(The Mule, 2018, США)
Эх-ма, а ведь я давал себе зарок, что больше не буду смотреть фильмы Клинта Иствуда-режиссёра. Однако мимо его новой картины, где он, несмотря на свои почтенные годы, вдруг поднялся из режиссерского кресла и вновь сыграл главную роль, я не смог пройти при всём желании. Тем более, что предыдущее явление живой Легенды народу случалось уже давно, а тут ещё и сюжет интриговал. Последний сочетает в себе модную тему мексиканской наркомафии, но с нетипичным главным героем - 87-летним (!) наркокурьером Эрлом, который долгое время перевозил на своём пикапе крупные партии кокаина для картеля "Синалоа". И не вызывал к себе подозрений из-за своей божьей одуванчиковости (фильм основан на реальной истории, которую видоизменили в угоду пущей художественности).
И каков вердикт? Стоило мне поступаться принципом и смотреть "Наркокурьера" или лучше было бы тоже оставить его в покое?
Начну с хороших новостей. Благодаря небезынтересной истории, где нашлось место и драматизму, и интриге (поначалу), и ненавязчивому черному юмору, "Наркокурьер" не даёт заскучать и часто вызывает улыбку. Вновь увидеть на экране Клинта Иствуда и его знаменитый прищур тоже было приятно, чего уж там. Также порадовали Брэдли Купер, Энди Гарсиа, Майкл Пенья и Лоуренс Фишборн. И пусть их игра в таких шаблонно-простеньких ролях ничего выдающегося собой не представляет, всё лучше было встретить в картине эти лица, нежели бы Иствуд решил задействовать вместо них каких-нибудь незнакомцев.
К сожалению, на этом все поводы для радости заканчиваются.
А теперь - к плохим новостям. И самая печальная из них: да, как актёр Иствуд всё-таки устал и ему действительно пора на заслуженный отдых. Согласен, играть в его возрасте старика, сидящего в кресле, это ещё куда ни шло. Но вот влезать в образ энергичного пенсионера, обязанного "шевелиться" целых два часа кряду, было сомнительной идеей. Потому что темперамент у дедушки уже не тот, и Клинт, экономя силы, не столько отыгрывает роль, сколько лишь присутствует в кадре, стараясь не ударить в грязь лицом. Иногда по старой памяти у него это и впрямь получается. Но по большей части смотреть на его нынешние ужимки без боли и тоски, конечно, нельзя.
Впрочем, с Иствудом-режиссёром всё немного оптимистичнее, но не настолько, чтобы откупоривать по такому поводу шампанское. Несмотря на махровый криминальный сюжет в духе "Во все тяжкие" и суровые возрастные рейтинги, "Наркокурьер" удручает своей детсадовской бескровностью и неуместной стариковской сентиментальностью. Желая работать в любимом амплуа "хорошего парня", Клинт напрочь упускает из виду, что в кузове пикапа его героя Эрла почти всегда лежит от полусотни до трехсот килограммов кокаина. О чем сам герой, разумеется, прекрасно знает. Так же как и зрители. И на какие благие дела он ни тратил бы свои наркодоллары и как бы ни симулировал муки совести, симпатизировать Эрлу всё равно не получается, ведь его действиям нет оправданий. Напротив, выглядело бы куда естественнее, брось Иствуд все эти экивоки и сыграй по-честному - то есть неисправимого старого подонка. Такого, который ни о чем бы не сожалел, а упрямо гнул свою линию до конца, даже видя, что этим он причиняет страдания всем своим близким. Так, как это, например, было блестяще показано в "Кокаине" Демме, "Рестлере" Аранофски или "Ледяном" Вромена, чьи герои тоже в итоге поплатились за грехи своей жизни. Вот только это было сделано без расшаркивания перед зрителем и желания выдать их за невинных жертв стечения плохих обстоятельств.
К сожалению, Клинт решил перевоспитывать своего Эрла по старинке, именно как жертву, и наставил его на тошнотворный путь слезливого раскаяния. Чем превратил "Наркокурьера" в дешёвую мелодраму с рельсовой моралью в духе "Боже мой, каким я был негодяем! Бейте, бейте меня, и побольнее! Ну или простите, если сможете!".
Блин, ну прямо-таки библейская история, ага! Но опять же не забываем, что мы имеем дело не с юнцом, который не нюхал жизни и легко может оступиться. Перед нами - многомудрый старец, который вправе учить жизни других. Ан нет, вместо этого он добровольно и не бесплатно помогал распространять дурь, которая тех же юнцов в первую очередь и убивала.
И на кой чёрт, спрашивается, мне сопереживать его долгому и надрывному покаянию?
***
В общем, фильм, конечно, не без светлых моментов, это да. Но поскольку ориентирован он прежде всего на любителей "простенького" Иствуда 2010-х, то поклонникам "Непрощенного" , "Таинственной реки", "Флагов наших отцов" и "Малышки на миллион" здесь ловить нечего. Разве только вам захочется ещё разок взглянуть на культового актёра, но и этим он вас уже вряд ли порадует - скорее, наоборот. А больше в "Наркокурьере" ничего примечательного и нет. Особенно в последней его трети, когда он берется читать вам стариковские нотации едва ли не открытым текстом.