Недаром люди, родившиеся в СССР, любят говорить о том, что раньше было холоднее. В этих высказываниях действительно содержится истина, ибо ещё около полувека тому назад вполне себе стандартные зимние температуры для наших с вами современников показались бы «аномальным морозом». Но советские граждане только бы посмеялись над изнеженностью современных россиян – поплотнее укутались в телогрейки и тулупы, поглубже натянули шапку-ушанку и вдели бы руки в варежки из овчины, а ноги в валенки. После чего пошли бы исполнять свои трудовые обязанности, как ни в чём не бывало.
Но даже стандартные советские зимы воистину меркнут по своей тяжести по сравнению с знаменитой зимой 1978-1979 года. Тогда морозы реально трещали от начала и до конца самого холодного времени года, а ледяные дожди проливались даже там, где их никогда не было.
Сегодня моя история будет посвящена этой легендарной зиме. А параллельно мы попытаемся разобраться в том, почему именно в этот год были побиты все температурные антирекорды.
Антициклон из Арктики
Первопричина глобального похолодания скрывалась в Антициклоне, который нагрянул на Советский Союз из Арктики в самом начале декабря 1978 года и ушёл прочь (растворился, исчез) только в конце января 1979 года.
В это время рекордно низкая температура была зафиксирована в Москве, в ночь с 21 на 22 декабря и составила минус 38 градусов по Цельсию. Но и после января, если вы думаете, что морозы «отпустили», то сильно ошибаетесь. Просто они стали более приемлемые по ощущениям. А так «трещали» до самого конца февраля.
Человеческие жертвы и ущерб экологии
Последствия аномальных морозов изучаются до сих пор. Немудрено – арктический антициклон нанёс настояший удар не только по коммунальному хозяйству, но и по экологии и даже привёл к человеческим жертвам.
Если в Москве температура достигала отметки в минус 38 градусов по Цельсию в момент вышеуказанного температурного пика, то в более холодных регионах европейской части современной России, в тот год, столбик термометра нередко опускался за отметку в минус 45 градусов.
Просто представьте, что чувствовали те люди, которые привыкли к стандартным температурам в минус 20-25 градусов по Цельсию в момент наивысших морозов!
Мягко говоря, столь непривычные условия вызывали панику, а стандартные и каждодневные жизненные процессы находились под угрозой прекращения (общественный транспорт ломался, трубы выходили из строя, котельные значительно перерасходовали топливо).
Практически всё пространство от Польши и до Урала и от Полярного моря и до Волгограда попало под удар. Страдали все: люди, животные, техника, коммуникации.
Самое страшное, что именно слово «удар» лучше всего характеризует произошедшие события, ибо ещё 15 декабря столбик термометра в столице СССР демонстрировал стандартные для этого сезона плюс 2-3 градуса по Цельсию. И снижение произошло крайне резко – признаться честно, никто не был готов к такой аномалии, так как она напоминала развитие сюжета какого-то голливудского фильма-катастрофы.
Накануне Нового 1979 года мороз надавил с максимальной силой, кое-где опустив столбик термометра до отметки в минус 58 градусов (посёлок Усть-Щугер). Всё это привело к массовым прорывам коммуникаций и даже к человеческим жертвам – люди замерзали на улице, либо просто смертельно простужались и/или обмораживались в тяжелейших условиях.
О животных и рассказывать не хочется – очень жалко. Помёрзло колоссальное количество созданий. В том числе важных насекомых – муравьёв и пчёл. Сельское хозяйство в свою очередь потеряло озимые посевы, а трава ещё два года росла «плешинами» так как вымерзла до корней в некоторых местах.
Последствия
Говорят, что в тот год, даже краска на трамваях пришла в негодность, так как потрескалась под воздействием аномально низких температур. Что говорить о прочих вещах? Размороженных домов с лопнувшими трубами было огромное количество. Люди экстренно эвакуировались в отапливаемые здания, чтобы не погибнуть в своей же благоустроенной квартире.
Многие кварталы ещё долгое время были без газового и водяного снабжения – устраняли прорывы именно на отопительных коммуникациях, а всё прочее разумно оставив на потом. Но и это не спасало ситуацию и новогоднюю ночь 1979 года, многие встречали в верхней одежде находясь у себя дома (да ещё и в полной темноте).
Чисто советская привычка вывешивать еду за окно для наилучшего сохранения впервые вышла «боком» - всё превратилось в лёд, а сами продукты либо не поддавались резке, либо решительно портились после столь грубого замораживания/размораживания, что вызвало дефицит продуктов питания в некоторых городах и сёлах.
Но всё это мелочи, ибо страна едва не получила «второй Чернобыль» (вернее – «первый», с учётом датировки) в Свердловской области в ночь на 30 декабря.
Катастрофа едва не произошла из-за того, что электростанция, обеспечивающая работу второго энергоблока белоярской АЭС, не выдержала испытание ледяным дыханием 48-градусного мороза и вышла из строя после воспламенения (нормальная работа блока была восстановлена только спустя 6 месяцев). И просто прекрасно, что всё обошлось, ибо в противном случае зима 1978-1979 года действительно бы запомнилась очень надолго…