Найти в Дзене
Пераново перо

Из-за Вячеслава Невинного фильм "Гараж" запретили в Иваново

30 ноября исполнилось бы 90 лет народному артисту СССР Вячеславу Невинному. В этом же году 45-летний юбилей и у фильма «Гараж», где Вячеслав Михайлович сыграл сотрудника НИИ Карпухина.

Кадр из фильма "Гараж"
Кадр из фильма "Гараж"

Собираясь в зоологический музей на заседание гаражного кооператива, герои фильма «Гараж» не подозревали, что проведут там целые сутки. Настолько трудной оказалась задача – лишить четырех пайщиков гаража.

Замысел фильма появился после того, как режиссер Эльдар Рязанов на самом деле побывал на собрании гаражно-строительного кооператива. Нескольких самых беззащитных владельцев машин при молчаливой поддержке большинства исключили из списков. Как вспоминал Эльдар Александрович, вел он себя на собрании не лучшим образом – совсем как интеллигентный, но безвольный, молчаливый профессор Смирновский, которого в кинокартине сыграл Леонид Марков.

- Фильм, можно сказать - моя попытка загладить свою личную вину перед теми, кого лишили тогда гаражей, - признавался Рязанов.

Об Эльдаре Рязанове читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:

Еще одним способом решил режиссер «наказать» сам себя, - он сыграл вечно спящего на чучеле бегемота начальника отдела насекомых.

- Это получилось само собой, уже на съемках, - рассказывал Эльдар Александрович. – Однако на общих планах сидел другой человек – дублер такой же комплекции. А я подсаживался к бегемоту на крупных планах. Самым трудным было сыграть пробуждение. Я же не артист, играть не умею.

Кстати, того самого бегемота в 2001 году продали на аукционе в одном из столичных ночных клубов за 300 долларов. Покупатель пожелал остаться неизвестным.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В качестве идеи для декораций к «Гаражу» был выбран зоологический музей. Но сами съемки проходили в павильоне киностудии. Многие считают, что чучела животных намекают на не совсем человеческое поведение героев картины, на самом деле Рязанов понимал, что действие, происходящее в одном и том же помещении, может показаться скучным и решил разнообразить картинку.

Роль матери-одиночки Елены Малаевой писалась в сценарии специально для Лии Ахеджаковой.

- Мне тогда и в театре ничего не светило, и в кино за меня особенно не дрались. И вдруг такие мастера, как Брагинский и Рязанов, пишут для меня роль! - поделилась как-то со мной Лия Меджидовна. – Снимаясь в «Гараже», я ощущала жуткую ответственность – меня окружали актеры, чье мнение мне было очень дорого. И это мне немного мешало: как только чувствуешь обязательство быть талантливой, тогда ничего не получается.

Лия Ахеджакова. Кадр из фильма
Лия Ахеджакова. Кадр из фильма

А вот Ольга Остроумова (дочь Смирновского Марина), напротив, считает, что сыграла «не свою роль».

- Меня вызвали на пробы, а в это время у меня была проблема: я никак не могла определить дочку в детский сад, - вспоминает сегодня Ольга Михайловна. - И с ходу говорю Рязанову: «А вы можете мою дочь в садик устроить?». Так громко, бойко спросила – сама от себя не ожидала. Видимо, это его обмануло, на самом деле, не была такой бойкой. И роль Марины совершенно не моя, я ведь никакая не золотая молодежь. Мой партнер по фильму Игорь Костолевский тоже чувствовал себя не в своей тарелке, мы с ним все время прятались за бегемотом или за рептилиями какими-нибудь, чтобы камера не видела. Я стеснялась ужасно.

Ольга Остроумова и Игорь Костолевский. Кадр из фильма
Ольга Остроумова и Игорь Костолевский. Кадр из фильма

Валентин Гафт, попал на роль председателя правления Сидорина совершенно случайно. Изначально Рязанов видел в этой роли Александра Ширвиндта, но он был загружен в данный период в театре. И только когда съемки уже начались, Лия Ахеджакова предложила Рязанову обратить внимание на Гафта, с которым вместе работала в театре «Современник». По счастливой случайности Валентин Иосифович в это время снимался в соседнем павильоне «Мосфильма». Кстати, некоторые актеры отказались работать в этом фильме. Так, Алла Демидова не захотела играть хамоватую директрису рынка Кушакову (роль в итоге досталась жене Мягкова – Анастасии Вознесенской), а Вячеслав Тихонов не захотел играть профессора Смирновского, потому что не верил, что такой «антисоветский» фильм сможет вообще выйти на экраны.

Валентин Гафт. Кадр из фильма.
Валентин Гафт. Кадр из фильма.

