Найти в Дзене
Реальная училка

NaNoWriMo-27

Двадцать седьмой шаг

Мемуары приближаются к завершению, а я ещё даже не приступила к основной части—воспоминанию о работе в лицеях. А ведь даже название опуса является отсылкой к моей педагогической деятельности. Я до сих пор не решила: призвание это или послушание. Но прежде чем перейти к лицейскому периоду, нельзя не вспомнить истории с моими взаимоотношениями с транспортными средствами. Ибо автомобили в нашей семье долго были практически членами семьи: два «Москвича» и «Ока».

Надо напомнить, что в советские времена приобрести автомобиль было не так просто, даже если у вас были средства. У нас их не было, но мой свёкор, прижимистый немец, имел значительную финансовую «подушку безопасности», а Вите с его инвалидностью машину можно было иметь. Более того, ему позволялось бесплатно (или с доплатой) получить мотоколяску, такую крошечную машинку, на такой ездили герои фильма «Кавказская пленница», персонажи Вицина, Никулина и Моргунова. Витя такую не захотел, поэтому Григорий Адамович официально приобрёл ему «Москвич», который пришлось слегка преобразовать, добавив ручное управление.

Я получила водительское удостоверение в 1977 году. Мы с мужем параллельно занимались на курсах. Он мечтал, что если я буду водить машину, то он на пикниках сможет позволить себе немножко употребить горячительного, а я его буду отвозить домой.

У меня была работа, маленькая дочка, поэтому на курсах я пропускала изучение материальной части: для экзаменов их знание не требовалось. Была на одном занятии, посвященном коленчатому валу, до сих пор всё помню. Теорию я выучила на раз, а вот с вождением у меня сначала возникли проблемы, так как попался инструктор- старый матершинник. Он все время нецензурно выражался и пытался потрогать мои коленки. После нескольких шумных инцидентов я сходила к руководству и потребовала заменить инструктора.

Второй инструктор был прекрасный человек. Как сейчас помню, его звали Владимир Владимирович, как Маяковского (тогда ещё не было другого известного одноименца). Мы с ним заезжали за его друзьями, сажали их на заднее сидение и я везла их куда-нибудь за город на шашлыки. Нормально же: я учусь, они едут. Бесстрашные были у него друзья, однако.

Экзамен по вождению я сдала с первого раза, хотя некоторые мои сокурсники пересдавали несколько раз. Мне кажется, что помогло моё обаяние. Я там была одна девочка, гаишник мне всё время улыбался и я проехала всего метров двадцать. Но всё сделала правильно! Получила документ в День Пионерии, 19 мая.

Про реальную автомобильную жизнь, когда рядом вместо опытного инструктора сидит муж, который тоже только что получил права, я вспоминаю с содроганием! Потом мне много лет снились кошмарные сны, как у меня глохнет двигатель на светофоре, и я не могу тронуться с места.

Однажды нас остановили на посту ГАИ. Думаю, постовым просто было интересно, что за девчонка с косичками сидит за рулём ( раньше это было очень редкое явление, не то что сейчас!). Поговорили, отпустили. Я нажимаю на газ, а машинка не разгоняется! Спрашиваю у Вити, в чем дело, а он тоже ничего не понимает. Пока мы сообразили, что едем на ручном тормозе, все колодки стёрли! Вот такой я была водитель.

Как-то везла компанию друзей по деревне после дождя. Дорога в гору, сплошная глина. Машину бросает из стороны в сторону. Жуть! Вдоль дороги все грузовики встречные остановились, дяденьки повылазили из кабин и громко надо мной смеялись. Кое как без аварии обошлось.

Это было последней каплей, моё терпение иссякло. Больше я никого не возила, ездила только в качестве штурмана: у моего мужа обнаружился пространственный кретинизм, он очень нуждался в штурмане. Зато водить автомобиль он научился мастерски, более двадцати лет провел за рулем.

Теперь правами никого не удивишь. Скорее, их отсутствием. Но свободу от автомобиля не каждый может оценить. Я — могу!

