("Мегалополис", Megalopolis, 2024, США)
Весьма плодотворным был для нас с Фрэнсисом Фордом Копполой 1983 год. Я тогда перешёл из первого во второй класс средней школы, а он написал черновой вариант сценария своего "Мегалополиса". И ещё пару фильмов выпустил ("Бойцовая рыбка", "Изгои"), поэтому отдаю ему должное: у него тот год прошёл явно интереснее.
Да и в 2024-м Копполе грех жаловаться на недостаток внимания. Ведь спустя прорву лет, что минула после выхода его предпоследней ленты ("Между", 2011), он наконец-то перенёс "Мегалополис" с бумаги на киноэкран.
Ага! Тут-то все и завертелось?
Если бы!
Нет, не завертелось. Скорее, так, лениво заворочалось. Как в том болоте Чуковского, откуда наконец-то вытащили бегемота.
Оно и понятно. Кто и офонарел от "Мегалополиса", так это лишь самые отмороженные оптимисты. Те, кто всерьёз ожидал от 85-летнего Копполы после его 40-летнего творческого разбега шедевр термоядерной мощи. А в итоге получил... размазанное по экрану на 140 минут, нечто жёлто-коричневое; спасибо, хоть не пахнущее. В антично-фантастическом стиле и со слепящими (почти как здесь) световыми эффектами. А также с хорошими актёрами, но в таких странных несимпатичных образах (особенно А. Драйвер и Ш. ЛаБаф), что лучше бы никаких персонажей в фильме вообще не было. Для нужного впечатления от него хватило бы одних жёлто-футуристических пейзажей и музыки.
Тут и встала перед критиками дилемма, как на всё это реагировать.
Ругать легендарного мэтра с его эшелоном заслуг перед кинематографом было невежливо и неудобно. Да и не хотелось, честно говоря. Ну снял дедушка на свои кровные 120 млн. $ себе отраду. Заодно осуществил давнюю мечту и потешился на старости лет - да на здоровье, сэр!
Однако и хвалить эту стильную, но скучнейшую картину согласились не все. Тем более не те, кто вывихнул себе челюсть, зевая на её просмотре. Поскольку и история в ней, при всей её визуальной навороченности и массе действующих лиц, незамысловатая, и финал у неё чисто стариковский. То есть самый банальный и беззубый из всех вероятных - хоть внучатам на ночь эту сказку рассказывай.
В основе "Мегалополиса" лежит древнеримское сочинение "О заговоре Катилины". Что, однако, подавляющему большинству зрителей ни о чём не говорит. Поэтому имя главного героя, богатого архитектора Катилины (А. Драйвер) тоже звучит для них несколько странно.
Зато нам ясно, что живёт и работает он в некой альтернативной реальности. Той, где современный Нью-Йорк причудливым макаром скрестился с Древним Римом, став при этом Новым Римом. И где по-прежнему кутят и жируют патриции. А плебеи в своих кварталах ищут, чего бы поесть и чем бы прикрыть себе голые части тела. А также стараются не пропускать идущие по "телеку", гладиаторские игрища. По-современному бескровные, а, по сути, самый обычный реслинг (конкретно здесь фантазия Копполы абсолютно не напрягалась).
Центральный конфликт в "Мегалополисе" разгорелся из-за того, что Катилина был "шибко вумный". Даже Нобелевскую премию получил - за изобретение прогрессивного стройматериала пенопласта мегалона. Из которого можно было перестроить Новый Рим в настоящий город будущего. Город мечты и счастья. Для всех, даром, а не только для патрициев с их толстыми кошельками.
Одна загвоздка: мэр Цицерон (Д. Эспозито) не горел желанием сносить старый Новый Рим и возводить на его месте мегалоновый. Видимо, "не догонял" замшелый консерватор, какие на этом можно снять сливки - чай не тротуарную плитку перекладывать надо, а город менять целиком.
Поэтому Цицерон и другие градовладельцы предпочитали видеть Катилину не своим благодетелем, а врагом. И вели с ним непримиримую войну на криминальном и политическом фронтах.
А её в свою очередь Коппола украсил мишурой шекспировских страстей.
Дело в том, что Катилина всё ещё любил свою покойную жену. А его, алкоголика и наркомана, вдруг полюбила дочка Цицерона Юлия (Натали Эммануэль). Которую в свою очередь безответно любил балбес Клавдий (Ш. ЛаБаф), сын главного городского банкира Красса III (Д. Войт). А Красс III полюбил бывшую любовницу Катилины и даже женился на ней. А она, разумеется, безумно любила его деньги и мечтала присвоить себе его банк...
...Ну и ещё много-много любви направо и налево, но уже не на переднем плане.
Вот такой любвеобильный был этот Новый Рим. Может, и впрямь не стоило его пока сносить? Или, наоборот, в мегалоновых джунглях градус любви всех ко всем только повысится?
Как бы то ни было, весь этот любовно-гордиев узел Коппола распутывает по-стариковски бесхитростно и занудно. Даже на фоне такого эпичного антуража по-настоящему ярких, запоминающихся сцен тут раз-два и обчёлся. А жгучая "желчная" палитра лишь усугубляет тоску и желание пойти пересмотреть "Крестного отца", даром что он (в трёх частях) в 4 раза длиннее "Мегалополиса".
***
В общем, хорошо, когда у вас под старость лет накопилось много денег, и вы можете истратить их на "сбычу мечт" всей своей жизни. И как нам за вас не порадоваться? Круто, чо!
Правда, есть нюанс: когда вы продаёте затем свою "мечту" другим людям за деньги, у них тоже есть законное право высказать о ней своё мнение.
И здесь шансы Ф. Ф. Копполы услышать восторги зрителей будут уже значительно меньше. Ведь то, что виделось ярким и нескучным ему, на поверку выдалось помпезной тягомотиной в желто-коричневых тонах. Которую, да, можно посмотреть разок из уважения к Титану Кино. Но ставить её на одну полку с "Крестным отцом", "Апокалипсисом сегодня" и "Дракулой" - нет уж, маэстро, увольте!
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):