Найти в Дзене
МИРный воитель

Копьём в глаз, или в параллельный мир раз? Разбор 2 сезона "Аркейн" и сравнение с первым

Оглавление
Хипстеры восстали из-за закрытия "Старбакса"

BadComedian характеризует "Аркейн" в обзоре на "Терминатор"

Железяку воткнули в бак с маслом, и она там извращается

Уроки физики из армии

Обозревая первый сезон "Аркейна" в 2022 году, мною было выделено шесть его главных достоинств:

  1. смотрится, как самостоятельное произведение, без необходимости лезть за ответами на непонятные вопросы в лор игры;
  2. визуальное повествование (меньше слов, больше дела);
  3. ярко выраженные социальные мотивы (не в SJWшном смысле, а действительно важные);
  4. ярко выраженная атмосфера, разделяющая враждующие города на два совершенно разных мира со своими характерными особенностями;
  5. глубокие, проработанные герои;
  6. сложные темы и моральные дилеммы, с которыми эти глубокие проработанные герои вынуждены сталкиваться.

Попробуем применить ко второму сезону разбор по тем же пунктам, сравнивая с первым? Попробуем. Кто "попробуем", правда, неизвестно, ведь я один здесь, и множественной небинарной личностью себя вроде не ощущаю, пока. Но попробуем.

Собственно, вот здесь я обозреваю первый сезон:

Самостоятельность произведения

Конечно, факт того, что это второй сезон, накладывает обязательства к знанию первого, что совершенно логично и вопросов не вызывает. Начинать что-то смотреть со второго сезона могут только извращенцы, так что не будьте извращенцами, а смотрите сперва первый сезон. Кайфанёте ведь.

Другое дело, что если раньше знание лора игры было необязательным, то во втором сезоне значительную роль начинает играть магическая организация "Чёрная Роза", а это... а кто это? Вот и я так подумал. Если что, в ходе сериала они так и остаются какой-то абстрактной непонятной организацией, которой кое-кто из действующих лиц когда-то перешёл дорогу, и в итоге сперва эту организацию весьма сумбурно представляют в виде подосланной колдуньи-убийцы, коя весьма бездарно сливается, а потом появляются всякие непонятные силуэты, способные мимикрировать под других людей.

Не скажу, роза ли, но явно чёрная
Не скажу, роза ли, но явно чёрная

Кто стоит за этой организацией, какие конкретно цели она преследует - идите в... лор, и читайте там про "Чёрную Розу". Мы тут как бы собрались в той же вселенной ещё три проекта создавать, которые затронут другие области Рунтерры, и вот там-то мы, надо полагать, всё и объясним. Зашибенно по отношению к "Аркейну", как самодостаточному произведению, которое должно без проблем смотреться в отрыве что от игрового лора, что от невесть когда грядущих будущих проектов.

(Ладно, скажу так - если в сериале, действие которого развернётся на территории Ионии, покажут Ари, я обкончаюсь. Моя крашиха, держу в курсе. Если покажут, как она кончает с Ясуо - у меня от переизбытка восторгов кончательные органы отвалятся. А ещё жду аниме по "Звёздным Защитникам", где школьницы в мини-юбках спасают Вселенную. Да, у нас уже есть "Сейлор Мун", "Винкс" и куча махо-сёдзё, но спасающих Вселенную школьниц в мини-юбках много не бывает, согласны?)

Социальные мотивы

И вот тут всё пошло по тому месту, которое нашликивают друг другу главные героини сериала. (Я, если что, не про сестёр, а про одну из сестёр и её... ну, вы поняли).

Первый сезон планомерно накалял напряжение между Пилтовером, городом прогресса, занятым мыслями о высоком и с брезгливостью посматривающим вниз, и Найт-Сити Зауном, отравленным городом, где правят преступность и тотальная безысходность. Раскрывал вопиющее неравенство, пренебрежение правами жителей нижнего города, наплевательство и презрение, исходившее со стороны благообразных верхних жителей, вполне обоснованные недовольство и даже ненависть жителей снизу. Нарыв зрел и готовился прорваться, а поступок Джинкс из финала первого сезона представал закономерным результатом всей скопившейся боли и ненависти, нанося удар по корню всех бед - поглощённым своими амбициями советникам, думавшим о собственной выгоде и плевать хотевшим на чужие страдания.

