Найти в Дзене
Фея Заброшек

Сыноубийца. Мистика и реальность

«Писал — залпами, мучился, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное, упрятывал с болезненным разочарованием в своих силах, вновь извлекал и вновь шел в атаку. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней» - Так Илья Репин писал о, пожалуй, самой скандальной и самой известной своей картине «Иван Грозный и сын его Иван»

И. Репин " Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"
И. Репин " Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"

Самое интересное то, что со временем этак картина продолжает вызывать сильные эмоции у современных людей, далеких от царей и политических аллюзий 19 века, и продолжает обрастать мифами и слухами. Так уж получилось, что по работе «Иван Грозный…» попал в поле моего зрения, и пришлось углубиться в историю не только создания картины, но и ее бытности в экспозиции Третьяковки. И шелухой отпали многие истории, которые когда-то я слышала. Собственно, хватит предисловий – разбираем что есть что на самом деле.

1. Картина Илья Репина называется «Иван Грозный убивает своего сына»

Нет. И даже не «убил своего сына». Самое первое название «Сыноубийца» нигде официально не засветилось. В каталоге выставки передвижников она уже значилась как «Иван Грозный и сын его Иван». В Москве, в галерее Третьякова к ней добавили еще «…16 ноября 1581 года»

Эскиз к картине
Эскиз к картине

1. Картина проклята. Сам Илья Репин сильно заболел - у него отнималась рука и он стал слепнуть.

Любимая моя логическая ошибка – после, не значит из-за. Начнем раскручивать этот клубок.

- Проблемы с рабочей рукой у художника начались еще ДО работы над картиной. Что не удивительно. Мы сейчас мало задумываемся о том, что по сути рисование, особенно полотен масштабных, это еще и физическая нагрузка. Несколько часов (в лучшем случае) подряд типовых механических движений рукой на весу. В случае с Репиным – все друзья отмечали его необыкновенную работоспособность, он рисовал всегда и везде, даже в гостях и на прогулках делал наброски. Когда врачи порекомендовали Репину сократить нагрузку на руку, тот перестал брать с собой в гости карандаш, но все равно не мог удержаться – рисовал бычками на салфетках). Когда рука перестала работать - взял кисточки в левую При этом скандальную картину художник написал, когда ему было уже сорок лет. И после этого шедевра продолжал свою карьеру живописца вплоть до своей смерти – еще через сорок с лишнем лет. То, что под конец своей жизни у Ильи Репина испортилось зрение (слепым он не был) не удивительно – все-таки в восемьдесят лет мало кому удаётся сохранить молодое здоровье, добавим сюда еще постоянную работу с достаточно токсичными красками, и становиться удивительным, что художник столько смог прожить и умереть от остановки сердца в своем доме, а не от какой-нибудь более мучительной болезни.

Илья Репин. Автопортрет
Илья Репин. Автопортрет

3. Модели для картины покончили жизнь самоубийством или скоропостижно умерли после ее завершения. А человек, с которого писали Ивана Грозного, чуть не убил своего сына.

Первое что мы с вами запоминаем – картина была дописана в 1885 году. На тот момент уже состоявшийся художник Илья Репин обладал и цепким взглядом, и опыт общения с людьми, и хорошо разбирался в типажах. Как хороший режиссёр, он тщательно подбирал своих моделей, для того что бы добиться максимального эффекта узнаваемости. Тем более, что у живописца есть преимущество – собирать свои образы как пазл, вылепливая одного персонажа с нескольких прототипов.

Автопортрет  Григория Мясоедова
Автопортрет Григория Мясоедова

Для образа царя выбрал живописца Григория Мясоедова. "Илья взял царя Грозного с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица", - говорил потом художник. Характером действительно художник отличался тяжелым. в общении с которым многим становилось не по себе, в особенности это касалось самых близких. Первая супруга не выдержала и развелась. Вторая жена, бывшая ученица намного моложе самого художника, родила в браке сына Ивана . Однако Мясоедов совершенно был уверен, что сын не от него, и потому официально оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а супруге категорически запретил проявлять материнские чувства к малышу и называть себя "мамой". Все детские и юношеские годы Ваня был уверен, что Ксения его кормилица и прислуга в их доме, а родной отец - его опекун. Мог Григорий и поднять руку на мальчугана, один раз так его ударил, что чуть не убил. Несколько лет ребенок вообще рос в чужой семье. Узнал же правду о своих родителях Иван Мясоедов узнал случайно, после смерти матери, его отец-художник случайно проговорился. Удивительно ли после этого, что сын живописца прекратил общение с отцом? Но только виновата ли в этом картина?

