жили и что видели.

Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь, это абсолютно бесплатно, а меня мотивирует писать для вас больше и чаще.

Обложка статьи
Обложка статьи