Найти в Дзене
CatGeek

Выбор из трёх хороших реплик

Вот я, конечно, всё понимаю, и что время сейчас другое, быстрое, и что бюджеты не резиновые, но с потерей возможности отыгрывать роль в ролевых играх у меня примириться всё равно как-то не получается. Раньше ж оно было. Раньше ты мог одну РПГ перепройти 4 раза и получить прям разный опыт в разное прохождение, а каждый твой выбор был разумен и оправдан в рамках твоего персонажа. Было это. А потом куда-то пропало!

Сейчас тебе не то что бы выбор нормальный в играх сделать не могут, тебе не стараются даже иллюзию этого выбора создать. А выбор в играх жанра РПГ это самое главное так-то, ведь через выбор и раскрывается характер. Ты можешь сколько угодно бить себя пяткой в грудь и говорить, что ты злодей рациональный, но вот подружка твоего героя страдает, и ты идёшь жертвовать всем ради неё. Или не идёшь, выбирая вместо этого спасти город какой с безликими жителями. И тут даже не сильно важно, влияет ли этот выбор на сюжет или на концовку, важно что выбор этот есть, и он весомый. И что ты его делаешь.

Последний хороший пример на моей памяти, это Ведьмак был третий (а ему, на секундочку, уже почти 10 лет). Выборов там по мелочи всяких дофига, и многие из них ни на что не влияют в глобальном плане, но позволяют формировать вам личность вашего персонажа. Простой пример: едет Геральт через реку, видит Геральт как пятеро молодцов собираются без суда и следствия казнить одного чувака немного так по беспределу. А по беспределу казнить это беспредел, можно вмешаться... и убить пятерых тоже в целом не особо виновных мужиков, чтобы спасти одного. Выбор из двух зол, классика. Что именно в итоге игрок выберет не суть то и важно для сюжета, но важно для игрока.

Ну а про выборы «Освободить ли духа из дерева» или «Чёрная или рыжая» споры в авторском чате идут до сих пор, и чаще, чем можно подумать. Вот сколько вы сейчас подумали — в два раза чаще этого.

Во-от, а современные РПГшки этой тонкости лишены. И я даже не про недавнюю Dragon Age говорю, где весь выбор лишь в том, как именно ты будешь вежлив и заботлив. Я тут про игру года говорю, обласканную игроками и критиками — Baldur’s Gate 3, где у тебя есть возможность врага и поджечь, и бросить, и стулом в него запихнуть. А вот возможности для ролевого отыгрыша нету.

Точнее как, в теории ты можешь отыгрывать там злодея, но это будет злой путь ради злого пути. Мотивации у нашего героя примыкать к очевидным плохишам нет вообще, так как зло тут прям конкретное такое зло, что носит чёрное, заливисто хохочет в свете молний, и играет на органе. Ладно хоть детей в жертву не приносит.... А, ну да.

Пример хорошего. В первой Dragon Age «путь зла» это дорога прагматика, где ты, перед лицом великой угрозы, выбираешь не самые хорошие, но дающие силу варианты, либо же напротив, как в случае с башней магов, решаешь поступить некрасиво, но безопасно. Врата Балдура же предлагают тебе предать милую деревеньку, жители которой тебе помогли и по которой бегают дети, чтобы поддержать бандитов, которые минутами ранее хотели тебя на свои сабли намотать. В сущности, просто потому что.

И вот там все выборы такие: либо ты рыцарь без страха и упрёка, либо же мудак без причины. Можно тут вспомнить и другие старые игры, например Tyranny, которая тоже не давала выбора, сразу ставила тебя в позицию зла. Но, большое важное но, игра давала тебе выбор каким именно злодеем ты можешь быть, давала нюансы. Baldur’s Gate 3 предлагает лишь два стула, без полутонов, и вся вариативность сводится лишь к тому, что время от времени разрешают пересесть с одного стула на другой. А именно в полутонах и кроется характер персонажа — не в том, что ты делаешь, но как ты это делаешь. И в этом же и сокрыто удовольствие от отыгрыша.

Из всех игр за последние несколько лет разве что Rogue Trader давала возможность испытать ощущение подлинной ролёвки, да Disco Elysium. Первая, правда, при этом имеет невероятно душный геймплей, который надо просто терпеть, а вторая это в принципе визуальная новелла с придурью (люблю её безумно), да и её уже пять лет стукнуло так то. Ну и всё, собственно, кончились хорошие РПГ последних лет. Кого забыл? Да вроде никого.

В этой ситуации можно много кого обвинить. Повесточку, например, адепты которой не дают прописать в игру грубую реплику в качестве ответа на придурь напарника (Dragon age 2, мы были с тобой слишком суровы). Общую деградация западной сценарной школы. Жадных и боящихся рисков издателей. Дороговизну производства. Женщины.

Но! Большое важное но. Baldur’s Gate 3 — игра года по версии более десятка престижный премий, и там же она брала призы зрительских симпатий. «По данным агрегатора рецензий Metacritic, Baldur’s Gate 3 получила „всеобщее одобрение“ обозревателей». А ещё это 15 миллионов проданных копий.

Главная проблема RPG в наши дни — это игроки. Говорят, что лучшее — это враг хорошего, но верно и обратное. Потому что про выборы в третьем Ведьмаке спорят до сих пор, а про выборы во Вратах Балдура не спорит уже никто.

___________________________________________

Автор текста: Егор Емельянов

Написано специально для блога CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.

Не пропустите так же наш телеграм-канал о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.

Предложить статью за вознаграждение — сюда или на почту.

🎲🎥 Читайте также: