Продолжение. Ч.1. Куры как детозамещение. Курятник в альпийском стиле. Ч. 2. Уход, воспитание и питание. Радости и тревоги
Пришла весна и, следовательно, время обзаводиться новыми питомцами. Естественно, мы планировали опять взять курочек Ломан Браун у знакомой заводчицы. Но тут возникла проблема. Мы хотели взять курочек постарше, которые уже несут яйца. Но у нее породы Ломан Браун были только молодые четырехмесячные курочки, а уже постарше пятимесячные Леггорны. Это белая курица итальянского происхождения. Но мы, естественно, хотели именно проверенных и полюбившихся нам кур породы Ломан Браун.
Ну, вроде, какая проблема найти курицу нужной породы и возраста. Но оказалось не все так просто. У многих заводчиков были также только молодые курочки. После длительных поисков все-таки удалось обнаружить в 50 км от нашей деревни продавца, у которого были нужные куры. Я отправился туда и обнаружил, что это не какое-то фермерской хозяйство, а магазин, торгующий кормами для животных. Ну и на его территории есть клетки, плотно забитые курицами, предназначенными для продажи. Вид был, конечно, такой, не аутентичный. Но других вариантов не было и я решил их взять. В конце концов, куры ведь не виноваты, что попали в такие условия. Приедут к нам в деревню, придут в себя и все будет хорошо. Подсобный паренек быстро накидал мне кур в коробку, и я отправился домой.
Дома ждала жена, и мы с воодушевлением выпустили новых питомцев на волю. Но когда они вышли на свободу, мы были шокированы. Вид у них был весьма обескураживающий. Обтрепанный, местами без перьев. Когда они сидели в плотно набитой клетке, этого не было видно. Ну а тут, на открытом пространстве все выглядело очень несимпатично. Мы были расстроены и не понимали, что делать. С одной стороны, куры не виноваты, что их содержали в нечеловеческих условиях. С другой, для нас был важен эстетический момент, мы хотели любоваться красивыми, ухоженными курочками, гуляющими по зеленой травке. Ну а тут был такой вариант, что без слез не взглянешь.
Но мы решили подождать пару дней, понаблюдать и потом уже принимать решение. Но эти наблюдения оказались неожиданно негативными. Вы помните, я описывал породу Ломан Браун – спокойные, общительные, дружелюбные. Но, как вы понимаете, у каждой личности есть врожденные и приобретенные качества. И при одних и тех же свойствах темперамента, которые включают в себя индивидуальные темп и ритм психологических процессов, стабильность эмоциональных реакций, интенсивность волевых усилий мы можем иметь совершенно разные характеры и модели социального поведения. В зависимости от того, в каких социальных условиях росла та или иная личность.
И оказалось, что среда, в которой росли наши новые жильцы, была совсем неблагоприятной, если не сказать больше. Что сразу проявилось в их поведении. Кто-то начал с разбегу бросаться на сетку вольера, возникали драки, ну и вишенкой на торте стали гомосексуальные наклонности этих девиц. Ну вот буквально вступление в интимные отношения, когда одна из кур заняла позицию петуха, а вторая, соответственно, его партнерши. Стало понятно, что такая публика совершенно не вписывается в патриархально-добропорядочную атмосферу нашей деревенской жизни. Я созвонился с продавцом и договорился, что верну кур назад. Он не возражал, и мы облегченно вздохнули.
Ну и опять встал вопрос, где брать кур. Опыт с агрессивными и распутными девицами очевидно привел к выводу, что нужно брать кур из приличного общества. И самым очевидным и проверенным был вариант нашей заводчицы. Была только проблема возраста курочек, но мы решили выйти из положения так- взять 3-х курочек Ломан Браун и 3-х Леггорнов постарше. Леггорны должны скоро начать нестись, ну а там и молодежь подтянется. При этом нам показалось даже интересным создать интернациональный коллектив немок и итальянок. Кроме того, по описанию Леггорны также были вполне дружелюбными. Ну собственно, что вполне соответствовало итальянскому характеру. Да, есть у итальянцев некоторая повышенная эмоциональность, но в целом они вполне милые и жизнерадостные люди.
