Следующий поход продлился менее двух недель. 14 апреля 1941 года UA вышла в море, а уже 20-го во время шторма в районе Азорских островов вышел из строя руль направления. Восстановить его работу силами экипажа не удалось, пришлось возвращаться в Лориан.
К 3-му мая неисправность устранили и лодка направилась на охоту к островам Зелёного Мыса. 89 суток были потрачены впустую, если не считать съеденной провизии и сожжённого топлива.
Следующая попытка началась 7 октября, но из-за серьёзной утечки топлива, лодка через три дня вернулась на базу. Эккерман описал это так: "Всплыл на время длинноволновой связи. В то же время осмотрел лодку на предмет следов нефти. После всплытия вся лодка покрыта тяжелой, вонючей нефтяной пленкой. Впереди на уровне главного балластного танка 9 утечек с обеих сторон на поверхность, которые быстро распространяются. В кильватерной струе хорошо виден нефтяной след. Решение: Вернуться для устранения неисправности. Лодка не готова к боевым действиям".
21-го она снова вышла в море, хотя всё это считается одним патрулём.
Замысел похода был довольно оригинален. Первоначально лодка должна была сопровождать до Азорских островов и защищать блокадопрорыватель "Портленд" под кодовым названием PUMA.
Уже 24 октября вышел из строя воздушный нагнетатель одного дизеля из-за повреждения подшипников. Хотя при подготовке был сделан запрос на проверку этого агрегата силами верфи, но он был отклонён. Вот как так-то?
Вместо обусловленных 12 узлов PUMA двигался от 13 до 14. Чтобы не отрываться от него, лодка должна была повысить расход топлива выше расчётного, сжигая 13,1 куб. м в сутки. 25 числа было израсходовано уже 30 кубов, а на транспорте для передаче лодке было предусмотрено всего 35.
Нагнетатель удалось восстановить своими силами, а 28-го около полудня началась перекачка топлива с "Портленда". Эккерман пишет: "Приемка снастей очень затруднена при значительном волнении; PUMA также испытывает трудности. Люди на палубе лодки часто оказываются по шею в воде. Естественно, унтер-офицер падает за борт, но его быстро вылавливают обратно".
18.05 "Передача топлива от PUMA завершена. Принято: 35 куб.м. Потреблено на данный момент 70 куб. м, то есть ровно в два раза больше. "
29-го корабли расстались. Лодка направилась на юг, где совместно с U-68 и U-126 должна была начать активные действия на коммуникациях между Фритауном и Кейптауном. Однако из-за дефицита топлива UA не могла достичь южных границ нарезанного района и часто оставалась на месте, надеясь на случайную встречу с судном противника .
Так пролетел месяц и вот наконец появилась возможность пополнить запасы с транспорта PYTHON. 1-го декабря 1941 года начали перекачку топлива, U-68 уже закончила с этим и загружала торпеды.
В 14.00 Эккерман не без юмора записывает: "Британский крейсер «Дорсетшир» прибывает точно в назначенное время в пункт снабжения (точку встречи). В поле зрения 2 мачты и коричневое облако масляного дыма по пеленгу 210°T."
Были немедленно обрезаны топливные и масляные шланги, задействованная в погрузке команда едва успела вернуться в лодку. Эккерман решил немедленно атаковать крейсер, но все 5 выпущенных торпед не привели к результату. Англичане заметили атакующего и применили манёвры уклонения, что не помешало им открыть огонь по транспорту.
В 19.32 он затонул, успев спустить все спасательные средства. Дело в том, что на "Питоне" дополнительно находилась часть экипажа знаменитого рейдера "Атлантис", до момента своей гибели успевшего потопить или захватить 22 судна противника
"Дорсетшир", опасаясь повторных атак, предоставил немцам разбираться самим и удалился.
Каждая из двух лодок приняла по 104 человека, на 10 катерах все еще находились около 200 человек. Катера по пять штук взяты на буксир обеими подводными лодками. Кроме того, на палубах в резиновых лодках находились ещё по 24 человека.
Меж тем, Эккерман не забывал и об основной задаче. 3-го декабря замечено судно, которое он решил атаковать. Катера и резиновые лодки оставлены на волю волн, начато преследование. Однако из трёх выпущенных торпед ни одна в цель не попала. Далеко от спасённых лодка уходить не решилась, поэтому пришлось вернуться несолоно хлебавши.
В итоге спасённые были распределены на дополнительно прибывшие U-124 и U-129, а в период с 14 по 18 декабря ещё на четыре итальянские лодки. Все они направились в Лориан.
К этому моменту на UA сильно увеличился расход смазочного масла. Эккерман ещё попытался атаковать одно судно, но оно бросилось наутёк, а преследовать его из-за дефицита масла было нецелесообразным.
24 декабря Эккерман высадил пассажиров в Сен-Назере, а 25-го вернулся в Лориан.
Дёниц остался недоволен командиром и сделал запись в журнале боевых действий:
Во время патрулирования командир проявил мало удачи и мастерства, что отчасти объясняет неуспех.
- Устойчивое невезение во всех наступательных операциях маловероятно. Если, например, в этом патруле командир решает атаковать пароход, замеченный во время спасательной операции, то очевидно, что эта атака предпринимается только в том случае, если ситуация благоприятствует этому. Однако в таком случае не следует воздерживаться от сближения с целью, ссылаясь на опасение оставлять шлюпки одних так долго. При состоянии моря 1 балл стрельба веером , в который включена 1 Ato (Парогазовая торпеда, оставляющая след на поверхности), плюс дальность 3000 метров, - ясно, что противник наверняка увидит след этой торпеды, - такая стрельба рассматривается с самого начала как имеющая мало шансов на успех.
Короче, невезение невезением, но какое-то мастерство тоже надо проявлять и голову включать.
В итоге Эккерман был с лодки переведён, а командовать вернулся Кохаус. Однако и ему, несмотря на предыдущий оглушительный успех, ничего добиться не удалось.
Следующий же выход закончился возвращением на второй день из-за аварии дизеля. После ремонта UA опять отправилась в качестве транспортной, удачно передав топливо и другое снабжение двум лодкам.
C августа 1942 года она использовалась как учебная, а также привлекалась к различным испытаниям, например , в проектах "Фафнир" и "Альберих" по созданию покрытий корпусов, снижающих заметность лодки для гидролокаторов. Осенью 1944 года лодка была задействована в испытаниях ракетной техники в рамках проекта «Урзель». Согласно имеющимся данным, в октябре 1944 года на Балтике в районе острова Борнхольм с UA, находящейся в подводном положении, был произведен удачный старт ракеты.
Командиры на ней менялись один за другим, а последним был обер-лейтенант с замечательным именем Ульрих-Филипп Граф фон унд цу Арко-Циннеберг. Он и командовал её затоплением в 3 мая 1945 года.
Позже её подняли и отправили на металлолом.
*******
Начало её истории О приключениях турецкой подлодки в немецком Кригсмарине и роли в них командиров
............................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4