В январе 1942 года Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке». Причина была веская – страна остро нуждалась в продовольствии, поэтому цели ставили амбициозные. «Взять рыбу штурмом!» - призывали рыбаков члены партий. Однако объёмы улова не доходили до желаемой отметки. Для решения проблемы на Север отправили учёных.
«Зимой мы ловим рыбу плохо»
В 1943 году от Ямала требовалось сдать 265 тысяч центнеров рыбы. Цифра была внушительная – в 2-3 раза выше, чем показатели прошлых лет. Вдобавок руководство округа решило отправить ещё 35 тысяч центнеров сверх нормы «стране и фронту». Теперь рыбу приходилось ловить круглогодично, но даже так не удалось набрать нужный вес.
«План в тот год не был выполнен, сдали всего 226 тысяч центнеров. Не хватало людей, орудий лова, соли, тары, речной флот находился в неудовлетворительном состоянии. Ещё одна причина – отсутствие знаний о сезонной миграции рыбы», - рассказала младший научный сотрудник истории и археологии Научного центра изучения Арктики Ольга Рябкова.
Об этой проблеме знали и говорили:
«До войны в зимнее время рыбу ловили мало. Поэтому о зимней дислокации рыб нам известно мало. Это главная причина, почему зимой мы ловим рыбу плохо. Неправильно говорить и то, что мы знаем летнюю миграцию рыбы. В Ямало-Ненецком округе работает четыре ихтиолога. Этого мало… Мы не знаем точного описания наших водоёмов», - с этой речью в 1943-м году выступал заведующий окружным музеем Василий Семёнович Денисенко (текст выступления хранится в Государственном архиве ЯНАО).
Изучали каждый сантиметр рыб
В июне 1944 года в Салехард прибыли трое учёных: руководитель Александр Николаевич Пробатов, инженер Агапов и лаборант Синицын. Первым делом ихтиологи стали изучать, сколько рыбы было выловлено на песках Оби и Обской губы в разные годы. Затем на мотоботе «Гидрограф» они отправились ловить рыбу.
Добытые хвосты измеряли и взвешивали, следом Пробатов вскрывал отобранные экземпляры различных видов для определения содержания их желудков, состояния икры или молок, снимал чешую.
За полтора месяца исследователи изучили акватории Обской, Тазовской губ, побережья Гыданского полуострова, пролива Малыгина, дошли до мыса Головина – и повернули обратно. Несмотря на наличие к тому моменту богатого собранного материала, руководитель захотел продолжить экспедицию. Пока реку не затянуло льдом, лов не прекращался. Учёным удалось добыть омуля, навагу, ряпушку, пыжьяна, нельму и других рыб.
«Рассчитывать на увеличение вылова не следует»
Александр Пробатов остался крайне недоволен увиденным. В погоне за большими показателями перестали уделять внимание качеству рыбы. Кроме того, наблюдался чрезмерный вылов, приводящий к истощению ресурсов.
«Можно выловить здесь 500 000 тонн рыбы или миллион тонн, но это качественно непригодный продукт, который в Тюмени или ещё где-нибудь будет выброшен в помойку. Директор Новопортовского рыбозавода радуется, что у него кривая вылова рыбы идёт вверх, и ждёт поощрения. Но если посмотреть качество этой рыбы – она никуда не годится. Это даже не просто плохой продукт, это сгнивший продукт, который наваливают и таскают в каких-то грязных мешках… Всюду сиговые породы свалены в кучах, подтекают зловонные лужи. Такую непригодную рыбу грузят и отправляют в Салехард и дальше в Тюмень… Меня крайне интересует, куда она там девается?
Лучше выловить 100–150 тысяч центнеров и как следует дать этот продукт, чтобы он стал гордостью обского рыболовства, чем выловить 500 000 центнеров, из которых 300 000 центнеров непригодной продукции… Богатством обского рыболовства являются сиговые породы рыб: муксун, сырок, щёкур, пыжьян… Моё мнение: в низовьях Оби эти крупные сиговые породы рыб находятся на перелове, а некоторые – на грани перелова. Поэтому рассчитывать на увеличение их вылова не следует», - доложил тогда ихтиолог.
Большой вклад в развитие отечественной ихтиологии
Свою исследовательскую деятельность Пробатов проводил до 1947 года. На основе полученных результатов он написал и опубликовал статью «Рыбное хозяйство Обско-Тазовского и Ямальского районов (Карская научно-промысловая экспедиция)».
Научная работа представляет из себя обширную информацию об особенностях арктического рыболовства, имеющихся техниках лова и обработки рыбы, возможностях сырьевых и рыбных ресурсов. Проанализировав данные, учёный составил рекомендации по развитию рыбной промышленности округа: расширить консервное производство в Салехарде и Тазовском, построить в опытном порядке две небольшие консервные мастерские в южной части Обской губы, выпуск консервов в округе довести до 10–12 миллионов банок в год, расширить сеть холодильников.
За свои труды исследователь был награждён орденом Ленина, орденом «Знак Почёта», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР и знаком «Отличник рыбной промышленности».
Источник: народный журнал «Северяне», выпуск №4/2024, «Как рыбу «брали штурмом»
Читайте также:
Подписывайтесь на канал – здесь очень интересно!