Просто про "Суру" у меня у же был рассказ. Вспоминал я тогда, как мои коллеги перепутали вокзалы в Москве, добираясь до Пензы. Почитать можно по ссылке ниже:
А вот про другие поезда из Пензы можно поговорить. Тем более, что там одно время ходило что-то и весьма легендарное.
Итак, 1961 год. Нет даже еще поезда Пенза-Москва, а вот Пенза-Горький был. Шел через Красный Узел, имея время в пути дл Горького 15 часов 21 минуту. Отправлялся он с пензенского вокзала в 18:05, а в 9:26 был в Горьком. А вот интересное в пензе всё-тиаки здание вокзала. Вроде бы и обычная коробка, но очень мелкое ячеистое остекление создает весьма причудливый вид.
А когда-то было вот такое здание:
Не менее интересным был поезд № 77/78 сообщением Пенза-Моршанск. В 17:20 он отправлялся из Пензы и с малой скоростью со всеми остановками следовал через Пачелму и Вернадовку в Моршанск. Вот основные опорные точки его маршрута:
- Белинская - 19:35 (тут еще вполне приличная скорости - 86 км за 2 часа 15 минут). С учетом 8 промежуточных остановок вполне сносный результат;
- Пачелма - 21:14 - 57 км за 1,5 часа (без учета стоянки на Белинской) - с учетом пяти промежуточных остановок тоже в целом терпимо;
- Вернадовка - 23:13 - 75 км за 1 час 45 минут - всё те же немногим более 40 км/ч. И на этом участке тоже 7 промежуточных остановок. То есть в среднем всё каждые 10 км;
- Моршанск - 00:59 - а вот на последние 50 км у него уходил 1 час 32 минуты. Да 5 промежуточных остановок, но не быстро.
Кстати, поезда на Москву из Пензы я не обнаружил в справочнике 1961 года.
А вот в издании 1969 года он есть. Время в пути 13:25 через Пачелму и Ряжск. Через Красный Узел и Арзамас сохранялся поезд №269/270 на Горький - время в пути стало 14 часов 21 минута. И еще появился № 95/96 сообщением Пенза-Челябинск. Шел он через Сызрань, Самару и Уфу. 31 час 16 минут?! Как-то тоже не быстро получается.
1980 год. До Москвы "Сура" доходила за 13 часов 20 минут. Сохранялись и два других поезда. Но оба замедлили - до Горького теперь можно было добраться за 15:55. До Челябинска - за 33:10. И если я в справочнике 1969 года Моршанск почему-то не нашел, то вот в издании 1980 года он есть. Теперь это был поезда 600-й нумерации - № 641/642. Время в пути на 268 км более 8 часов.
И вот еще что интересно. В 1980 году был проходящий поезд, который останавливался не только на станции Пенза-I, но имел остановку и на Пензе-III. Это был Адлер-Красноярск № 573/574. Почему именно его решили принести в жертву - это уж я не знаю. Но сначала он стоял на Пензе-III 15 минут (по пути в Красноярск, конечно), а затем еще на Пензе-I - 51 минуту. Причем на обратном пути на Пензе-III у него вообще остановки не было, а на Пензе-I "всего лишь" 28 минут. Роль же жертвы на пути в другую сторону выполнял Новосибирск-Симферополь с экзотичными номерами №517/543. Но продолжительность остановок была более гуманная - 25 и 6 минут.
"Пятерка" поездов на Москву, Горький, Моршанск и Челябинск сохранилась и к 1989 году. До Горького теперь 16 часов, до Челябинска - 33 часа 15 минут. Пятерка потому, что на Москву было два поезда, но про это как раз было в той старой публикации.
В 1995 году челябинский поезд продлили до Кургана. шел тем же маршрутом через Сызрань, Самару и Уфу. Сохранялись оба в Москву и один в Моршанск.
Ну а в 2004 году в моем родном Иркутске можно было во всей красе наблюдать поезд № 203/204 сообщением Пенза-Владивосток. Время в пути почти 153 часа - 6 суток 9 часов.
Но и появилось еще несколько направлений:
- Пенза-Нижневартовск - время в пути 61/63 часа (там были два разных поезда);
- Пенза-Самара - около 6 часов ("Экспресс");
- Пенза-Уфа - около 19 часов.
Вот странно только, что не было поезда Пенза-Горький. В 2024 году он снова присутствует в сетке расписания. И время в пути у него стало более достойным - 11 часов 3 минуты.
Дневной экспресс до Самары теперь долетает за 4,5 часа. Есть и еще один маршрут, который я не упомянал - Пенза-Казань - время в пути 11 часов 45 минут. А до Нижневартовска теперь можно добраться менее чем за 60 часов.
А на станции Пенза-III теперь лишь пригородные поезда до Ртищево. На весь маршрут более 4 часов.
Ну и ежегодно было много-много проходящих. В том числе, например, в 1961 году был даже поезд Адлер-Владивосток, который по расстоянию вполне может утереть нос поезду Харьков-Владивосток, который считается рекордсменом по расстоянию.
Вот такая история получилась с поездами с начальной/конечной станцией Пенза. Спасибо, что следите за каналом!