Хотя Batiray и строилась в Германии, но по отдельному проекту, что видно даже по её внешности, и техническими модификациями с учётом пожеланий турок. Вообще-то она должна была быть минным заградителем. Спущена на воду 28 сентября 1938
Вот она уже на плаву в период достройки
Но тут началась Вторая мировая война, немцы решили, что им она нужнее и реквизировали, первоначально дав ей имя Optimist :). Однако вскоре решили не нарушать традицию и сократили название до UA.
Не сказать, что для турок это было что-то новое. С началом Первой мировой войны британские джентльмены реквизировали аж два их линкора, оплаченных турками до последнего фунта стерлингов, причём на Османе I уже находился турецкий экипаж, который вывели на берег под дулами винтовок британских солдат, посадили на пароход и отправили восвояси. Турки, обидевшись, стали дружить с немцами, поэтому денежки или сами линкоры после войны, как и положено джентльменам, англичане им не вернули.
Так что в истории с этой лодкой не скажешь, что никогда такого не было и вот опять...
Первый боевой поход UA совершила под командованием капитан-лейтенанта Ганса Кохауса
Чем-то он на главного немецкого подводника адмирала Дёница похож :) Поскольку лодка была довольно больших размеров, ей была поставлена задача доставить зажатым в норвежском Тронхейме немецким войскам бензин, авиационное масло, боеприпасы и другие предметы снабжения. Как записал в Журнале боевых действий лодки Кохаус, "Итак, впечатляющая полезная нагрузка, эквивалентная 9 железнодорожным цистернам и 3 железнодорожным вагонам!
Всего загружено на борт: 160,3 куб.м бензина, 5,2 тонны смазочного масла Arado (Люфтваффе), 1116 снарядов калибра 8,8 см, 50 осветительных снарядов 8,8 см, одно 8,8-см зенитное орудие весом 4,8 тонны + балласт + коммандос-оборудование. Оборудование для 8,8-см зенитного орудия и для батареи (?) около 9 тонн. 16 авиабомб по 250 кг. Дополнительно: 15 куб. м смазочного масла для подводных лодок и 400 патронов с калием для них".
Лодка вышла из Киля 27 апреля 1940 года. Приключения начались уже на следующий день.
11.01 - 11.36 "Всплыл, чтобы проветрить лодку и уточнить местонахождение по солнцу. В носовой части и в каюте главного механика есть пары бензина. По-видимому, бензин попал через протекающую набивку или после медленного, но неуклонного разъедания набивки, в небольшом объеме на данный момент. Этот факт становится еще более неприятным, если лодка вынуждена находиться на большой глубине в течение длительного времени."
15.08 На перископной глубине лодка неожиданно получила дифферент на корму (до 17°) и выскочила на поверхность, несмотря на волнение моря всего 4 балла. Она была снова погружена под воду с отрицательной плавучестью, провалилась и только после почти 1/2 часа усилий возвращена обратно на глубину 20 метров на ровном киле. Это явление, которое произошло во второй раз сегодня, можно частично объяснить бензином в балластных цистернах, где либо бензин, либо вода смещаются друг относительно друга при возникновении нагрузок или образовании воздушного или газового пузыря. Однако это также происходило в нормальных условиях, необходимы структурные усовершенствования вентиляции балластных цистерн." (Эти проблемы с вентиляцией ещё икнутся в следующих походах).
Поскольку задачей лодки была доставка снабжения, никаких попыток атак она не делала, а наоборот, старалась быть максимально скрытной, что потребовало большого количества срочных погружений при малейшей опасности быть обнаруженной. Она вернулась на базу 10 мая, в итоге командир отметил явно недостаточный запас сжатого воздуха, неудачное расположение внутренних помещений, малую глубину погружения - всего до 80 метров.
Зато во втором походе 6 июня - 30 августа 1940 г. лодка добилась впечатляющих успехов. К сожалению, журнала за тот поход найти не удалось. Было отправлено на дно 7 судов, самое небольшое водоизмещением 3 828 тонн. Среди них был и вспомогательный вооружённый крейсер HMS Andania в 13 950 тонн
Лодка на тот момент. Кохаус, как и положено командиру в белой фуражке
25 февраля 1941 года UA отправилась в третий поход под командованием фрегаттенкапитэна Ганса Эккермана
На его пилотке эмблема лодки в виде кашалота
Охотиться ей было назначено у берегов Западной Африки. К этому моменту она прошла капитальный ремонт с заменой дизелей и значительным переоборудованием. После контрольных испытаний Эккерман отметил: "После отплытия на Гельголанд для измерений шума корпуса, проведенных инженером Хоппенратом из Germaniawerft, стало ясно, что «UA» — шумная лодка. К сожалению, основной шум создают именно системы, необходимые для подводного плавания и атаки, причем на уровне, который совершенно невыносим."