Второй автомобиль был тоже красный. «Москвич-412». Его сразу под Витино ручное управление переделали, без учёта моих потребностей, потому что я тогда уже наотрез отказалась садиться за руль. Витя много ездил на этой машине, он даже зарабатывал на ней в девяностые годы: возил молодого предпринимателя, который перепродавал оверлоки. Витя получал зарплату. Тогда мы узнали, что такое капитализм. В СССР это было невозможно. На этой машине Витя дважды ездил в Жданов (так тогда назывался Мариуполь). Дети тогда были маленькие ещё, Кате—три с половиной, Глебке—четыре года. Это первая поездка. Через год поездку повторили. Папы-- Витя с Валерой --долго, с приключениями, ехали на машине, а мамы с детками быстро летели на самолёте. Азовское море нами вполне освоено, для детей самое то—песок, мелко.

Но самая прикольная машинка была «Ока». Её Витя получил бесплатно, через собес. Такая маленькая, «бешеная табуретка». На ней мы ездили до того, как Витю второй раз лишили прав за нетрезвую езду. Вот так, он позволял себе выпить перед поездкой. Слава Богу, никого не задавил, сам бился иногда. Потом ремонтировал в гараже. «Ока»-- это практически конструктор сборно- разборный.

Никаких прибамбасов в виде кондиционера или автоматики в то время ещё не было. Сейчас бы Вите понравилось быть автомобилистом. Но последние десять лет его «»Ока» простаивала без движения, ржавела. После Витиного ухода гараж вместе со всем содержимым снесли, даже не предупредив меня. Когда я обратилась в городскую администрацию за объяснениями, мне прислали официальную бумагу, из которой следовало, что предупреждения были. Подружка предлагала подать заявление в суд, но мне совершенно не хотелось вступать в борьбу с системой. Какое-то время после этого с меня требовали оплаты транспортного налога, пока официально не признали машину утилизированной. Что с ней было дальше, я не знаю. Сейчас на дорогах уже не встретишь подобный «выкидыш российского автопрома», а раньше, увидев синенький силуэт крошечного «жучка», я впадала в ностальгию. Всё-таки это тоже часть моей жизни.

Раз уже речь зашла о моих скверных отношенияхс автомобилями, хочу вспомнить,на каких видах транспорта мне довелось поездить. Про грузовик и гусеничный трактор, которые я научилась водить в деревне Орловка, работая там учителем, писать не буду. Там же я освоила верховую езду и мотоцикл «Урал» с коляской.

Помню про машину спецмедслужбы, на которой нас с подружкой Сашей, которая Надя, полночи катали милиционеры по Москве. Мы гуляли возле вокзала, поезд в Симферополь ожидался утром. Нас было много, но решились поехать на вытрезвительном автомобиле только две девчонки. Надо сказать, что мы совершенно не боялись. Во-первых, в то время у нас было стойкое убеждение, что «Моя милиция меня бережёт»; во-вторых, нас провожала толпа друзей, которые бы нас точно не бросили. Непередаваемые ощущения, когда ты сидишь на скамейке, куда привязывают пьяного человека: деревянная с углублениями для пятой точки и ремнями. Нас привезли к вытрезвителю, который находился в здании церкви, попросили посидеть. Мы сидели, поглядывая в окна. Тут из учреждения высыпала толпа людей в милицейской форме и в белых (условно) халатах, видимо, наши новые знакомые демонстрировали нас коллегам. Люди поглазели и зашли обратно. Счастливые провожатые вернулись в машину, и мы поехали обратно на вокзал. В нескольких местах ребята просили нас пригнуться, чтобы не попасться на глаза начальству, а так всю дорогу рассказывали о ночной Москве. Экскурсию проводили. Они сидели в кабине, а мы-- на местах для алкашей в салоне. Было забавно.

Ещё мне довелось прокатиться на поливальной машине: возвращались с мужем с поздней вечеринки, общественный транспорт уже не ходил, а такси в те времена вообще, кажется, не было по ночам. Милый водитель довез нас до дома, спасибо ему!

