Подборка фильмов, накопившаяся за ноябрь. Можно объединить их по темам, можно в порядке года выхода, а можно в порядке времени действия, Самым логичным мне показался третий вариант. Итак, начну с художников: 3 фильма о разных художниках я посмотрел на прошлой неделе в рубрике канала Пятница: Полночь. (как я уже писал, фильмы в этой рубрике идут без рекламы).
«ВАН ГОГ: НА ПОРОГЕ ВЕЧНОСТИ» (2018; в РФ вышел в 2019)
Как вы уже догадались, фильм рассказывает о последних годах жизни знаменитого голландского художника Винсента Ван Гога (1853-1890), который при жизни отнюдь не был знаменит и проживал в бедности. Эти последние 10 лет он и занимался живописью, а до этого хотел стать священником. В фильме показана дружба Ван Гога и Поля Гогена, в честь которой Винсент отрезал себе ухо, и хотел подарить его Гогену: так он это объясняет в фильме (про Гогена я писал в 2022). Отличная операторская работа и цветовая гамма делают фильм похожим на картины Ван Гога.
Также показано постепенное помешательство Ван Гога его нахождение в психиатрической клинике, его диалоги со священником и с братом Тео, который давал ему деньги, а также показана альтернативная версия гибели, появившееся относительно недавно. По официальной версии Винсент умер от пули, попавшей в живот из револьвера, из которого художник стрелял в себя, то ли специально, то ли случайно в июле 1890. По новой версии, появившейся уже в 21 веке, в художника случайно попали игравшие рядом подростки, с которыми Ван Гог, предположительно, частенько выпивал. Дефо за роль Ван Гога получил приз Венецианского кинофестиваля.
Перейду к фильму про другого художника.
«Обнажённая муза Пьера Боннара» (2023; в РФ вышел 21 марта 2024)
До просмотра этого фильма про художника Пьера Боннара (3 октября 1867-23 января 1947) я не знал ничего. Даже некогда не слышал о нём, и тем более о его личной жизни. В русскоязычном интернете информации о нём очень мало.
Действие фильма начинается в 1893 в Париже, когда художник знакомится с натурщицей Мартой (настоящее имя Мария Бурсен) впоследствии ставшей его женой, правда поженились они спустя 32 года после знакомства. Молодая любовница-блондинка Рене в ответ покончила с собой. Сцен обнажёнки не так уж много, как можно подумать, но без них фильм с таким названием, конечно, обойтись не мог. В отличии от Ван Гога, личность художника Боннара не вызывает сочувствия, хотя он не сходил с ума, но не хотел детей, считая, что они будут мешать его работе. Пожалеть художника можно только в старости, когда жена умерла (она кстати тоже стала художницей: рисовала собак) и он остался один, не очень поддерживая отношения с родственниками, если верить фильму. Боннар пережил жену на 5 лет. Есть в фильме и художник Клод Моне (14 ноября 1840-5 декабря 1926) со своей женой. Это первое их появление в кино.
Перейду к другому фильму.
«Даааааали!» (2023; в РФ вышел 9 мая 2024)
Да, это не описка, фильм про эксцентричного художника и писателя действительно так называется. Кино про Сальвадора Дали (11 мая 1904-23 января 1989; полное имя — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек, маркиз де Дали де Пу́боль) такое же эксцентричное и сюрреалистичное, как его работы, причём в этом фильме его сыграли сразу 6 разных французских актёров, но при просмотре это не особо заметно. Поэтому и 6 букв «а» в названии. По сюжету фильма одна журналистка пытается взять у Дали интервью, но у неё никак не получается.
Режиссёр использует такие приёмы, как сон во сне или даже тройной-четверной сон, фильм в фильме и опять в фильме. Поскольку я редко смотрю такие арт-хаусные фильмы, мне было смешно, скорей всего, этого и добивался режиссёр. Дали и сам поработал в кино как режиссёр, сценарист, актёр и художник. Фильм вообще короткий: всего 80 минут, поэтому в нём нет подробностей жизни Дали, как нет и его русской жены. А начинается фильм с кадра, как Дали рисует вот эту картину:
Есть и другие фильмы про Дали. Этот не лучший, чтобы знакомится с его биографией, но как сейчас говорят, прикольный. Перейду к другому фильму.
