(Если эта статья вылезла первой, то в этой подборке все статьи об Алма-Ате от начала и до конца.)
Эта статья — передышка от рассказов о разных местах в городе и практических советов. Тут будет просто некоторая пища для размышлений и некоторые, да, курьёзные факты!… Ведь каждый город преподносит самые разные сюрпризы, которых мы от него порой не ожидаем, и Алма-Ата — не исключение.
И сразу вопрос может быть: почему транспорт? Ответ на самом деле прост: я этой темой начал увлекаться в подростковом возрасте, и до сих пор — завсегдатай фотогалерей "Городской электротранспорт" и "Фотобус". То есть попал в категорию транспортных фанатов, изучая полезные с практической точки зрения для пассажира детали. Кроме того, архитектурных потерь не только в Алма-Ате, да я думаю, что и во многих местах хватает. Так что приступим!
Трамвай
Очень многие горожане с теплотой вспоминают трамвай, ходивший по улицам Алма-Аты. Для них это связано с тёплыми воспоминаниями, а главное — с уверенность, что, скорее всего, он довезёт до места назначения. Было бы желание его обустроить — и цены бы не было!…
История трамвая в местных краях примерно типовая — в 1990-е гг. много потерял из-за моды на личный автомобиль — сказывалась, видимо, его слабая доступность даже не по деньгам, а просто по числу автомобилей во всём СССР, вспомните те же очереди за "Жигулями", а о престижности автомобилей "Волга" можно и не зарекаться, на этом построена лента "Берегись автомобиля". В результате пространство для автомобиля резко выросло, даже сейчас, по последним подсчётам, около 2/3 поездок по Алма-Ате — это личные автомобили.
Долгое время трамваю помогал фактор, что у него остались какие-то ключевые точки притяжения — западные и юго-западные окраины города, автовокзал "Сайран" и даже Зелёный базар. Худо-бедно покупали б/у подвижной состав. Однако после резонансных ДТП в 2015 г. трамвайное движение остановилось. Обещают сделать систему LRT, но сделают ли? В генплане её вообще-то прописали, но надо будет посмотреть на результат.
Что же от трамвая осталось? На улице Байтурсынова, где было депо, сейчас вроде просто закрытая территория, вышки контактной сети там живы и поныне. Остались трамвайные пути на улицах Толе би от ул. Ауэзова до ул. Момышулы, на ул. Момышулы на небольшом участке и на Жетысуской улице также на коротком участке, даже с конечной остановкой по этой улице!… Два первых участка обещали включить в новую систему, за этим их сохранили, единственное, что нет КС.
Электробус
Электробус, казалось бы, модная вещь по нынешним временам. Как это он сюда угодил, спросите вы, во времена, когда электробусы вроде наступают по всему бывшему СССР, когда, скажем, Москва их закупает в огромных количествах?…
На самом деле не каждая модная вещь стоит того. Электробус — вещь довольно прихотливая в своём обслуживании. Мне, видимо, повезло, не разу не попадал на проблемы с самой машиной. Но вообще, электробусы и останавливались в пути на середине маршрута в том месте, где троллейбус, например, продолжил бы движение без колебаний, особенно с автономным ходом!… И потом, нужно обустроить зарядную станцию, либо в парке (как это было реализовано в Алма-Ате, скажем), либо на конечной (как в Москве), и зарядка потребует времени, а значит, особенно в последнем случае, ещё и увеличенные выпуски. Ну и батарея: ёмкость её со временем сокращается, и в конце концов её надо как-то утилизировать. А как это сделать, нам пока не рассказали…
Итак, в самой Алма-Ате электробусы одно время работали на экскурсионных маршрутах. С 2019 года по февраль 2024 электробусы марки Gratnon обслуживали маршрут №206, от автостанции "Аксай-3Б" (это на западе города) до развязки улицы Толе би с Восточной объездной автодорогой (ВОАД). И ходил он строго по улице Толе би во избежание резких перепадов высот. Благо, парк у них был на западном конце улицы до её продолжений. Я ездил на этих электробусах, вроде лёгкие. Но, судя по цифрам субсидирования Управления городской мобильности Алма-Аты (это там создают городские маршруты и заведуют транспортом в целом), этот не самый протяжённый маршрут тарифно вообще-то дороже 50-километрового пригорода!… И в феврале 2024 г. вместо электробусов на маршрут вышли газовые автобусы Foton BJ6123C6CTD-A1.
