Найти в Дзене
Серебряное перо

Итоговое собеседование. Задания 1, 2. Текст о Екатерине Ивановне Ивановой

Оглавление

Чтобы успешно сдать итоговое собеседование (ИС), девятиклассникам необходимо к нему тщательно готовиться. И дело вовсе не в том, чтобы заучить какие-то варианты (в моём опыте были такие случаи), а в том, чтобы отработать алгоритмы выполнения четырёх типов заданий, предлагаемых выпускникам для "зачёта".

Известно, что высокий результат в любом деле достигается путём тренировок. Сегодня для подготовки к итоговому собеседованию предлагаю для тренировки разбор варианта из базы сайта ФИПИ (демоверсия 2024).

Напомню!

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих четыре задания.
Часть 1 состоит из двух заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – до 2 минут.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – до 2 минут. Часть 2 состоит из двух заданий.

Формулировка задания 1

Задание 1. Чтение текста вслух.

Россия славится своими героями. Исключительные примеры храбрости россиян мы видим и в наше время. На фотографиях изображена Екатерина Ивановна Иванова (родилась в 1991 году) – участница Специальной военной операции. Выразительно прочитайте текст о Екатерине Ивановне Ивановой вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Карточка с заданием 1 выглядит так:

Скриншот
Скриншот

Текст для чтения

Екатери́на Ива́новна Ивано́ва родилась в Белгоро́дской области. Она с детства серьёзно занималась спортом, побеждала в различных состязаниях. А в 10 классе заняла призовое место в районной олимпиаде по основам безопасности жизнедеятельности, где нужно было продемонстрировать не только знание теории, но и навыки оказания первой медицинской помощи.
Девушку увлекала медицина, и Екатерина решила связать с ней свою жизнь. В 2013 году она стала студенткой медицинского колледжа, а после его окончания в качестве медицинского работника поступила на военную службу по контракту. Верой и правдой выполняла она свой долг перед Родиной, но момент славы был ещё впереди.
С началом специальной военной операции Екатерина Ивановна отправилась на передовую в должности фе́льдшера. Ей приходилось забирать раненых с поля боя и сопровождать в госпиталь. 28 февраля 2022 года вооружённые силы Украи́ны атаковали санитарную колонну. Прапорщик Екатерина Иванова самоотверженно закрыла собой тяжело раненного военнослужащего, который не смог самостоятельно укрыться от снарядов противника. Благодаря её героическому поступку жизнь солдата была спасена. Сама она получила осколочное ранение.
Конечно, это далеко не единственная жизнь, которую спасла Екатерина Ивановна. Немало наших защитников остались в живых и вернулись в строй благодаря её мужеству и верности долгу!

Комментарий к чтению текста вслух

Как правило, в задании 1 для чтения предлагаются тексты об известных людях - деятелях науки, техники, культуры, искусства, спорта, героях СВО. Объём текста для чтения вслух (и последующего пересказа в задании 2) — 160 – 200 слов. Время на подготовку - 2 минуты.

Подготовка к чтению вслух

1. Прочитайте текст про себя. Пока читаете, можете по своему желанию прямо в тексте делать пометки (это разрешено): подчёркивать трудные места, ставить ударения в проблемных словах, вертикальными линиями отмечать паузы. Но только если Вам это нужно и Вы приучены/умеете так работать с текстом.

2. При чтении особое внимание обратите на следующие моменты.

  • Имя, отчество, фамилию героини текста (ударение проставлено: Екатери́на Ива́новна Ивано́ва). ❗ Как ни странно, очень часто, невзирая на поставленное ударение (!), школьники ошибаются при чтении ФИО.
  • Географические названия (в Белгоро́дской области, силы Украи́ны). ❗ Обратите особое внимание на название области! Это частотная ошибка!
  • Незнакомые/малознакомые слова: стала студенткой медицинского колледжа (в тексте в слове колледж ударение не поставлено. Допустимы оба ударения (источник). Ударение на 1-й слог считается приоритетным в силу этимологии (по аналогии с англ. языком), ударение на 2-й слог считается классическим).
  • Сложные слова/слова, состоящие из большого количества слогов (продемонстрировать, самоотверженно, военнослужащего). Девятиклассники, у которых не очень развиты навыки чтения, часто "буксуют" при чтении многосложных слов, затрудняются прочесть их с первого раза, пропускают слоги. Как быть? Во время подготовки сначала прочитайте их медленно, ПО СЛОГАМ, а затем повторите быстрее.
  • Термины и понятия: в должности фе́льдшера* (специалист со средним медицинским образованием); прАпорщик* (*воинское звание), на военную службу по контракту, санитарную колонну, осколочное ранение.
  • Формы числительных. В тексте много чисел, которые нужно правильно прочесть, то есть поставить числительные в нужные падежные формы. Проверьте: в 10 (десятом) классе, в 2013 (две тысячи третьем) году, 28 (двадцать восьмого) февраля 2022 (две тысячи двадцать второго) года.

