Найти в Дзене
Около Успеха. Slow media

Надоело торговать на маркетплейсах. Статья про смену концепции. Часть 1

На днях задумались, куда уходить с маркетплейсов. Провели брейншторм. Чего только не было озвучено, вплоть до полного закрытия... 😱😱😱 Но обо всём по порядку. Напомню тем, кто подзабыл, и сообщу тем, кто у меня на канале впервые: наше дело - это столярная мастерская. Мы начали творческо-трудовую деятельность в конце 2020-ого, а с начала 2021-ого мы вышли с продажами на Озон. Вот статья годичной давности подробнее о том, кто такие "мы" и зачем мы всё это затеяли. Если станет любопытно. Я много покупаю в онлайне, и для работы, и для семьи/дома. В основном, на маркетплейсах, конечно. Замечаю, как и где скачут цены, в большинстве случаев могу даже объяснить, почему так. Вот сегодня, например, отгрузила заказ в Озон и ножками зашла в "5": кетчуп, который мы едим, стоит там 299 рублей, а на Озоне - 199. Разница ощутимая. А если таких товаров несколько - тем более. Поэтому постоянно приходится проверять стоимость основного в нескольких местах. Но это из повседневного. Что касается закупок

На днях задумались, куда уходить с маркетплейсов. Провели брейншторм. Чего только не было озвучено, вплоть до полного закрытия... 😱😱😱 Но обо всём по порядку.

Автор комикса про волка - Kadabrus
Автор комикса про волка - Kadabrus

Напомню тем, кто подзабыл, и сообщу тем, кто у меня на канале впервые: наше дело - это столярная мастерская. Мы начали творческо-трудовую деятельность в конце 2020-ого, а с начала 2021-ого мы вышли с продажами на Озон.

Вот статья годичной давности подробнее о том, кто такие "мы" и зачем мы всё это затеяли. Если станет любопытно.

Я много покупаю в онлайне, и для работы, и для семьи/дома. В основном, на маркетплейсах, конечно. Замечаю, как и где скачут цены, в большинстве случаев могу даже объяснить, почему так. Вот сегодня, например, отгрузила заказ в Озон и ножками зашла в "5": кетчуп, который мы едим, стоит там 299 рублей, а на Озоне - 199. Разница ощутимая. А если таких товаров несколько - тем более. Поэтому постоянно приходится проверять стоимость основного в нескольких местах. Но это из повседневного.

Что касается закупок для мастерской, то здесь тоже, конечно, наблюдается ситуация с совершенно разными и постоянно меняющими ценами, но больше расстраивает другое - быстро заканчиваются товары. Не просто заканчиваются, а исчезают из продажи, то есть партия распродаётся, а дальше продавец ликвидируется. Я это заметила потому, что на продавцов, которые мне нужны, я подписываюсь. А потом захожу именно на страницу их магазина и ищу товар, попутно разглядывая, чем он разнообразил свой ассортимент. Так вот половины продавцов из моего списка избранных уже нет на Озоне.

Вы замечали, что сейчас наблюдается некоторая тенденция... как бы её назвать... "продавец одного дня"? Наверное, это связано с тем, что маркеты рванули несколько лет назад, и многие захотели отщипнуть свой кусок -> кусочек -> крошечки -> и то, до рта не доносятся иногда 🙈

А у кого-то аллергия на цитрусовые
А у кого-то аллергия на цитрусовые

Подходит к концу 2024-й - наш четвёртый год торговли на маркетах. Уже есть, что и с чем сравнивать. Мы сравнили - нам не понравилось.

Можно, конечно, просто написать, что доход с маркетов снизился, поэтому мы валим. Но это не в моём стиле - молча сваливать без объяснения ситуации. Поэтому первую часть этого материала я посвящу причинам, которые заставляют нас двигаться дальше, дальше от маркетплейсов.

Конкретно то, что нас не устраивает в данный момент:

1. Всё сильнее мудрят с настройками и формулами расчёта.

По формуле определяется ваше место в поисковой выдаче. По формуле выплачивается до рубля ваш доход с платформы. По формуле рассчитывается, сколько и куда от ваших продаж отщипывается. Эти формулы никогда никому не демонстрируются. Они прописываются в коде, и система следует им.

Полтора года назад я написала отдельную статью про ценообразование. В ней я подробно на примере нашего самого ходового на маркетах товара рассказала и показала, сколько и за что забирает себе Озон.

Сегодня наш товар стоит дороже. Это грустно, но очевидно - держать стоимость на одном уровне нереально, ведь материалы сильно подорожали, ещё и разыскивать их приходится постоянно. Но я подняла цену на 12 % (первый раз за два года), а Озон за 1,5 года на свои услуги по этому товару - ровно в два раза. Самих услуг тоже стало больше. И в формулу по расчёту вашей прибыли включили цену товара.

Смотрите две картинки: было/стало

С ценой 6051 рубль за сундук мы получали с Озона - 4544 рубля.

С ценой 6078 рублей - около 4100.