Был шикарный опыт поездки на пожарной машине. Это случилось в Караганде после закрытия конференции. Нас совершенно официально довезли до аэропорта, потому что мы опаздывали на самолёт. Всё было согласовано «в верхах». По ночному городу мы мчались, включая сирену у светофоров, без остановок!

Один раз летала на вертолёте — в Джубге. Много раз- на разнообразных самолётах. Самый кошмарный кошмар- на кукурузнике из Свердловска в Серов. Кое -как выжила, так меня выворачивало! И самый крутой самолёт был военно-транспортный. Из Севастополя в Москву. Сидели, как десантники, на лавочках. Зато бесплатно. А до этого на военном самолёте облетали акваторию военно-морского парада на Черном море. Меня переполнялочувство гордости за наш флот. Российских кораблей было несколько десятков, а украинских-- штуки три. Всё-таки Севастополь-- город русских моряков. Классные воспоминания!

Да, ещё мне удалось поработать на комбайне. Я целый день вилами заталкивала солому в бункер, стоя на площадке. Очень высоко. Сейчас-то, смотрю на картинках, даже площадки такой нет и надобность в толкателе с вилами пропала.

На парусной яхте, шлюпе, боте, катере, теплоходе тоже «ходила». Так, кажется, надо говорить про водный транспорт.

Посидела верхом на верблюде. На слоне не сидела. Надо будет исправить это упущение.

На второй день пребывания в Армении у нас был запланирован полёт на воздушном шаре. Получилось это по недоразумению скорее, чем во имя исполнения мечты. Не было у меня такого желания. Но ещё на этапе планирования поездки, дети спросили, не хотела бы я ощутить себя воздухоплавателем? Я, конечно, срочно захотела. Они сказали, что в Армении это дешевле, чем в России. Правда, позже выяснилось, что ребята просто неправильно подсчитали нули на прайсе. Значит, Вселенной нужно было, чтобы полёт состоялся!.

Мы провели ночь в Ереване, а рано утром за нами подъехали замечательные ребята на машине с прицепом, в котором покоилось средство борьбы с земным притяжением. И мы долго ехали в горы. Там было холодно, хотя в городе уже цвел миндаль. Мальчики разложили шар на снегу. Он оказался огромный! Неожиданно. Мы полазили внутри- чудесные ощущения!

Потом шар надули воздухом, который принялись нагреватьот газовой горелки. Шум стоял зачётный, но шар начал подниматься. Если кто не помнит физику седьмого класса- это результат действия силы Архимеда, которая зависит от объема погруженного в жидкость или газ тела. Мы забрались в корзину и отпустили верёвку...

Когда шарик чуть-чуть поднялся над землей, наш красавец-пилот Наири налил нам шампанское. Традиция у них такая. Если до этого я чуточку боялась высоты, то после пары глотков страх исчез. Дальше я только глазела по сторонам и наслаждалась полётом.

Когда ты летишь в корзине под шаром, движущимся со скоростью потока, то не чувствуешь ветра. Взошло Солнце, нам стало тепло. Наири продемонстрировал возможности шара: он менял высоту, шар попадал в разные воздушные потоки, поэтому мы двигались не по прямолинейной траектории. Это было классно! Другой мальчик в машине ехалпо горным дорогам, чтобы встретить нас на земле.

Мы приземлились прямо на заснеженный огород в высокогорном селе. Поскольку шар- не самолёт какой-нибудь, садились мы довольно долго, вся деревня успела высыпать встречать "отважных воздухоплавателей". Нас тут же затащили в гости, накормили-напоили, пообщались с нами сердечно. Мальчики тем временем собрали шар и организовали наше чествование. По традиции каждого из нас облили шампанским и вручили дипломы. Зрители радостно аплодировали: к ним никогда люди с воздуха не появлялись. Они не огорчились даже, когда им рассказали, что во Франции первых воздухоплавателей король награждал за отвагу- дарил землю, на которую они приземлились. Доброжелательные армяне пригласили нас приезжать на "наш" кусочек огорода и сажать всё, что вздумается, разрешили даже домик там построить. Потом всей толпой помогли вытащить застрявшую в сугробе машину, и мы счастливые и довольные вернулись в Ереван.