«Обещание на рассвете» (2017; в РФ вышел 28 февраля 2019)
Фильм по автобиографической книге Ромена Гари (он же Роман Кацев, русский еврей родившейся в мае 1914 в Российской империи на территории современного Вильнюса) я посмотрел в прошлую пятницу 22 ноября. До этого о писателе я не слышал. Книга фактически посвящена матери Романа театральной актрисе по имени Мина, которая заставляла мальчика писать. Вроде как с 1915 по 1921 будущий писатель жил в Москве, правда, в фильме об этом не упоминается. Действие начинается в 1950-тые в Мексике. Роман пишет роман о своей жизни и страдает от головной боли. Далее показывают детство писателя в Польше, где жили родственники по материнской линии. Польша в фильме показана исключительно, как мрачное заснеженное место со злыми людьми.
В 1928 мать с сыном переехали во Францию, т.е. Кацев хорошо знал русский, польский и французский. С началом Второй Мировой войны Роман стал лётчиком, после капитуляции Франции, служил в армии Де Голя. Был направлен в Африку, но в фильме показано, что воевать там ему не пришлось, он заболел брюшным тифом, чуть не умер, и только в 1943 был переведен в эскадрилью бомбардировочной авиации «Лотарингия», в Великобритании. Именно тогда он сменил имя на Ромен Гари, взяв фамилию в честь русского глагола. Его мать умерла ещё в 1941-ом, но он не знал об этом до самого конца войны: письма от матери продолжали приходить, она написала их с запасом.
После войны Роман поступил на дипломатическую службу, как этого и хотела мать, и стал успешным писателем, получив несколько литературных премий. Кроме того, Гари работал и в кино, сняв 2 фильма по собственному сценарию, правда, успешными они не стали; в 3-рёх снялся как актёр, ещё к двум написал сценарии. С 1962 по 1970 Роман был женат на американской актрисе Джин Сиберг. По книгам Романа снято более 20 фильмов, в том числе, и этот. До этого «Обещание на рассвете» был экранизирован в 1970. При всём успехе, 2 декабря 1980 Роман застрелился, в предсмертной записке, объяснив это затяжной депрессией. За год до этого его бывшая жена Сиберг тоже предположительно, покончила с собой, наглотавшись таблеток, и также оставив предсмертную записку, хотя есть подозрение, что ей помогли из-за связей с американскими «Чёрными пантерами» Её тело было найдено в машине 8 сентября 1979.
Про неё кстати в 2019 тоже был снят фильм (в РФ вышел в 2020)
Перейду к следующему фильму.
«Большая гонка: Ауди против Лянчи» (2023; вышел 18 января 2024)
Фильм рассказывает о соперничестве на чемпионате мира по ралли 1983. Но в фильме к сожалению, не хватает накала страстей, отношения между героями слабо раскрыты, да и актёры звёзд с неба не хватают. Интересных сцен гонок в фильме очень мало, но для ознакомления с историей посмотреть можно.
Для примера фильм «Ford против Ferrari» (2019), о котором я писал в 2022, выглядит просто шедеврально. Он вошёл в топ-500 лучших фильмов за всю историю.
Перейду к другому фильму, действие которого тоже происходит в 1980-тые.
«Клан» (2015; в РФ вышел в 2016)
Фильм рассказывает об уважаемой аргентинской семье Пуччо, которая занималась похищениями людей, а получив выкуп убивала их, причём в преступный бизнес были вовлечены все члены семьи, особенно отец и двое его сыновей. Жена тоже всё прекрасно знала. По фильму получается, что похищения были достаточно распространенным видом бизнеса в Аргентине тех лет, этим занимались многие, спихивая всё на военных. 4-тую жертву похитители не успели убить (предположительно, жертв было больше). Похищенных в потайной комнате в доме. Полиция арестовала клан Пуччо в 1985, но никто из них не признал вину. Главаря клана приговорили к пожизненному заключению, но выпустили спустя 23 года.
