Планировать поездку к Северо-Енисейскому золотому поясу мы начали в июле 2024-го. Идея родилась сразу после возвращения с севера Хабаровского края (Кутынского золоторудного месторождения).
Поход к Северо-Енисейскому золотому поясу казался приятной турпоездкой, после дальневосточного бездорожья и болот у заливов Охотского моря.
ПЛАН ТАКОЙ:
- Из Москвы вылетаем в Красноярск.
- До зари следующего дня грузим оборудование в микроавтобус.
- 360 км до Лесосибирска, паромом на другой берег Енисея.
- 200 км по грунтовой дороге.
- В идеале до полуночи должны добраться до поселка Брянка.
- От Брянки 50 километров до месторождения Ведуга.
ПОЧЕМУ ИМЕННО НОЯБРЬ?
В сухую погоду большегрузы превращают такую дорогу в 200-километровую стену пыли с видимостью 1 метр, дождь еще хуже - гравий расползается под колесами грузовиков, жирная сибирская земля всасывает дорожное покрытие, как болото корову, создавая глубокие колеи и ямы с перепадами до полуметра. Зимой всё это подмораживает, и путь становится относительно безопасным.
Кроме того, в ноябре здесь мягкие морозы, до минус 30-ти, не ниже, камеры на свежем воздухе работают относительно стабильно и долго.
ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ
День первый. 12 ноября. Дорога к Ведуге.
08:00
Преодолели первые 185 километров по Енисейскому тракту.
Едем на север Сибири, с каждым километром мороз крепчает: в Красноярске -2, в Челноках уже -15. Можно перекусить в кафе "Зеленый огонек", дальнобойщики его любят, путешественники хвалят.
Через 70 километров проезжаем поселок Крутой Лог. На противоположном берегу поселок Стрелка. У тракта есть смотровая площадка, а если решили перебраться на Стрелку, то только паромом или по ледовой переправе у Широкого Лога. Мы еще вернемся сюда, но на обратном пути.
От Крутого Лога 30 километров до Высокогорского моста. Самый северный автодорожный мост через Енисей. За пару дней до нашего отъезда из Красноярска температура была плюсовая, прошли дожди, дорога на том берегу еще строится и мы решили не рисковать.
Сейчас проезжаем мимо одной их криминальных столиц Сибири 90-х.
Порт, крупный железнодорожный узел и общее беззаконие в 90-х сделали Лесосибирск центром притяжения контрабандистов. Сейчас в городе кажется безопасно.
Сам Лесосибирск серый, дома-хрущобы, но в его черте на берегу Енисея построен красивейший храм в кедровом бору.
Первые большие дороги и крупные поселения на севере Красноярского края строили золотопромышленники середины 19-го века. Наши современники пытаются привести местные трассы и города в состояние близкое к идеалу.
Через 50 километров от Лесосибирска нас встречают купола и шпили древних монастырей Енисейска. 400 лет этой красоте, а сам город часто называют первой столицей Сибири.
Если вы просто путешествуете, то в Енисейске стоит остановиться на пару дней. Жаль у нас такой возможности в эту поездку не предвидится. Жить нам в вахтовом поселке до которого еще около 200 километров по грунтовой, гравийной дороге. И для того, чтобы поставить на эту дорогу колеса нашего минивэна, нужно подняться на палубу парома.
Паромная переправа Борки-Еркалово
16:00
Мост через Енисей на севере региона всего один. Четыре сотни лет самыми доступными и массовыми средствами пересечения реки здесь остаются лодка, паром и зимник (кликните сюда, если не знаете что это).
Автомобили, люди выстраиваются на берегу, по очереди поднимаются на борт, и минут 15-20 можно любоваться пейзажами.
Прелести поездки по грунтовой дороге через тайгу перечислять не буду, опытные путешественники и сами все знают, а обычным туристам лучше и не знать).
Оборудование в багажнике плотно закрепили ремнями, иначе разобьётся, но ремни не спасли ногу нашего оператора. Задремал Камилич на "сибирских горках" и не успел пождать ногу, когда уже в ночи мы подскочили и плюхнулись днищем на очередном ухабе.
Ушиб голени оператора-постановщика и треснувший поддон - меньшее из зол на таких трассах. А ехали мы аккуратно, не быстро, с опытным и знающим эти места водителем.
20:00
Последний рывок к месторождению, 50 километров до вахтового поселка. 8 часов от Красноярска до месторождения Ведуга в идеале.
У нас, с остановками на короткие съёмки, ушло 12. Из -2 мы приехали в -20, в центр Енисейского золотого пояса. Автомобилем и паромом, по Енисею и стремным грунтовым дорогам северной Сибири. Завтра, ух, будет интересно. Мы первая съёмочная группа на этом месторождении.
Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь, это абсолютно бесплатно, а меня мотивирует писать для вас больше и чаще.