-4

Второй сезон логически должен был продолжить развитие этой темы и показать если не глобальную войну Пилтовера и Зауна, то, как минимум, полнейшие хаос, беспорядки, стычки, налёты, всё бо́льшую и бо́льшую концентрацию ненависти, пока, в конечном счёте, либо волна опустошения не накрыла бы этот мирок, либо правители верха не задумались бы о чём-то и начали идти хоть на какие-то компромиссы, сохранения собственной власти во имя. Могла бы получиться воистину сильная и поучительная социальная драма, которую можно было бы наполнить множеством трагичных историй жителей снизу и сверху, всё это переплести и подвести к одному из двух логических итогов (либо тотальный Большой Песец, либо худо-бедное урегулирование, где стороны конфликта наконец смогли бы высказаться и быть понятыми).

Но - "Чёрная Роза" и Амбесса Медарда со своей ноксианской армией, а также благонамеренный экстремист Виктор с его надёжным планом осчастливить всех и каждого, тупо забрав свободу воли. И мораль, де наличие свободного выбора важно, да и вообще - красота в несовершенстве, иба ваистену. Только вот не кажется ль никому, что был применён самый дешёвый приём, который только можно было применить - обоим городам выдали ультимативного общего врага, против которого можно объединиться и таким образом сгладить противоречия между собой. Это как если бы в разгар одного из идущих сейчас военных конфликтов, в самый напряжённый его момент, когда воюющие стороны накачаны взаимной ненавистью сверх предела, что аж переливается, на Землю внезапно напали бы пришельцы, и все стороны такие - ладно, неважно, что там было раньше, пошли вместе инопланетян бить?

А слабо́ оставить Заун с Пилтовером один на один, может, при подковёрных интригах Амбессы, как оно и было в первом сезоне? И поглядеть, как они в таком случае свои противоречия уладят? И уладят ли? Видимо, слабо́. Хотя создатели утверждают, что у них де изначально был готов весь сюжет, и они изначально знали, чем закончат свою историю. Вполне вероятно, так оно и было, но резкий поворот не туда - всё равно чувствуется. Мораль про "свободу воли нельзя отбирать" и "красота в несовершенстве" - она, вообще, не слишком ли банальна для такого глубокого и сложного произведения, как "Аркейн"? Да я знаю, что вся эта арка Виктора с Джейсом отсылает к истории их конфликта из игрового лора. Только "Аркейн" - это, держу в курсе, альтернативная вселенная, самостоятельное произведение. Но раз надо, можно было бы арку Виктора сбоку пришить, сделав побочной веткой повествования, типа, я вот вижу ненависть, хаос, войну, и хочу всех спасти, и у меня есть план, которого я буду придерживаться, буду мясо с механизмами сращивать, но потом приходит Джейс со своим молотом и заявляет: какой бы трендец ни творился, твои действия всё равно аморальны и неэтичны, го подерёмся? - а Виктор ему: ну го, го. Вот и получился б буквально игровой лор, не отвлекающий внимание от основной проблемы конфликта городов, а лишь подчёркивающий её. Ставить же тему Виктора во главу угла и сливать таким образом жирно наметившийся в первом сезоне конфликт - вот что подлинно неэтично.

-5

Безусловно, проблема может быть лично во мне, желавшем в продолжении углубления социальных мотивов, а получившем очень оригинальную притчу о том, что свободу свободе. А на самом деле там всё в полном порядке и автор статьи дурак. Согласен - лайк, не согласен - тоже лайк, сделай мне приятно, думаешь, мне эти умственные потуги легко даются, я о высоких материях тут мысли гоняю, даже на "Порнхаб" по теме Вай/Кейтлин зайти некогда.

Разбор социальных мотивов в первом сезоне (тогда я ещё думал, что эту тему станут развивать):

Атмосфера, антураж, мир

То, что в первом сезоне такое пристальное внимание было уделено демонстрации обоих городов-миров - совершенно логично. Ибо знакомство, и мы, зрители, должны зрить, как оно всё работает, в чём принципиальная разница между двумя этими мирами, что открывает ключ к пониманию того, почему отношения меж этими мирами - столь сложные, непримиримые и двигающие их оба к лобовому столкновению с Большим Песцом. Как уже было сказано, спасибо второму сезону, всё нагнетание благополучно пустившему по хекстековому хранилищу. То, что в продолжении на мироустройстве уже акценту не делают, всецело погружаясь вместо этого в истории персонажей, их интриг и обостряющихся конфликтов, есть справедливая закономерность.

