("Присяжный номер два", Juror #2, 2024, США)
Что ж, если почтеннейший Клинт Иствуд не передумает, то перед нами и впрямь исторический фильм-событие.
А именно: последняя его режиссёрская работа. После чего Клинт Клинтович вроде пообещал наконец-то уйти на честный, заслуженный отдых. И, надеюсь, больше никто коварно не подсунет дедушке интригующий сценарий. Такой, ради которого он бросит свои любимые гольф и медитацию и снова рванёт вкалывать на съемочную площадку.
А уж он-то может, знаем мы его!
То, что Иствуд решил не сниматься на посошок своей карьеры в своём же фильме - верное решение.
Всё-таки его последние роли в "Наркокурьере" и "Мужских слёзах", хоть и выглядели душевно, но перегибали палку старческой сентиментальности. Где Клинт ещё и играл героев лет на 20-30 младше своего возраста - нет, мило, конечно, но воспринимать их всерьёз уже не получалось.
Однако в "Присяжном номер два" Иствуд-режиссёр не отвлекался на себя-актёра. Поэтому все его силы - и творческие, и физические, - тратились исключительно на съёмочный процесс.
И, о чудо - 94-летний патриарх кино создал картину, чьей адекватности позавидуют многие более молодые режиссеры (да и старые, пожалуй). С оригинальным сюжетом, красивой драматической кульминацией-дилеммой и яркими персонажами, почти не склонными к сантиментам. Кроме разве что главного героя, репортёра Джастина (Ник Холт). Но его моральные терзания - не мягкотелость, а естественная боль от укусов совести. Присущих любому не злому, порядочному человеку в жуткой ситуации, в которую угодил Джастин.
То, что Джастин репортёр, для сюжета неважно.
Он мог работать кем угодно, хоть сборщиком плесени на пенициллиновой ферме, хоть дизайнером кошачьих лотков. Всё равно после того, как ему велели идти отдать гражданский долг, отсидев присяжным в суде, ничем другим Джастин заниматься не будет. Разве что после судебных заседаний продолжит возвращаться домой, к своей беременной жене, и в любимый клуб анонимных алкоголиков. А также мысленно - назад, в прошлое. В тот злополучный вечер, что вдруг аукнулся ему год спустя - и про что мы, разумеется, спойлерить не станем.
Уголовное дело, которое штат Джорджия поручит рассматривать Джастину и 11-ти его коллегам, было, на первый взгляд, несложное.
Не так давно, в дождливый вечер в одном баре один криминально-мутный парень Джеймс повздорил со своей девушкой Кендалл. И она, наорав на него при десятке свидетелей, потопала домой пешком. Обиженная, в темноте и под проливным дождем. А после неё сразу же ушёл из бара и Джеймс.
Ну а остальные посетители, пожав плечами и убрав смартфоны, на которые снимали этот шумный скандал, вернулись к своему бильярду, пиву и болтовне.
А наутро обнаружилось страшное...
А наутро обнаружилось страшное.
Бедняжку Кендалл нашли неподалеку от бара, в кювете, с проломленной головой. После чего Джеймс был взят полицией под татуированы рученьки и брошен за решётку. По обвинению в убийстве подруги, ибо кто ещё-то, по мнению здешних копов, мог это сделать?
И вот сидит Джастин в жюри присяжных на суде, где прокурор требует для Джеймса "от тридцати до пожизненного". Сидит - и вдруг его осеняет шокирующая догадка: ё-моё, так ведь это же...
...Да - это не тот фильм, где я могу с чистой совестью ломать вам интригу. Поэтому и не стану.
Впрочем, не будет спойлером, если скажу: в определённый момент "Присяжный номер два" вызовет у вас стойкую ассоциацию с золотой классикой этого жанра, "12 разгневанными мужчинами" Люмета (1956). Ну или с их ремейками Фридкина и Михалкова (1997 и 2007) - кому что ближе.
И отчасти оно так.
Однако у Иствуда разборка присяжных "один против всех" всё-таки начинается по другой, более драматичной причине. И вскоре вышеназванная ассоциация пропадает. Да и в остальном, включая "выводы из происходящего", эти сюжеты не похожи.
Кстати, о выводах.
Мораль у фильма по меркам нынешнего Иствуда тоже нетипичная. Вроде бы понятно, чем должна закончиться очередная история у сентиментального дедушки. Ан нет, его ключевые персонажи смогут в итоге вас удивить. И избегут, казалось бы, неминуемого финального морализаторства, "разрулив ситуёвину" хоть не сногсшибательно, но без мелодрамных клише.
И выводы из всего этого каждому из нас дадут сделать те, что нам ближе и милее всего.
Я вот, например, увидел здесь красноречивый урок для тех, кто много рефлексирует там, где не надо. И о вреде чрезмерной совестливости и метаний там, где лучше сначала сесть и всё хладнокровно обдумать. "Будь мужиком - не суетись почём зря, б***ь!".
Но это я со своим хроническим цинизмом. А вы можете разглядеть в "Присяжном номер два" иную мораль. Вероятно, даже в корне противоположную. Ибо таков он здесь, мудрый дедушка Клинт, подаривший нам в финале не скучные нравоучения, а целое поле для споров и размышлений.
***
В общем, пусть не идеальный, но всё равно отличный фильм, чтобы красиво проводить на пенсию его создателя, человека-легенду. Крутая психологическая драма и "юридический" триллер в одном лице. Снятые Иствудом в абсолютно здравом уме и трезвой памяти, без малейшего стариковского кряхтения и занудства.
Как говорится, нам бы такую светлую голову в его годы... Вернее, нам бы сначала до них дожить, а потом обо всём остальном беспокоиться.
Короче говоря, овации мастеру - и белая зависть к нему и его творчеству. Что за грандиозная была творческая карьера, и сколько о ней ещё книг напишут - даже вообразить трудно.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 13+):