3. Во время чтения запоминайте главные мысли и ключевые слова. Это поможет подготовиться к заданию 2 — пересказу текста. Обращаем внимание на микротемы: сколько абзацев, столько и микротем!

Для данного текста это выглядит так:

1 абзац

  • Микротема: школьные годы и склонности к будущей профессии.
  • Ключевые слова и словосочетания (через них раскрывается микротема): серьёзно занималась спортом, побеждала в различных состязаниях, призовое место в районной олимпиаде по основам безопасности жизнедеятельности, навыки оказания первой медицинской помощи.

2 абзац

  • Микротема: образование и военная служба
  • Ключевые слова и словосочетания: медицина, студенткой медицинского колледжа, военную службу по контракту, долг перед Родиной.

3 абзац

  • Микротема: подвиг на СВО
  • Ключевые слова и словосочетания: специальной военной операции, отправилась на передовую в должности фельдшера, забирать раненых с поля боя, сопровождать в госпиталь, атаковали санитарную колонну, закрыла собой тяжело раненного военнослужащего, героическому поступку, осколочное ранение.

4 абзац

  • Микротема: спасённые жизни
  • Ключевые слова и словосочетания: остались в живых и вернулись в строй, благодаря мужеству и верности долгу.

Формулировка задания 2

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Юлиа́ны Малы́хиной, школьной подруги Екатерины Ивановой:
«Катюша всегда была и остаётся отличницей… У неё характер боевой девчонки».
Подумайте, где лучше использовать слова Юлиа́ны Малы́хиной в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 2 минуты на подготовку. При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».

Карточка с заданием 2 выглядит так:

скриншот
скриншот

Комментарий к чтению текста вслух

Пересказ - это НЕ рассказывание НАИЗУСТЬ, поэтому не стремитесь в отведённое для подготовки время выучить текст на память. И не тратьте силы на переживания по этому поводу. Но! От Вас требуется подробный пересказ, то есть близкий к тексту, причём важно передать содержание ВСЕХ микротем. Это достигается путём тренировок памяти и речи, чем мы и занимаемся (к тому же вы занимались этим в течение нескольких школьных лет на разных уроках). Вам поможет и возможность составить заметки для пересказа, и возможность использовать их во время ответа. Не забудьте ввести цитату (из опыта: участники ИС часто от волнения это забывают и теряют балл). После нескольких тренировок Вы заметите, как улучшается Ваш результат.

Подготовка к подробному пересказу

1. Не паникуйте! У вас 2 минуты. Их вполне хватает, если правильно распределить время и отработать/отточить до автоматизма алгоритм Ваших действий.

2. Общее содержание текста Вам известно: Вы уже прочитали его 2 раза, выполняя задание 1. Вы в курсе, что текст о девушке - участнице СВО (не о композиторе, не о художнике, не о конструкторе) и о её пути от школьницы до медика-героя. Об этом пути и сути героизма Вам и надо будет рассказать. Во время подготовки Вы прочитаете текст третий раз: при хорошей памяти этого достаточно для подробного пересказа (+ у Вас будет черновик с заметками-ключами).

3. Внимательно прочитайте цитату. Правильно вычитайте имя автора. Определитесь, куда (в какой абзац/микротему) её логичнее вставить. Заучивать цитату и имя автора не нужно: Вы всё это сможете прочитать по карточке (это разрешается). Чтобы не забыть о цитировании, в заметках, которые Вы будете готовить на основе текста, обозначьте место вставки буквой Ц. При пересказе, увидев эту "напоминалку", просто переведёте взгляд на высказывание и зачитаете его. Если даже это не помогло и Вы таки забыли процитировать высказывание, читайте его после Вашего пересказа. Лучше так, чем никак, иначе потеряете баллы.