Однако в итоге выглядит так, будто действие происходит в... пустом мире. Вспомните первый сезон: идущих по своим делам людей на пилтоверских улицах, демонстрацию повседневной жизни заунитов с её сомнительными радостями и "злачными местами".

Оба города жили, полнились массовкой и бытовыми сценами, и это создавало ощущение, что герои живут в мире, который тоже живёт, и живёт - сам по себе. Пилтовер живёт по-своему, Заун - по-своему, но везде есть жизнь и куча людей, занимающихся на фоне какими-то своими делами, пока герои тут сюжет и свои личные истории двигают.

Что мы наблюдаем во втором сезоне? Во втором сезоне мы тоже видим людей, даже толпы людей, но - в строго определённых сюжетных сценах: панихида по погибшим советникам и собрание у памятника Вандеру.

В остальном же герои, по большей части, пребывают в пустых декорациях, что называется, освобождённых лично под них. Мир и люди - где-то там, а тут - пустая комната, пустая улица, пустая шахта, вернее, не пустая, а со строго определённым набором сюжетно важных персонажей.

Фактически, размывается и разница между двумя городами: что там пустота, серость и уныние, что тут, и уже не важна арена действия. Впрочем, ладно, это объясняется тем, что Пилтовер постигает трагедия, ввиду чего обитатели верхнего города начинают хоть относительно чувствовать себя в шкуре заунитов.

Персонажи с глубиной их глубин и дилеммскими дилеммами

Продуманность и многогранность героев - то, что в "Аркейне" всегда восхищало больше всего. Будь то Вай, дерзкая и грубая пацанка, с подростковых лет чувствовавшая обязанность защищать и заботиться о близких и оттого возлагавшая на саму себя завышенные требования, при этом по натуре являясь ранимым и добросердечным человеком, или Паудер/Джинкс, талантливая изобретательница, но подверженная комплексу неполноценности, озлобленная предательством сестры, всё больше сходящая с ума и ненавидящая всё вокруг, но при этом неосознанно стремящаяся к признанию и любви, или Кейтлин, ответственная борцунья за закон и порядок, но нарушающая все возможные правила и вступающая в сотрудничество с сомнительными личностями ради своих целей, но при том до глупости наивная и уязвимая для подставы, или Силко, человек со своим видением светлого будущего родного города, готовый прибегать к совершенно аморальным методам для достижения своих целей, беспокоящийся о благе Зауна в целом, но нещадно эксплуатирующий его находящееся в и так не лучшем положении население, или Джейс, талантливый, целеустремлённый и стремящийся сделать жизнь людей лучше прогрессивист, подверженный, однако, гордыне и также уязвимый к манипуляциям, давящим на его чувство собственного достоинства, готовый на решительные меры ради благих целей, но боящийся последствий своих действий и постоянно сомневающийся.

Все эти персонажи и сами по себе были интересны, со всеми гранями своих характеров и терзающими их противоречиями, и в столкновении друг с другом - с мировоззрением, целями, сомнениями и темпераментами друг друга.

И если говорить о тех героях, которые перекочевали из первого сезона во второй - интересность, живость их характеров и острота противоречий получили вполне логическое развитие. Мне понравилось взаимодействие любовного треугольника Вай/Кейтлин/Джинкс, где каждый был вынужден столкнуться со сложным выбором: Вай - с выбором между возлюбленной и сестрой, Кейтлин - с выбором между возлюбленной и праведной местью, Джинкс - с выбором между выбросом накопившейся злобы и желанием искупления. (Особо отмечу, что долгожданные для сообщества отношения Вай и Кейтлин стали не просто потворством шипперам, но превосходной сценарной находкой: ведь если бы они были просто подругами, их моральные терзания и выбор не ощущались бы столь остро, а вот когда между ними есть любовная связь - муки выбора чувствуются куда... чувствительнее. Но я, конечно же, правоверный сторонник традиционных семейных ценностей, так что сами их отношения ни в коем случае не одобряю, а просто подмечаю, что в данном конкретном случае с исключительно сценарной точки зрения они работают на конфликт героев).

Шо тут вообще происходит?
Шо тут вообще происходит?

Вай, которая всерьёз готова покончить с прошлым и убить существо, некогда бывшее её сестрой - это гуд.