Главу семейства играет Гильермо Франселья. Он же играл в другом аргентинском фильме на реальных событиях «Афера века» (2020) про ограбление банка в январе 2006. О нём я писал в апреле. Поскольку аргентинское кино у нас редкость, было интересно посмотреть, но до американского и до нашего кино ему ещё далеко.
Теперь перейду к двум скандинавским фильмам.
«Идеальный пациент» (2019)
Эта история очень известна в Швеции, но не известна у нас. В 1990 человека по имени Стуре Рагнал Бергуолл арестовали за попытку ограбления и поместили в психиатрическую больницу. Так как Стуре был одинок он не особо возражал и принимал все психотропные препараты, которые ему давали. Бергуолл понял, что если он будет что-то рассказывать, то врачи будет охотнее с ним возиться. И он начал признаваться в убийствах с особой жестокостью, вплоть до каннибализма. В течении нескольких лет Стуре признался в 30 убийствах на территории Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии, совершённых ещё с 1960-тых до последнего времени. Таким образом, Стуре стал самым известным маньяком в Швеции.
Но в конце нулевых шведский журналист Ханнес Ростам решил взять у Стуре интервью и подробнее ознакомится с материалами его дела. Фильм часто отсылает зрителя в прошлое и показывает реальные кадры допросов и рассказывает об обстоятельствах каждого убийства практически с документальной точностью. Несмотря на то, что фильм идёт больше 2 часов, он не даёт заскучать, напряжение сохраняется до самого конца.
В середине 1990-тых Стуре взял псевдоним Томас Квик, в честь одной из первых своих жертв. Журналиста Ростама с его помощницей Дженни Кюттим насторожило, что в убийствах Стуре нет ни какой логики. Все жертвы разного пола и разного возраста, убиты в разное время года в разных странах. Доказательства вины Бергуолла основаны только на его показаниях, в которых он путался. И все другие свидетельские показания и различные нестыковки просто игнорировались следствием.
В итоге Стуре Рагнал Бергуолл признался, что ни одного из этих убийств он не совершал, а просто читал об этих преступлениях в газетах. Правоохранители и психиатры использовали его, что раскрыть «висяки» и сделать себе карьеру. Конечно, Стуре психически болен, но он не убийца. В 2013 Стуре полностью оправдали и выпустили, а Ханнес Ростам написал об этом деле книгу, по которой и снят фильм. В 2012 журналист умер от рака, книга вышла уже после его смерти.
Так история самого страшного серийного убийцы Швеции обвернулась полным провалом, а настоящие убийцы, естественно, за давностью лет так и не были найдены.
Понятно, что такие вопиющие ошибки совершаются не только в Швеции, но и практически во всех странах, включая нашу, только вот в Швеции всегда кичились своим благополучием, а на деле у них всё тоже самое.
И напоследок:
«438 дней» (2019; в РФ вышел онлайн в 2021)
Летом 2011 двое шведских журналистов Йохан и Мартин решили через Сомали проникнуть в Эфиопию, снять там репортаж о повстанцах и о месторождениях нефти, которые разрабатывает компания, связанная с министром иностранных дел Швеции и другими высокопоставленными политиками. Наивные шведы думали, что у них всё получиться, но официальные власти Эфиопии арестовали их за связь с вооружёнными повстанцами. Заключение затянулось на 438 дней.
Ребята настрадались, но один из них, судя по фильме, реально очень наивный: всё время говорил о правах человека и свободе слова, дескать, у нас в Швеции полная свобода. Постоянное упоминание о шведской свободе меня прям бесило. Даже его напарник не был так наивен. То что, в том числе, из-за шведской нефтяной компании, в Эфиопии фактически Гражданская война и неразбериха, в фильме не говорится. Эфиопский суд приговорил их к 11 годам тюрьмы, но в итоге, шведским властям удалось договориться об освобождении своих журналистов. Это произошло 10 сентября 2012. Потом они написали книгу, по которой и снят этот фильм. В фильме также упоминается, что Йохан Персон и Мартин Шибби бывали и в других «горячих точках» в разных уголках планеты, но точной информации об этом мне не удалось найти.
Вот такая подборка.