Жена съездила к заводчице и привезла шестерых курочек. Были они чистенькие, аккуратные, все перышки на месте, на сетку никто не бросается, ведут себя вполне спокойно. При этом леггорны были заметно крупнее и держали себя более уверенно и независимо. Но это было вполне понятно, учитывая их более старший возраст. Ну а немки держались как-то ближе друг к другу и выглядели такими милыми, беззащитными детьми.
Опять начался процесс адаптации и воспитания. Новые жильцы как-то не очень хотели приучаться к насесту и, по сравнению с нашими первыми курочками, вели себя гораздо более настороженно и обособленно. Чтобы упростить процесс приучения к насесту я оборудовал в вольере места для сидения и периодически подсаживал на них кур, что было проще, чем проделывать тоже самое в курятнике. Процесс неплохо шел с итальянками, а вот с немками как-то не получалось. На улице они сидели, а вот в курятнике нет. И я по вечерам наблюдал, как они втроем сбиваются в кучку в углу и так и спят, тесно прижавшись друг к другу. С одной стороны, умилительная картина, но с другой она свидетельствовала о том, что есть у них какой-то дискомфорт.
Поведение итальянок при этом довольно сильно отличалось от привычного нам поведения немок. В частности, они очень активно разрывали песок в вольере, устраивая целые песочные холмы и ямы. Это создавало одну проблему. С такими наклонностями к землекопанию их было опасно выпускать на газон. За несколько дней от него ничего бы не осталось. Получалось, что в этом году мы будем лишены совместного пребывания на свежем воздухе с чашечкой кофе. Но что делать. Скоро итальянки начали начали нестись (яйца, как и полагается белым курам, были белыми) и отрабатывали в этой части свои производственные обязанности вполне добросовестно. Так что оснований предъявлять к ним какие-то претензии не было.
Но с некоторых пор они стали вести себя довольно скверно. В частности, стали отгонять немок от кормушек с едой. Причем мы попробовали ставить две разные кормушки на расстоянии друг от друга. Ну так, чтобы всем хватало. Но нет. Итальянки начинают есть, мы ставим вторую кормушку. Как только немки принимаются трапезничать, какая-нибудь итальянка подбегает к их кормушке и начинает их отгонять. В общем, полная дискриминация по национальному и возрастному признаку. При этом все призывы к европейской толерантности, попытки объяснять итальянкам, что они не должны злоупотреблять тем, что они сильнее, оказались безуспешными. В общем, демократические процедуры потерпели крах. Решили опробовать меры по разделению сторон. Взяли волейбольную сетку и на время кормления стали отделять итальянок от немок. В принципе, это срабатывало. Но ненадолго. Пока мы стоим в качестве сил, контролирующих разделение сторон и обеспечивающих гарантию безопасности, то все нормально. Но стоит отойти, как какая-нибудь итальянка норовит перебраться на территорию немок и начинает опять отгонять их от кормушки. Ну а после трапезы, когда сетка убиралась, мы наблюдали регулярные нападки на немок. Вот идет она спокойно мимо итальянки, а та раз, и клюнет ее без всякого основания. В общем, такое, недостойное поведение. Вот ведь мы, люди, не позволяем себе обижать более слабых и беззащитных. А у кур встречается.
Ну и в такой атмосфере наши немки никак не начинали нестись, хотя по времени уже вроде как им было положено. И мы связывали это с состоянием стресса, в котором они находились. Надо было что-то делать. Ну а что тут делать, кроме, как отдать итальянок в другой коллектив. Впрочем, нам предлагали еще одно решение данной проблемы - завести петуха. И тогда он наведет порядок. Может, конечно, и так. Сами знаете, в чисто женском коллективе частенько возникают всякие сплетни, конфликты, интриги. И наличие мужчины-руководителя позволяет как-то оздоровить морально-психологический климат. Но это касается прежде всего производственных отношений. А вот ежели этот руководитель начнет по очереди вступать в интимные связи со своими подчиненными? В общем, мы решили не проводить этот эксперимент и отдали итальянок в деревню. Пусть тамошний петух проводит с ними сеансы психотерапии.
Итак, мы остались с тремя курочками Ломан Браун. Была мысль приобрести еще двух-трех, но решили опять же не экспериментировать. Кто знает, как будет происходить притирка старой и новой команды. Итак в этом году оказалось слишком много сюрпризов. Ну и решение оказалось правильным. Наши курочки повеселели, вскоре стали нести яйца, мы стали выпускать их гулять на газон. Вели они себя, как и их соплеменники в прошлом году, спокойно, миролюбиво и украшали нашу деревенскую жизнь.
Расскажу при этом об одной индивидуально-психологической особенности, которую мы наблюдали и в прошлом, и в этом году у некоторых наших подопечных. В обоих коллективах оказалось по одной курочке, которые заметно отличались своим характером и поведением. Какой-то большей замкнутостью, отстраненностью. Вот представьте себе ситуацию. Несут еду курочкам, все бросаются к кормушке. А одна не торопится. Ну, вроде того: «Я не голодна» или «Что-то у меня настроения сегодня нет, я потом поем». Да, потом подойдет, немного поклюет и уходит. И вообще держит себя как-то обособленно. Частенько отдельно гуляет, сидит одна на насесте или где-нибудь в уголочке спать пристроится. Дескать, я не такая, как все. У меня другие интересы и увлечения, чем у моих подружек. Я живу в мире грёз. В общем, какой-то аутизм. Пусть и в легкой форме.
Или вот еще такая особенность, но это скорее уже из области социальной психологии и поведенческих особенностей. Мы огораживали и в прошлом, и в этом году часть газона сеткой, чтобы курочки не разбредались по территории и не уходили к соседям. А у нас с соседями нет какого-то забора. Идет подпорная стенка из камня и на нее курица может легко запрыгнуть. Но куры в большинстве своем относились к такому символическому огораживанию с пониманием и гуляли по выделенной территории, не порываясь отправиться куда-то в заграничное странствие.
За исключением вот этих особенных. Повторюсь, и в прошлом, и в этом году одна из куриц демонстрировала вот такое непатриотичное поведение. Дескать: «Ах, я хочу посмотреть, что там за границей! Меня манят дальние страны и новые впечатления!» Ну а что там особенного за границей? Такая же трава, как и здесь, на родном участке. Вот чего тебе здесь не хватает? Кормят, поят, пощипать травку выпускают. Гуляй вместе с подружками, не отрывайся от коллектива. Но нет, стоит ненадолго упустить из виду, и на тебе, иди лови ее у соседей. С одной стороны, понять можно, мы вот и сами нет-нет, да и норовим куда-нибудь уехать за пределы нашего богохранимого отечества, но мы-то взрослые люди и ездим по разрешению. Визы получаем, проходим паспортный контроль. А не так, взял и рванул без спросу, куда вздумалось. В общем, как и в человеческом обществе, есть те, кто вполне довольствуется тем, что есть в родном государстве, а есть личности, склонные к заграничному времяпровождению. При этом и дополнительную сетку вдоль подпорной стенки поставили, и объясняли, и наказывали, запирая в вольере, пока все гуляют. Все бесполезно. Где нибудь, но пролезет или перепрыгнет. В общем, охота пуще неволи. Но вот так, что есть, то есть.
Пожалуй, на этом остановлюсь в описании национальных, индивидуально-психологических и поведенческих особенностей, которые нам довелось наблюдать. Хотя это не полный список наших открытий. И останется у меня еще одна тема из жизни кур, о которой нужно будет рассказать – спорт, отдых и развлечения.
Продолжение. "Про кур. Часть 4. Спорт, отдых и развлечения."