-9

Прогресс Кейтлин, что избавляется от своего наивного взгляда на мир и понимает, что порой лучшим ответом является насилие, однако даже так становится жертвой манипуляций - это гуд.

-10

Перерождение Джинкс, которая исцеляется от своих демонов через заботу о беспризорной девчонке, в которой видит себя, переживает сильнейший надлом после её гибели, лишается всякой воли к жизни - но обретает новый её смысл в защите тех, кто видит в ней надежду - это ещё гудее.

-11

Также, сама по себе арка Виктора (в отрыве от того, что её поставили во главу, так сказать, композиции) мне показалась очень классной: стремясь к достижению абсолютного совершенства, он в конце концов понимает, что на достижении идеала прекращается движение - поскольку стремиться больше не к чему и работать больше не над чем, на той утопии, которую он себе вообразил, и кончается всякий смысл существования. Это действительно сильная драма персонажа и его мировоззрения, отлично дополняемая тонкостями их взаимоотношений с Джейсом (шипперы натирают ручки и кое-что ещё - им и меньшего достаточно... сами создатели заявили, что между этими героями очень крепкая мужская дружба и ничего больше, держу в курсе. Ну да, разве вас это остановит).

Поскольку главный любимец публики и наше всё Силко от лишних дырок в организме таки преставился (невероятно, но факт), место главного антагониста во втором сезоне заняла серый кардинал Амбесса Медарда. Что ж, учитывая, что после Силко это самый харизматичный персонаж, достойный роли злодея, выбор в целом логичный. Хотя уровня многогранности и гипнотической притягательности Ока Зауна от неё ждать не стоит, конечно. Но за неимением лучшего - даю Амбессе, как антагонистке, своё добро. Или правильнее было бы зло?..

Про Силко, кстати, тут:

И если с набором основных героев всё получилось вполне прилично, я бы даже сказал - превосходно, то ко второстепенным есть вопросики. Да, на второстепенных героях вряд ли нужно сильно заострять внимание, но, вспоминая первый сезон, даже персы второго плана там успевали показать характер, вызвать к себе какую-никакую привязанность и заставить испытать эмоции (Майло и Клэггор, слитые в третьей серии, получились персонажами достаточно яркими, харизматичными и запоминающимися, чтобы их итоговая гибель ощущалась не как вычёркивание пары статистов, а как трагедия).

С персонажами второго (или, про большинство из них будет справедливее сказать, третьего или четвёртого) плана во втором сезоне подобного не будет: перед нами рили статисты, среди которых оправдано существование разве что той девчоночки-полицейской, сами знаете, почему. Столь проработанные герои, что я и имён-то их не запомнил, так что сам для себя именую их Благородным Верзилой, Подлой Лесбушкой, Чуваком с Жабрами и Синеволосой Негритянкой. (Кто-нибудь помнит, имена двух последних вообще звучали?) Почему-то сериал уверен, что на этих рили форменных статистов мне не пофиг, и преподносит связанные с ними кое-какие происшествия как Трагедию уровня Майло с Клэггором.

Мне ни в коем случае не пофиг, но кто все эти люди (и не совсем) вокруг главных героинь?..
Мне ни в коем случае не пофиг, но кто все эти люди (и не совсем) вокруг главных героинь?..

Выделю разве что Севику, которая, правда, пришла из первого сезона, но как-никак, и там, и здесь была второстепенным персонажем. За неё мне, признаться, обидно сильно: всегда шла за кем-то и исполняла чужую волю, хранила безукоризненную преданность что Силко, что Джинкс даже тогда, когда предательство сулило ей выгоду, а когда попыталась действовать самостоятельно и поднять людей на борьбу за общее выживание - те только скандировали "Дайте нам Джинкс!" И ведь Севика приняла тот факт, что символом борьбы ей самой никогда не стать, потому в итоге всё так же преданно пошла за Джинкс. Пожалуй, самый морально безупречный персонаж сериала, действительно достойный быть лидером. Так и хочется её обнять и сказать: "Ты лучшая, всякие недалёкие просто ничё не разумеют". Ну, место в Совете от Зауна она в итоге получила дабы оказаться среди самодовольных напыщенных индюков, взирающих на неё свысока, но ей не привыкать, и вполне заслуженно.