В отчёте указывалось, что для «UA», как изначально построенной для Турции, вопросу шумности придавалось меньшее значение, чем для немецких лодок. Вот вам и знаменитое немецкое качество! Остальные проблемы вскрылись в течение похода, только странно, что они не оказались замеченными Кохаусом. Впрочем, и лодке при нём не досталось так, как при Эккермане.
1 марта волнами были сорваны два палубных лючка. Оставшиеся два прикрутили дополнительно проволокой. Дальнейший переход проходил довольно рутинно, учения перемежались со срочными погружениями при обнаружении сил противника. Лодка плохо вела себя при большом волнении, не удавалось увеличивать скорость выше 14 узлов.
7 марта силами личного состава переоборудовали топливо-балластную цистерну №8 в чисто балластную, что улучшило мореходные качества лодки.
8 марта около 1-го часа ночи к югу от Исландии удалось наконец торпедировать британское судно Dunaff Head (5 258 т) из состава конвоя ОВ-292.
5 человек погибли, остальные 39 были подобраны британским эсминцем.
И тут началось...
Эккерман пишет: "Сброшенные в место нашего погружения глубинные бомбы начали сеанс неприятно точного бомбометания, продолжавшийся 3,5 часа. За 5 заходов было сброшено около 32 глубинных бомб. По-видимому, лодка была перекрестно зафиксирована двумя эсминцами, работавшими вместе, и одним судном с паровым двигателем (рыболовный траулер).
Вся система гирокомпаса, 30% освещения отсеков, различные приборы в центральном посту, почти все приборы в рубке. В отсеке электродвигателей с каждой атакой сгорал еще один прибор. 2 пары клапанов приёма балласта были захлопнуты, несмотря на шарнирные рычаги и самоблокирующийся червячный привод. Цистерны больше не могут быть продуты. Наконец, после серии глубинных бомб, кормовой горизонтальный руль заклинило, как и руль направления. Причём горизонтальный даже нельзя было сдвинуть вручную. Лодка, которая ранее удерживалась на максимальной глубине 80 метров из-за отсутствия возможности откачки части балласта, - только при сильном наклоне кормы вниз и, разгоняясь электромоторами, вырвалась на поверхность, и не могла быть опущена обратно, поскольку также заклинило клапан цистерны отрицательной плавучести.
В этой неловкой ситуации, среди преследователей, я приказал приготовиться к затоплению лодки (видимо, приёмом воды внутрь прочного корпуса). Однако, осмотрев всё вокруг из боевой рубки, я определил, что из-за тумана на поверхности воды и темного времени суток в данный момент, никаких эсминцев видно не было.
8 марта 06.15 Для сохранения малошумности начали движение под электромоторами, предварительно исправив руль направления. Лодка прошла около 28 миль, повреждения только что устранены, а команда закончила завтрак, когда было сообщено о приближающемся эсминце с кормы. Он снова начал атаку, снова аварийное погружение с отворотом в сторону и новое преследование глубинными бомбами в течение 3 1/2 часов.
Около 08.30 часов должен начаться рассвет. Поскольку целый день глубинных бомб неизбежен, я решаю попытаться избавиться от мучителя торпедой. Сразу после объявления торпедной атаки я вышел на перископную глубину. Все приготовления были сделаны. Это происходит не очень быстро, поэтому на глубине 25 метров последовала еще одна серия глубинных бомб, из-за которой система управления стрельбой вышла из строя. Атака стала невозможной.
Однако запас глубинных бомб видимо был исчерпан и эсминец удалился.
Вышли из строя оба перископа, все контрольно-измерительные приборы в помещении электродвигателей, воздушный компрессор Юнкерс, за лодкой виден след масла.
12.00 Повреждения от глубинных бомб отремонтировали, насколько это возможно. В ответ на сообщение о повреждениях получили команду: "Коротким сигналом доложите, можно ли продолжить патрулирование". 23.33 Ответ «Да» коротким сигналом.