Уже летом электробус уже марки Skywell, что на этом фото, на пробу взял один из перевозчиков, и сейчас это единственный электробус на линии, и он помассивнее будет. Обычно он появляется на автобусном маршруте №18. Этот же парк хочет взять 15 новых машин до конца этого года. Интересно, каких?…
В целом, история 206 автобусного маршрута, думаю, будет неплохим уроком: не идите за глупой модой, подсчитайте все риски и найдите идеальное решение и для себя, и для города!… Впрочем, город рассчитывает к концу 2027 г. начать закупать лишь электробусы…
Курьёзы
На одном из въездов в Алма-Ату есть аэропортовское кольцо — это узел Кульджинского тракта, Бухтарминской улицы и примыкающей к ним Алатауской трассы. Суть в том, что с кольца по идее можно повернуть на аэропорт, находящийся рядом. Но вплоть до 13 декабря 2024 г. это можно было сделать лишь на такси или личном авто, автобусное сообщение тут кривое: 41-й автобусный маршрут, конечно, может вас подбросить до кольца с аэропорта или даже вокзала-1, но только из-за схемы выезда в село Гульдала из прилегающего к кольцу микрорайона Нуршашкан (ранее, к слову, Колхозшы), в прошлом — его конечной, так как надо развернуться под эстакадой. А в обратку придётся пройтись чуть вглубь этого района, чтобы уехать отсюда в аэропорт!… А со стороны города со 120-го автобусного маршрута, единственного, поворачивающего с Кульджинского тракта с юга на Бухтарминскую улицу в сторону аэропорта, идти придётся и того дольше, так как он далее едет не на восток, в аэропорт, а на запад, в сторону барахолки. В целом что-то продлить от рынка "Жетысу" в аэропорт, прямо скажем, идея напрашивается. 13 декабря 2024 г. пустили автобусы 91 маршрута, только они ходят по Талгарскому тракту.
Барахолка находится на улице Северное кольцо, и эту улицу будут продлевать до БАКАДа. Однако и ныне кольцо из этой улицы — такое себе. Улица-то почти всё время широтная, с севера на юг, с очень коротким (пока) изгибом и не сильно длиннее участком меридиональным, с запада на восток. И переходит она на юге в улицу Кудерина, а на севере — в улицу Бекмаханова, и последняя иногда указывается на маршрутоуказателях автобусов, следующих на отрезке Северного кольца от Капчагайской развязки до примерно КамАЗ-центра. (Капчагайская развязка — это пересечение автодороги, ведущей из центра Алма-Аты в Конаев, в прошлом — Капчагай, а вообще — в Усть-Каменогорск, и от примерно БАКАДа до Талды-Кургана дорога платная, с сопряжением Северного кольца с улицей Бекмаханова, соединяющей так барахолку с аэропортом. КамАЗ-центр — это один из дилерских центров КамАЗа в Алма-Ате, он так поименован, потому что отсюда начинается путь в микрорайон Кокжиек и на Первомайские пруды.) В прошлом-то улица была Северо-Западным полукольцом, но мы любим всё сокращать, увы…
Если знаете ещё какие-нибудь курьёзы, пишите! А я пока на этом закончу! В следующий раз поговорим о торговых центрах, где можно перевести дух от местных достопримечательностей, или даже какой-нибудь местный фильм посмотреть!…