Раньше было "ИТОГО". Сейчас "ИТОГО С УЧЁТОМ БАЛЛОВ" 🙈🤦‍♀️ Ох уж эти баллы. У меня больше 100 статей на канале, есть прям очень интересные, есть очень полезные, но знаете, какая в топе? )) Даааа, про озоновские баллы 😂

В общем, если сейчас я подниму цену товара на 1000 рублей, то я не получу лишнюю 1000 дохода с продажи. От этой лишней 1000 Озон откусит свой внушительный кусок.

2. Условно бесплатного продвижения нет.

Раньше был такой очень удобный и работающий механизм продвижения, как "Продвижение в поиске". Ты запихивал в него товары, управлял ставками, а товары приподнимались в поиске. Платили за это только в случае продажи и только лично проставленную ставку.

Теперь этот механизм работает только в случае, если товары и так активно продаются, ну, или при запущенном платном продвижении.

К этому же пункту отнесу и то, что стоимость платных вариантов продвижения тоже повысилась не на % инфляции 🤑😜

3. Создаются условия вынужденного существования для микро-предприятий и схемы FBS.

Тихой сапой постепенно вводятся новшества, которые мешают работать малышам по FBS.

Нет, я, конечно, понимаю, что выхлопа от нас немного для Озона, а вот проблем недобросовестные продавцы прибавляют.

Кванты и рекомендованное время отгрузки - я об этом. Ведь их не просто ввели, их навязывают.

Продавайте большими количествами, и мы будем рекламировать вас дополнительно
Продавайте большими количествами, и мы будем рекламировать вас дополнительно

Продавцы, которые меня читают, обращали внимание на подобные слова: "Будем рекламировать вас дополнительно, если выполните что-то..."? И в условиях то, что мелким не сделать. Но рекламные места не резиновые. Опять массовка вытесняет кустарщину. Где-то это уже было... 🤨

Масштабироваться - не для всех. Мне лично это не нужно в данный момент.

Поймите меня правильно, я не ною, что мне торговать не дают. Я немного о другом. Просто о фактах. На продавцов маркеты уже поработали, собрали их в одном месте. Теперь активно работают на покупателя. На себя активнее, конечно, но продавцы сейчас в конце этой очереди.

А видели от лица покупателя "2 единицы товара в одни руки" или "Отправим, когда выкупят остальные"?

Скрин из моего лк покупателя. Купила чуть дороже, но у другого продавца с отправкой сразу после заказа.
Скрин из моего лк покупателя. Купила чуть дороже, но у другого продавца с отправкой сразу после заказа.

Скоро до карточек и талонов доживём... 🤦‍♀️

4. Злополучные озоновские баллы.

Вернусь к этому вопросу в ключе медвежьей услуги.

За счёт дополнительных скидок маркетплейса наш товар виден покупателям совершенно не по той цене, по которой я его выставляю. Озон как бы предоставляет скидку за свой счёт, а разницу между своей и моей ценой при продаже компенсирует мне баллами, которые автоматически тратятся на оплату их услуг. И всё бы хорошо, НО!

  • Покупатель привыкает к цене, которую видит. И если вы поднимаете цену, не факт, что озон даст скидку на этот же товар с новой ценой. То есть повысили вы цену на 500 рублей, Озон допскидку не дал - покупатель теперь видит цену на ваш товар не плюс 500 рублей, а плюс ещё отменённая скидка. Покупатель в шоке, с какого перепугу цена увеличилась сразу на 1500. Как итог - просевшие продажи.
  • Индекс цен. Выгодный индекс - тебя поднимают в поиске, невыгодный - опускают 🙈😆 Как определяется индекс цен, если твой товар уникальный? Сравнением с твоим же товаром на другом маркетплейсе. Ставишь одинаковую цену на товар везде. Озон дал свою скидку, Яндекс Маркет - софинансировал свою... И вот уже странные незнакомые цены на ваш товар соревнуются. И обязательно где-то товар просядет. Я лично сталкиваюсь с этим постоянно 🤬

5. Я всё жду закон о маркетплейсах.

Суть в том, что закон должен был урегулировать деятельность маркетов, подусмирить. Запретить им клепать изменения в Договоре, например. Заставить предоставлять разную отчётность для разных систем налогообложения продавцов. Там много чего обещали... А они, видно, помирились все 😆

С одной стороны - до сих пор жду. С другой - уже чую неладное =)
С одной стороны - до сих пор жду. С другой - уже чую неладное =)

6. Ситуация в мире.

В вакууме ничего не существует. Всё переплетается. Всегда нужно учитывать максимально известное количество факторов. А от нынешних событий, и в нашей стране, и в мире, абстрагироваться невозможно.

Сильно распространяться тут не буду, есть отдельная тема

Но в ключе именно предпринимательской деятельности на маркетплейсах, можно говорить о влиянии ситуации и на сами платформы, и на поведение покупателей.

У нас спрос упал и на сезонные товары. Покупательная способность снижена.

Люблю Новый год как праздник, но в этот раз с большой опаской жду его. Особенно ближайшие дней 50...

Очень любопытно, как у других продавцов-производителей. Колитесь в комментах, кому не жалко инфы!

П.С. Написано, в основном, про Озон. На Яндекс Маркете изначально стоимость услуг выше. Но принцип развития самой площадки тот же.

П.С.С. Во второй части я расскажу о том, куда мы решили податься после маркетов, и как нам это представляется в моменте.