Всё началось задолго до американо-ливийского конфликта. Дело в том, что ещё во второй половине прошлого века в Ливии нашли нефть. А потому геологоразведка исследовала практически все недра этой африканской страны, ибо именно на «чёрное золото» была сделана основная ставка в деле обретения совершенно иных финансовых возможностей.
Но нас интересует даже не нефть, а то, что в условиях пустыни имеет не меньшую ценность – водоносные слои, которые, как оказалось, залегают в 100-250 метрах от поверхности земли. Да и плиты песчаника бурить намного проще, чем другие породы.
Поэтому разговор о необходимости «вытащить целое море на бескрайние пески» был только делом времени и накопления той самой финансовой мощи.
Моря под самым засушливым регионом планеты
То, что под песками Сахары, которые нагреваются солнечными лучами до температуры в 80 градусов по Цельсию (и выше) где-то есть вода – факт общеизвестный. Вопрос только в том, что далеко не каждый африканский правитель будет доставать живительную влагу оттуда, так как нужды собственного обогащения стоят впереди всего. А особенно впереди нужд собственных граждан/подданных.
Собственно, таким руководителем и был король Идрис I, что и привело к военному перевороту в стране, который возглавил тогда ещё полковник – Муаммар Каддафи. Развенчанный король ускользнул – бежал в Египет, где давным-давно имел свою резиденцию и открыл «страховочные счета». И не удивлюсь, если во время бегства он очень-очень злорадствовал. Де: «Вот сейчас, в горниле гражданской войны, на сравнении и поймёте, как было хорошо и стабильно со мной и как стало плохо без меня».
Но в реальности новая власть не только очень быстро стабилизировала ситуацию в стране, но и, получив доступ к финансовым потокам, начала активно действовать во благо своих граждан..
Проект промышленной добычи воды в Ливии
Говорят, что этот действительно грандиозный проект курировал сам Муаммар Каддафи. Согласно общей концепции, вода должна была начать добываться в промышленных масштабах. Но не просто выбрасываться на поверхность без какой-либо пользы, а заливаться в многокилометровые бетонные трубы и концентрироваться в водохранилищах в наиболее приемлемых местах.
Промышленная добыча воды и искусственные реки должны были преобразить Ливию намного быстрее, чем сверхдоходы от нефти. В том числе самая грандиозная и амбициозная часть проекта – создание «Великой рукотворной реки». И реализация этого плана подразумевала три этапа.
Три этапа создания «Великой рукотворной реки»
Проект был утверждён и принят в 1983 году. Изначальная стоимость – 25 миллиардов долларов (которые реально стоили намного больше нынешних долларов). Реализация проекта рассчитывалась на 25 лет. И что самое важное – абсолютно все расходы на создание «Великой рукотворной реки» изымались не из карманов собственных граждан, а за счёт сверхдоходов, полученных от экспорта нефти.
На торжественное открытие стройки съехались представители практически всех соседних стран – Чада, Судана, Египта и прочих. Интерес был совершенно непраздный – под песками указанных государств также плескалось то самое подземное море, которое первыми вознамерились извлечь в Ливии.
Три этапа – добыча, образование водохранилищ и прокладка необходимых коммуникаций. Работы начались…
Судьба проекта
… С учётом того, что общее население Ливии на тот момент не превышало 4 миллиона человек, сразу же почувствовалась острейшая нехватка специалистов и просто «рабочих рук». Благо, что рядом был Египет, чьё население на тот момент достигло отметки в 83 миллиона человек. И именно оттуда приехала основная рабочая сила. В свою очередь за «тонкую» техническую и инженерную часть отвечали высокооплачиваемые специалисты из Южной Кореи – лучшие в своём деле.
28 августа 1984 года начались сверхобъёмные и массовые грунтовые работы, что позволило уже к 26 августа 1989 года добывать до 1 миллиона кубических метров воды в день. Вся вода стекалась в водохранилище «Адждабия», а с 28 сентября начала поступать ещё и в водохранилище «Гранд-Омар-Муктар».
В сентябре 1991 года к двум уже имеющимся водохранилищам добавилось ещё одно – «Эль-Гардабия». А в августе 1996 года жители Триполи наконец-то увидели воду из водопровода!
К большому сожалению всё то, что начиналось так хорошо и даже было отмечено в Книге рекордов Гиннесса, как самый крупный проект, связанный с искусственными реками, ныне пришло в полное запустение. Новая гражданская война 2011 года полностью перечеркнула все работы, которые были в основном сосредоточены на прокладке необходимой сети водопроводов. А потом и вовсе в ход внутреннего конфликта «бодро» вмешались силы НАТО, которые «совершенно случайно», «густо и кучно» бомбили результаты этого многолетнего труда.
Зачем? Чересчур хорошо и свободно начали жить жители этой африканской страны, за счёт нефтяных доходов получая пособие по безработице в 730 долларов, бесплатное образование (в том числе за рубежом), бесплатную медицину и многое другое. А тут ещё и водопровод им подавай с полной перекройкой всего облика Северной Африки!
Если вы считаете, что колониальная политика Запада исчезла с упразднением последней официальной колонии, то сильно-сильно ошибаетесь. Да и искусственное сколачивание «блока неугодных и несогласных» можно осуществить в каждой стране, что с успехом сделали «западные кукловоды» в Ливии в очередной раз….
… Ныне, Ливия живёт ещё хуже, чем во времена последнего короля. Вода по-прежнему поступает в крупные города. Но ни о какой «Великой рукотворной реке» ныне не может быть и речи – всё разбомблено, разграблено, отчего пришло «в вечное запустение».