-15

Повествование и постановка

Доходим до последнего пункта, имеющего не последнее значение. Как упоминалось, в первом сезоне я отдал должное визуальному повествованию - где цветовая гамма, визуально-стилистические приёмы, выражение лиц и взгляды героев характеризовали их самих и подчёркивали важные сюжетно-эмоциональные моменты куда лучше, чем слова. Конечно же, там также было место пафосу и вычурным речевым оборотам, но присутствовали те в очень малой концентрации, а посему сильно впечатление не портили. Я, конечно, предполагал, что второй сезон вряд ли сумеет удержать планку, задранную первым (опыт подсказывал), где-то так в итоге и получилось.

Во втором сезоне повествование по визуальной части ощутимо просело: болтовни стало куда больше, включая разжёвывание персами своих сопледрам, а половина представленных визуальных приёмов лишилась своей содержательности: то беспорядочная мешанина образов в хекстековом хранилище, то навал эффектов в плену "Чёрной Розы", то вообще нечто цветасто-непонятное в схватке Севики и Смича, в чём смысла и глубокого подтекста не особо много, но помните, помните схватку Джинкс и Экко из первого сезона, вот вам нечто подобное (только в той схватке навал эффектов и калейдоскоп изображений нёс важный для взаимоотношений героев смысл).

-16

Либо же выдаётся нечто предельно банальное: вот персонаж подавлен, поэтому вокруг дождь, ну и он типа один под дождём, поняли, поняли, согласны - гениально?

Первый акт второго сезона успел меня несколько разочаровать, и я чуть было не поставил на продолжении крест - однако начиная с четвёртой серии ситуация начала улучшаться, и я воспрял духом. Плотность событий, параллельные сюжетные ветки героев, всё обостряющиеся и обостряющиеся конфликты как меж ними, так и с самими собой - повествование таки захватило и заставило вызвать одобрение. Ну, а куча раздражающих попсовых треков... скажем так, в первом сезоне это тоже было, миримся.

Не очень, правда, приглянулась мне идея параллельных миров, и сейчас объясню, почему. Весу всем событиям и действиям, включая поступки героев, их выбор и, конечно же, смерти, придаёт то, что нельзя отмотать время назад и изменить то, что уже произошло. Если человек принял неверное решение, приведшее к трагедии - оно уже принято, и от факта этого никуда не денешься. Если человек умер - то он умер, умер окончательно и бесповоротно, и те, кто им дорожил, вынуждены принять данный факт. Можно научиться на своих ошибках, переступить через боль и утраты и изменить будущее, но нельзя отменить/переиграть то, что уже свершилось.

Однако идея параллельных миров в каком-то смысле обесценивает и выбор, и смерть. Ведь есть иная реальность, в которой что-то пошло иначе, какие-то люди поступили по-другому, и вот уже всё (почти) хорошо, все (почти) живы и довольны: живы-здоровы Майло и Клэггор, Вандер и Силко помирились, став, как раньше, лучшими друзьями, Паудер не стала Джинкс и, удовлетворяя вторую фантазию шипперов, любовничает с Экко, а отношения между нижним и верхним городами значительно теплее. А всё потому, что в этом мире не изобретены хекстековые технологии, ведь, как известно, проблемы Зауна и Пилтовера только от них и были.

Коллаж взял из сообщества League of Content | K/DA в ВК, чтобы не делать самому
Коллаж взял из сообщества League of Content | K/DA в ВК, чтобы не делать самому

Да, в этой реальности мертва Вай, но учитывая, что живы все остальные, сия цена особо серьёзной не смотрится.

Этот мир нам показывают всего одну серию, а затем Экко возвращается обратно в знакомую нам реальность, где то, что произошло - произошло. Но теперь, когда мы знаем о существовании мира, в котором всё по-другому, а также подозреваем, что таких миров может быть туева хуча - мы уже гораздо спокойнее относимся к произошедшему и происходящему в этой реальности, ведь при наличии кучи вариаций одного и того же мира с одними и теми же персонажами важность одной конкретной стремительно убавляется. Ну да, тут всё не очень прошло, ну и хекстековое ядро с ним, вон сколько миров вокруг, где-то всё гуд, так что по́лно переживать. Это как если бы в "Атаке титанов" в какой-то момент выяснилось, что, вообще-то, пока мы тут пачками дохнем и страдаем, есть параллельный мир, где все живы, здоровы, счастливы, вместе напиваются, блюют радугой и любятся во все щели. И все такие: а, ну ок.