Однако вскоре Эккерман убедился, что его энтузиазм был не оправдан.
10 марта 08.00 Оказалось, что клапаны цистерны главного балласта №8 полностью разрушены. Клапаны цистерны №9 также бьют, но еще не полностью разрушены. Биение передается через приводной механизм на приводной шпиндель. Со временем ожидается протечка втулки и полная поломка приводного механизма, устранение в море невозможно.
Фланец механизма клапана в отсеке электродвигателей протекает, затягивание болтов дает незначительные улучшения. По-видимому, прокладка разрушена. Есть опасения, что она будет вытолкнута на большой глубине.
Муфта правого борта между электродвигателем и упорным подшипником бьется и греется. По-видимому, вал больше не отцентрован здесь, потому что упорный подшипник деформирован. Выровнять упорный подшипник в море невозможно.
При погружении время от времени слышны сильные стучащие звуки от ударов вала, невозможно двигаться на высоких скоростях без риска быть услышанным противником.
Повреждения батарей, особенно кормовой - 1 ячейка треснула. Различные крышки отскочили.
Я решаю продолжить патрулирование и дождаться развития событий, связанных с повреждениями."
12 марта. "Сильное волнение моря ухудшило повреждения клапанов. Клапан цистерны №9, по-видимому, теперь также полностью сломан. Цистерна №7 вновь подвержена сильным движениям и хлопаньем клапана. Можно предположить, что повреждения будут прогрессировать и возникнет угроза прорыва балластных цистерн. В этой ситуации я решил прекратить патрулирование."
09.10 Радиосообщение, отправленное в BdU: "Прошу прекратить патрулирование в связи с прогрессирующим ущербом. UA."
Получив "добро", лодка вернулась 18 марта, пробыв в море 22 дня.
В итоговом докладе Эккерман указал: "По просьбе турок лодка была оборудована клапанами, которые можно было закрыть под водой сжатым воздухом. Для этого был предусмотрен особо сложный и чувствительный механизм привода. За исключением балластной цистерны I, все главные балластные цистерны и главные топливо-балластные цистерны оснащены этим механизмом. Только переоборудованные главные топливно-балластные цистерны V с обеих бортов имеют затворы с ручным приводом, что гораздо надежнее.
Поскольку во время патрулирования клапаны приёма воды в цистерны постоянно находятся в открытом положении, предлагается, чтобы сократить сроки необходимого ремонта, полностью демонтировать эти клапаны и загерметизировать втулки приводного механизма в прочном корпусе."
Для понимания страданий Эккермана предлагаю рассмотреть эту схему:
Для погружения открываются клапаны вентиляции и кингстоны (или клапаны приёма воды) воздух из цистерн выходит, вода заполняет их и лодка утяжелятся и начинает погружаться. Для всплытия клапаны вентиляции закрываются, в цистерны подаётся воздух, вода выдавливается через открытые кингстоны, лодка облегчается и идёт на поверхность.
На рисунке все они с ручным приводом, в отличие от UA. Если клапаны кингстонов заклинит в закрытом положении, то продуть цистерны никак не получится. Эккерман недаром указывает - а на кой они нужны, если практически всё время находятся в открытом положении, чтобы не терять время на их открытие при срочном погружении? Сейчас такая система практически не применяется, нижние клапаны заменены простыми отверстиями, называемыми шпигатами. Вот так они выглядят
Клапаны устанавливали из рассуждения, что при сильной качке в надводном положении воздух может выходить из цистерн через шпигаты, лодка станет утяжеляться и потребуется постоянная поддувка цистерн с увеличенным расходом сжатого воздуха. Сейчас это видимо неактуально.
*****
Дёниц так оценил этот поход:
1.) Лодка была вынуждена прекратить патрулирование из-за повреждения глубинной бомбой, полученного 8 марта. Поведение командира при попытке избежать преследования было определенным и правильным. Его опыт здесь будет одобрен.
2.) В остальном в патруле ничего примечательного.
До того, как лодку превратили в учебную, она совершила ещё 5 походов, часть из них длилась всего несколько дней из-за поломок. Но не добилась больше ни одной победы. Самым эпичным был патруль 7 октября - 25 декабря 1941года, однако об этом в следующей статье завтра.
............................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4