Так прошёл целый день. Мы выучили несколько выражений на армянском языке, доставили радость целому селу, и особенно- мужчинам, которые много лет назад проходили срочную службу в советской армии прямо в центре России, они откровенно соскучились по русскому языку. А вот молодёжь, кроме родного армянского, чаще пользуется французским. Русского почти никто не знает...

В общем, мой нынешний «шаг»не отличается литературным изяществом, а похож на перечисление использованных по жизни видов транспорта. Может быть, я что-то ещё забыла. Но для моей личной истории это банальное перечисление тоже имеет смысл. Я же говорила, что потом буду вспоминать, когда всё забуду. Надеюсь, это ещё не скоро произойдёт. Транспортную тему на этом закрою. Да будет так!

О, нет, не закрою. Вспомнила один кошмарный случай, связанный с общественным транспортом.

В начале двухтысячных годов в Чебоксарах курсировали старые разболтанные маршрутные такси, у которых время от времени спонтанно открывались задние дверцы. Истории о несчастных, которым «повезло» оказаться в это время у двери, передавались из уст в уста. Они казались неправдоподобными. До тех пор, пока меня лично это не коснулось.

Сели с дочкой в маршрутку, места оказались у самой задней двери- напротив друг друга. Рядом сидел мой бывший ученик Дима Рыжевский, тогда он был студентом медицинского факультета, и мы начали с ним общаться.

Отъезжая от одной остановки, маршрутка дёрнулась, задняя дверь распахнулась, и я инстинктивно схватилась за ручку двери, пытаясь её закрыть, потому что мой ребёнок мог свалиться! Дверь я не удержала, она победила, и я вывалилась прямо на дорогу позади отъезжающего транспортного средства. Была зима, на мне - шуба, которая слегка смягчила удар…

А теперь про ощущение. Говорят, «вся жизнь мгновенно промелькнула перед глазами». Вот что-то подобное я испытала за секунду свободного падения. Упав, сжалась в комок и закрыла глаза, ожидая, что на меня наедет движущийся следом автомобиль. Это было то самое мгновение, в которое вмещается вся жизнь. В маршрутке истошно завопили, водитель затормозил. Я наконец решилась разлепить веки, посмотрела назад и увидела, что следующая машина стоит перед красным светофором метрах в пяти! Повезло!

Водитель, абсолютно белый от ужаса, подбежал ко мне, лопоча что-то извинительное. Дима -здоровячок выскочил, поднял меня, занёс в салон. Дочка плакала от страха. В маршрутке народ громко возмущался неисправным состоянием транспорта. Дима посадил меня подальше от двери и пытался рассмешить. А я прислушивалась к своему внутреннему состоянию, стараясь понять, всё ли у меня цело. Спросила у Димки:

- Как это выглядело со стороны?

- Страшно!- ответил мой спаситель.

По дороге дверь распахивалась ещё несколько раз, но пассажиры, готовые к этому, громко начинали кричать, водитель останавливал злосчастную машину, закрывал дверь, и движение продолжалось.

Когда мы с дочкой пришли домой, муж был в шоке. Он пытался куда-то бежать, жаловаться. Кричал, что надо отдать водителя под суд. В общем, тоже мужик переволновался. Но я к тому времени уже успокоилась. Да, были ушибы и синяки, но ничего- слава Богу! - не было сломано. Да и Галенька, добрая душа, сказала:

- Мамочка, давай не будем бедного водителя в тюрьму сажать, он и так очень испугался.

На том и порешили. Синяки заживали долго, но под одеждой этого никто не увидел.

Эту историю я вспоминаю всякий раз, когда встречаюсь с Димой. Он сейчас очень известный хирург, я к нему несколько раз обращалась за профессиональной помощью- для себя и близких. Готова часами петь дифирамбы этому замечательному человеку! Доктору с большой буквы! Моему спасителю!

Вот он, самый "цимус" профессии учителя: наши ученики, вырастая, становятся настоящими Людьми!!! Ради этого стоит жить!

(2288 слов) NaNoWriMo-27

-2
-3