И вот, наконец, наступила финальная серия. Когда я читал и смотрел обзоры, их авторы топили финал в восторгах, делясь впечатлениями о том, как это было эпично, круто и как они обкончались, совсем как я при мысли о появлении Ари в одном из будущих проектов.

Может, со мной что-то не так, но лично я увидел в финальной серии "Аркейна"... типичную финальную битву. Вот абсолютно типовую, стандартную финальную битву. Когда все известные персонажи собираются и спамят своими самыми ультимативными способностями. Когда играет героическая и, в нужных моментах, трагично-героическая музыка. Когда усердно исторгается Пафос (с большой буквы, ибо в Финале всего должно быть Больше).

Причём, что иронично, по масштабу эта финальная битва сравнима, может, с войной группировок из "Сталкера", ну реально - собрались с двух сторон две банды количеством несколько десятков, и выясняют, чей двор город.

Необычное, разрывающее шаблоны, глубокое и нестандартное произведение закончилось типикал финальной битвой. "Атака титанов", почему я опять тебя вспоминаю? А, наверное, потому, что сравнивали финал и с "Атакой титанов", с посылом, мол, после "Атаки" только гнев и разочарование, а после "Аркейна" полное кончи́ бельё. Ваистену.

Ну ладно, вот типикал финальная битва прошла, все обкончались, и нам так пафосно говорят о тяжёлой цене победы. Ребят, а кто-нибудь ощутил цену победы? Как она должна выражаться? Для зрителя цена победы должна выражаться либо в том, что героям пришлось пожертвовать чем-то весомым, либо в том, что весомые герои погибли. Кто из значимых персонажей погиб в "Аркейне"? Судя по словам создателей, Виктор будет развиваться дальше в новых проектах, что как бы очень неочевидно намекает на его выживание, а значит, наверняка, жив и Джейс. Есть намёк на то, что выжила Джинкс. Создатели сами заявили, что не погиб даже Хеймердингер. Амбесса погибла, но она антагонистка, ей и положено всеми клишезаветами. Хорошо, так кого мы там потеряли? А, точно, трёх статистов. Мы потеряли трёх статистов. Известно имя только одного, но я его забыл. Причём, когда эти статисты погибали, сериал делал вид, что зрителям не пофиг. Зрители, кому было не пофиг? Ставьте лайк. Если было всё-таки пофиг, всё равно ставьте лайк. Польстите моему самолюбию.

Раз уж у нас "Аркейн", давайте снова вспомним "Атаку титанов". Где полегла туева хуча как безымянных болванчиков, так и вполне значимых героев, которые, пусть в массе своей и были второстепенны, запомнились харизмой, характерами и взаимоотношениями с другими персонажами. Т.е., в глазах зрителя были уже не просто болванчиками, а полноценными персонажами, успевшими сформировать к себе привязанность. И когда наступает финал, когда мы видим всех, кто погиб - мы действительно ощущаем цену победы (если то, что там произошло, вообще можно считать победой).

Приплетаем "Атаку титанов"
Приплетаем "Атаку титанов"

В "Аркейне" же этого ощущения заплаченной высокой цены нет - в дворовых разборках полегло три драчуна, видали?

Чуйствуете?..
Чуйствуете?..

Итоги

Известие о том, что второй сезон будет последним конкретно для этого проекта, меня несколько удивило. Думается, можно было бы развивать и двигать дальше ту историю, которую слили типикал финальной битвой за одну часовую серию. Но создателям виднее - у них, всё-таки, ещё до выхода первого сезона был готов план, коего они придерживались. Ну ладно, что уж.

Если суммировать всё вышесказанное, то я вполне даже могу рекомендовать второй сезон к просмотру. Вполне вероятно, я его потом даже скачаю, как и первый. Когда-нибудь снова пересмотреть всю эту историю захочется наверняка, и я получу удовольствие как от первого, так и от второго. И всё же, если первому сезону хотелось петь дифирамбы, как безусловному шедевру с незначительными огрехами, то про второй такого сказать не получается. Если первый от и до выстроен так, что глаз не оторвать, то здесь тебя сперва мучают нудностью первого акта, потом каким-то параллельным миром, потом типикал финальной битвой. Герои куда чаще устраивают зарядку пафосом и разрядку соплями. А от тонкого визуального повествования остались лишь остатки.

Так что - явно можно было и лучше, но что есть, то есть. "Атака титанов", я снова тебя вспоминаю, да.

К слову, об "Атаке титанов"...