(Продолжение)
Задания 1, 2 из демоверсии 2024 ФИПИ (текст о Екатерине Ивановне Ивановой) мы разбирали в предыдущей статье здесь:
Сегодня в целях подготовки разберём задание 3 из этого же варианта. Напомним, что в задании 3 необходимо выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение об одной из сформулированных проблем – и построить монологическое высказывание. Время на подготовку – 1 минута. По выбранной теме участник должен привести не менее 10 предложений. Высказывание не должно занимать более 3 минут.
Задание темы 1. В музее
Формулировка задания
Опишите фотографию (высказывание должно занимать не более 3 минут)
Не забудьте описать:
- место действия;
- особенности интерьера, экспонаты;
- чем заняты люди;
- преимущества музейных экскурсий как источника знаний.
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
На карточке участника это выглядит так:
Комментарий к выполнению задания
Чтобы достойно подготовиться к выполнению задания, необходимо знать критерии оценивания. Обратимся к таблице:
Итак, мы видим, чтобы получить максимальный балл, достаточно в логической последовательности привести не менее 10 фраз по теме.
Но есть ещё важные моменты. Рассмотрим их.
1. Если формулировка задания - "опишите фотографию", то участнику необходимо построить текст-описание. Его композиция такова:
- название/представление объекта/предмета/явления;
- общее впечатление;
- описание отдельных особенностей, наиболее ярких признаков; определение характеристик, которые выделяют данный объект среди остальных.
2. В тексте-описании используются определённые части речи, которые и придают тексту описательный характер: прилагательные, причастия/деепричастия и причастные/деепричастные обороты, наречия, сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
3. Из опыта работы по данной фотографии.
1) Проблема: школьники не знают, как начать описание. Рекомендация: можно заготовить стандартные фразы: передо мной фотография; на фотографии я вижу...
2) Проблема: участник не знает, как назвать объекты на фото. Рекомендация: расширять словарный запас (чтение, пересказы, тренинги по описанию фотографий; я сводила детей в школьный музей Боевой славы и провела экскурсию); в крайнем случае, называйте те объекты, которые знакомы/понятны.
3) Проблема: девятиклассники не могут определиться, кем являются герои фото (например, человек в костюме - учитель истории? классный руководитель? старшеклассник? экскурсовод?). Рекомендация: называйте, как придумали в процессе рассмотрения фото. Важно создать грамотный, логичный текст-описание нужного объёма.
4) Проблема: участник не может проследить, удалось ли ему набрать необходимый минимум фраз. Рекомендация: во время монолога про себя считайте фразы-предложения (или грамматические основы) и загибайте пальцы (можете делать это незаметно).
5) Проблема: участнику трудно набрать 10 фраз. Рекомендация: прочитайте внимательно на карточке под фото текст "Не забудьте описать", продумайте 1-2 предложения на каждую позицию. Используйте заготовки - первые и последние предложения, которые используете для описания абсолютно любой фотографии. Например, начальные: 1) Передо мной фотография. 2) Она показалась мне интересной. 3) Попробую её описать. 4) На фотографии я вижу... И заготовки для окончания монолога: 9) Вот что я могу сказать по поводу этого фото. 10) Я бы хотел оказаться на нём вместе с этими героями. Таким образом, заранее заготовить можно 6 предложений! Ну а остальные 4 посвятить описанию конкретного фото, опираясь на рекомендацию-подсказку "Не забудьте описать".
Пример выполнения задания
1) На фотографии я вижу школьников, которые пришли на экскурсию в музей. 2) Я думаю, что это исторический музей, так как его экспозиция посвящена теме Великой Отечественной войны. 3) На стенах просторного зала размещены информационные стенды, на которых фотографии участников войны, их имена и награды, сведения об их жизненном и боевом пути. 4) В центре зала находится экспозиция, вместившая предметы военного времени. 5) Среди них - солдатская каска, фляга для воды, штык-нож. 6) Все эти предметы поржавели от времени, но заботливо сохраняются работниками музея как уникальные свидетели трагической страницы истории нашей страны. 7) Дети одеты в парадную школьную форму: на мальчиках белые рубашки, синие жилетки и галстуки, на девочках - белые блузки и синие сарафаны. 8) Школьники с интересом слушают рассказ экскурсовода и с любопытством рассматривают экспозицию. 9) Их лица серьёзны и внимательны. 10) Видно, что ребята впечатлены увиденным. 11) Подобные музейные экскурсии являются ценнейшим источником знаний благодаря непосредственному контакту с историческими экспонатами и благодаря особой атмосфере исторической правды, которая здесь царит.
Рассмотрите слайд и найдите фрагменты текста, соответствующие рекомендациям "Не забудьте описать".
Итак, мы справились!
Благодарю за лайк и подписку!