Во время съемок «Гаража» Гафт и Остроумова впервые увидели друг друга, а через почти 20 лет поженились.

- Еще до этого, я приглядывался к этой артистке и женщине. Мне она очень нравилась! Давно, - признавался Валентин Гафт. - Но я знал, что она занята. И, судя по всему, человек Оля очень серьезный, верный. Настоящий. Просто начать с ней заигрывать бессмысленно. Поэтому в «Гараже» я, конечно, ее внимательно разглядывал – это было такое светлое пятнышко, которое нельзя не приметить, - но даже не сделал попытки подойти. Спустя годы, увидел случайно ее по телевизору и вспыхнул, понял: вот она – моя! А через несколько лет мы увиделись с ней на каком-то концерте.

Светлана Немоляева, Андрей Мягков и Георгий Бурков. Кадр из фильма
Светлана Немоляева, Андрей Мягков и Георгий Бурков. Кадр из фильма

Героя Андрея Мягкова – лаборанта Хвостова в фильме лишили голоса. Как шутил сам Рязанов, таким образом, он отомстил Мягкову за то, что тот когда-то раскритиковал его стихотворение «У природы нет плохой погоды…». Тогда режиссер скрыл свое авторство, сказав всем, что это стихи английского поэта Уильяма Блейка. Мягков поверил в это и высказался так, что в следующем фильме «онемел».

- Очень многие «гаражисты» стали дружить после съемок фильма, - говорит актриса Алла Будницкая (член президиума кооператива Алла Петровна). С Лией Ахеджаковой мы потом даже стали жить в одном дачном доме. Мы смеялись до слез, когда в перерывах Андрей Мягков и Жора Бурков разыгрывали сценки, или Вячеслав Невинный травил анекдоты. Помню, Рязанов обижался на нас с Ией Саввиной, когда мы, находясь за столом в «президиуме», играли в «слова». Берется одно длинное слово, и из его букв нужно составить как можно больше других слов. У Саввиной это получалось здОрово, – она же журналист по образованию.

Рабочий момент на съемках фильма "Гараж".
Рабочий момент на съемках фильма "Гараж".

Однажды во время съемок сцены, когда героиня Светланы Немоляевой жена Гуськова сходит с ума, кто-то громко разговаривал. В ярости Эльдар Александрович сшиб декорацию, несколько фонарей, подбежал к провинившимся, и обругал их. А на другой день слег с температурой под сорок.

На роль техника Фетисова режиссер пригласил одного из своих любимых артистов - Георгия Буркова.

- Какому еще артисту можно было доверить такую непростую реплику, как: «Я за машину родину продал!»? - рассуждал Эльдар Александрович. - Каким положительным потенциалом должен был обладать артист, произносящий эти слова, чтобы вызвать смех, а не реакцию отвращения! И герою Буркова это оказалось дозволенным, потому что народность, простодушие и чистота исполнителя помогли избежать двусмысленности, заложенной в этой рискованной остроте.

Воспоминания дочери Георгия Буркова об отце читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:

Удивительно, но фильм «Гараж» чиновники от кино приняли сразу и без какой-либо цензурной вырезки. Правда, не все поначалу решились показывать картину.

Например, в Иваново запретили показ местные чиновники. А все потому, что Вячеслав Невинный внешне очень походил на руководителя области. А персонаж у него был отрицательный, и показывать подобное в Иваново не захотели, чтобы зрители не провели аналогию. Спустя шесть лет после выхода фильма руководитель области уехал работать в Москву, и только тогда жители смогли увидеть «Гараж» в кинотеатрах. Эльдар Рязанов был уверен, что не сам чиновник принял решение о запрете показа фильма, а так попытались выслужиться его подчиненные.

Вячеслав Невинный. Кадр из фильма
Вячеслав Невинный. Кадр из фильма

Воспоминания супруги Вячеслава Невинного Нины Гуляевой читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:

А еще, чтобы не мозолить глаза афишами «Гаража», фильм не пускали в прокат в кинотеатрах, находящихся на пути следования правительственных кортежей. Но тут кинокартине неожиданно повезло. Состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Брежнев потребовал беспощадно критиковать общественные недостатки. И оказалось, что «Гараж» как нельзя лучше отвечает на новый призыв партии.

- Когда после долгого перерыва посмотрел «Гараж», обрадовался, и огорчился одновременно, - признавался уже в 2000-х Рязанов. – Рад, что сатирический заряд не ослабел, и стилистически картина не архаична. Огорчился же я как гражданин своей страны: фильм не постарел, актуальность не поблекла.

Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.

Олег Перанов