4. Известно, что существует несколько способов цитирования. Эта тема подробно изучается во 2-ом семестре 9 класса, но школьники знакомятся с ней уже в 5 классе и к моменту ИС определённый опыт имеют (например, благодаря сочинениям по литературе, где без цитат никак нельзя). Наиболее простой способ - предложение с прямой речью по схеме: А:"П". А - слова автора (школьная подруга Юлиа́на Малы́хина), П - прямая речь, то есть высказывание, которое нужно процитировать («Катюша всегда была и остаётся отличницей… У неё характер боевой девчонки»). Нужно лишь добавить глагол, обозначающий речевое действие. Например: сказала, говорила, утверждала, вспоминала. При пересказе цитата может звучать так:

Юлиа́на Малы́хина, школьная подруга Екатерины Ивановой, вспоминает: «Катюша всегда была и остаётся отличницей… У неё характер боевой девчонки».

Или так (более сложный вариант с вводным словосочетанием, указывающим на источник сообщения):

По словам Юлианы Малыхиной, школьной подруги Екатерины Ивановой, «Катюша всегда была и остаётся отличницей… У неё характер боевой девчонки».

Или так (вариант цитирования посредством сложноподчинённого предложения):

Школьная подруга Екатерины Ивановой, Юлиана Малыхина, считает, что «Катюша всегда была и остаётся отличницей… У неё характер боевой девчонки».

Выбирайте такой способ цитирования, которым лучше владеете (наиболее простой - по указанной выше схеме; на оценивание способ цитирования не влияет, но влияет грамотность построения предложения). Чтобы облегчить пересказ, на карточке над цитатой сразу впишите тот глагол речи, который будете использовать: сказала, говорила, утверждала, вспоминала, считает.

5. Итак, у Вас 2 минуты на подготовку. Часть времени уже потрачена на работу с цитированием. Это полезная трата. Оставшееся время используем для записи слов-ключей, которые помогут воспроизвести текст с учётом всех его микротем (абзацев). Не занимайтесь переписыванием текста: так Вы вообще ничего не успеете. Вы создаёте своего рода опорный конспект, поэтому используйте сокращения слов (без правил и точек, 2-3 буквы от слова), знаки, стрелки, символы. Фиксируйте самое трудное, что точно не запомнилось. На то, что хорошо помните или легко восстановите, исходя из логики текста, время не тратьте, лишь обозначьте (цифрами или новой строкой) абзацы и последовательность событий. Навык составления качественного опорного конспекта из ключей и навык его воспроизведения по этим ключам нужно тренировать! А как Вы писали изложения в классе?

Образец заметок к пересказу (=опорный конспект) можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Образец подробного пересказа с включением высказывания

Екатерина Ивановна Иванова родилась в Белгородской области. В школе она серьёзно занималась спортом и побеждала в состязаниях. А в 10 классе стала призёром районной олимпиады по ОБЖ, где продемонстрировала и знание теории, и навыки оказания первой медицинской помощи.
Девушка интересовалась медициной и вскоре стала студенткой медицинского колледжа, а после его окончания поступила медиком на военную службу по контракту. Верой и правдой она выполняла свой долг перед Родиной.
С началом СВО Екатерина Ивановна отправилась на передовую фельдшером. Ей приходилось забирать раненых с поля боя и сопровождать в госпиталь. В конце  февраля 2022 года ВСУ атаковали санитарную колонну. Прапорщик Екатерина Иванова самоотверженно закрыла собой военнослужащего, который был тяжело ранен и не смог самостоятельно укрыться от снарядов противника. Девушка получила осколочное ранение, но жизнь солдата была спасена. Это действительно героический поступок.
И он не единственный. Немало наших защитников остались в живых и вернулись в строй благодаря мужеству девушки-медика и её верности долгу! Не случайно Юлиана Малыхина, школьная подруга Екатерины Ивановой, говоря о ней, подчёркивает: «Катюша всегда была и остаётся отличницей… У неё характер боевой девчонки».

Итак, мы справились!

Продолжение. Разбор задания 3 (монологическое высказывание) этого же варианта читать здесь:

Благодарю за лайк и подписку!