Мясоедов с сыном Иваном
Мясоедов с сыном Иваном

Второй моделью для царя Ивана Грозного послужил Павел Иванович Бларамберг русский композитор, прожил вполне себе долгую жизнь и спокойную жизнь. Что стало с тремя другими неизвестными мужиками, которые буквально позировали мельком - истории не известно.

Портрет Бларамберга  . Автор - И. Репин
Портрет Бларамберга . Автор - И. Репин

Совсем другой типаж был нужен Илье Репину для образа царского невинноубиенного сына. В качестве основной модели выступил близкий друг художника - Всеволод Гаршин. Репин так объяснял выбор прототипа: "Задумав картину, я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что мне нужно для моей картины. В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича". И действительно на момент написание картины молодой человек находился в тяжелом эмоциональном состоянии В 1872 году у Всеволода Гаршина впервые серьезно проявились симптомы психической болезни, он стал чересчур вспыльчивым, раздражительным и нервным. Врачи поставили диагноз - циркулярного психоза или циклотимии. С этого момента молодой талантливый писатель периодически проходил лечение в стационаре. Короткая, но яркая жизнь Всеволода Гаршина достойна отдельной статьи, но факт таков. Через несколько лет после написание картины «Иван Грозный…», во время очередного обострения, вызванного в том числе семейной драмой (Всеволода прокляла его мать, резко настроенная против невестки) молодой человек покончил жизнь самоубийством. К слову, в разное ушли из жизни по собственному желанию двое из его братьев. Можно ли винить в этом картину?

И. Репин. Портрет В. Гаршина
И. Репин. Портрет В. Гаршина

Второй моделью для царевича служил художник В. К. Менк. Иван Репин в письме обратился к своему коллеге с просьбой позировать для картины. "Гаршин дал мне слишком мало материала" , писал он. И Менк не отказал. А после написания картины продолжил жить долго и счастливо.

В. К. Менк уже в образе.
В. К. Менк уже в образе.

4 Абрам Балашов, иконописец совершивший покушение на картину в 1913 году, был залечен до смерти в психбольнице Кащенко.

Итак, вандал действительно был иконописцем и был старообрядцем, сыном обеспеченного отца.

На момент совершения нападения ему было 28 лет, и он слыл постоянным посетителем Третьяковки. Балашов бросился на картину с ножом и нанёс по холсту три удара по лицам Ивана и его убитого сына, оставив три длинных пореза. При этом он кричал «Довольно смертей, довольно крови!». Прибывшая на место полиция, после разговора с преступником, посчитала его невменяемым и передала врачам.

Нам известно, что Балашов сам страдал от домашнего насилия, его отец «живет по Старому Завету и держит свою семью в строгости, стесняя ее в денежных средствах». Возможно строгое воспитание, а возможно наследственность, но старший брат Абрама - Николай Балашов, умер в психиатрической больнице, сестра в момент преступления находилась в Алексеевской клинике для душевнобольных.

Что же стало с Абрамом после нападения на картину? Несколько недель его обследовали в приемном покое психиатрической лечебницы, после чего, признав душевнобольным неопасным, передали на поруке отцу. Ни о каком уголовном преследовании речи не шло. На попечение своего родителя вандал прожил еще несколько десятков лет.

Порезы на картине. Фотография
Порезы на картине. Фотография

5. В случившимся нападение на картину так себя винил хранитель Третьяковки Е.М Хруслов, что не выдержав позора покончил с собой.
Действительно, спустя почти месяц после нападения на «Ивана Грозного..» заведующий Третьяковской галереей Егор Моисеевич покончил с собой. Это было взвешенное решение одинокого, смертельно больного человека. Он привел свои дела в порядок, оставил прощальные письма с инструкциями по работе. Скорее всего покушение на картину действительно было той последней каплей, поводом, но не причиной. Причина была - прогрессирующая чахотка.

Е.М. Хлустов фотография
Е.М. Хлустов фотография

6.Еще один сумасшедший напал на картину в 2018 году, говорят ему ничего не было.

38 летний Игорь Подпорин был признан судом вменяемым, осужден на два с половиной года колонии общего режима. Вандала судили по статье «Повреждение объектов культурного наследия».

Повреждения после нападения вандалом в 2018
Повреждения после нападения вандалом в 2018

Сейчас картина уже отреставрирована, но пока не представлена публики. Для шедевра изготавливается антивандальный прозрачный саркофаг. Жду. Очень бы хотелось посмотреть на нее вживую, а не с экранов монитора.