Найти в Дзене
Умная Коллекция

Степан Павлович Рябушинский: флагман коллекционирования древнерусской иконы

«У каждого молодца, кроме его дела, есть еще что-то, чем он занимается со страстью. Назовем это что-то любительством. Иногда оно превращается в центр жизни», - так о брате писал Владимир Рябушинский. Степан Павлович (1874-1942) – будущий основатель автомобильного завода и заведующий торговой частью фамильного хлопчатобумажного производства, человек глубокой веры, нашел свое истинное призвание в собирательстве русской иконы. Считается, что первым в России увлеченно коллекционировать древнерусскую живопись начал Илья Остроухов, но редко упоминается о том вкладе, который внес в развитие этого дела Степан Рябушинский. Все началось с того, что в возрасте тридцати лет предпринимателя заинтересовали изображения перстосложения в древних рукописях, фресках и иконах (сами Рябушинские не изменяли двуперстию, запрещенному после реформ Никона). С этого момента Степан начинает собирать иконы, образа, не тронутые реставрацией и поновлениями. Сначала было сложно, но постепенно он начал разбираться и о
Оглавление

«У каждого молодца, кроме его дела, есть еще что-то, чем он занимается со страстью. Назовем это что-то любительством. Иногда оно превращается в центр жизни», - так о брате писал Владимир Рябушинский. Степан Павлович (1874-1942) – будущий основатель автомобильного завода и заведующий торговой частью фамильного хлопчатобумажного производства, человек глубокой веры, нашел свое истинное призвание в собирательстве русской иконы.

Степан Павлович Рябушинский
Степан Павлович Рябушинский

Считается, что первым в России увлеченно коллекционировать древнерусскую живопись начал Илья Остроухов, но редко упоминается о том вкладе, который внес в развитие этого дела Степан Рябушинский. Все началось с того, что в возрасте тридцати лет предпринимателя заинтересовали изображения перстосложения в древних рукописях, фресках и иконах (сами Рябушинские не изменяли двуперстию, запрещенному после реформ Никона). С этого момента Степан начинает собирать иконы, образа, не тронутые реставрацией и поновлениями. Сначала было сложно, но постепенно он начал разбираться и отличать новое письмо от старого, подделки от подлинников. Для дела устроил в своем особняке (о нем еще упомянем чуть позже) мастерскую по расчистке и реставрации икон. К тому моменту и Остроухов уже заболеет иконой, приедет осматривать коллекцию. Важно здесь справедливость хронологии соблюдать – идея собирать и показывать памятники древнерусской живописи принадлежала именно Степану.

Лучшая коллекция в России

В 1913 году он организовал и провел первую выставку иконописи в Деловом дворе на Славянской площади, которая произвела неизгладимое впечатление на всех ее посетивших. Успех мероприятия подтолкнул к следующему шагу – созданию Музея русской иконописи. Открыться он не успел, грянул ноябрь 1917-го. В квартире недалеко Степан Павлович хранил все то, что должно было в будущем занять свои места на стенах и витринах музея. Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем вывела оттуда 128 икон, 11 картин, а также кадила, подсвечники, книги, шитье, фарфор и другие ценности. Позже большая часть коллекции окажется в Третьяковской галерее, где будет соседствовать с экспонатами из собрания заклятого конкурента Ильи Остроухова.

БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ СМОЛЕНСКАЯ. Вторая половина XIII в. Вологда
БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ СМОЛЕНСКАЯ. Вторая половина XIII в. Вологда

Коллекция Рябушинского была без преувеличения лучшей в стране. Здесь находились редчайшие вещи XIII и XIV века, в прямом смысле спасенные от гибели. Наиболее ценные экспонаты – иконы из храмов Рогожского кладбища. В марте 1905 года старший из Рябушинских, Павел Павлович, председатель старообрядческой общины Рогожского кладбища, покупает участок в 3-м Ушаковском переулке и передает эти земли под строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы. Степан не жалеет средств, и активно включается в строительство. Но важно здесь не финансовое участие коллекционера, а тот факт, что весь иконостас нового храма состоит из древнейших икон из личной коллекции Рябушинского.

Прокопий Чирин. БОГОМАТЕРЬ КАЗАНСКАЯ. 1606. Вологда
Прокопий Чирин. БОГОМАТЕРЬ КАЗАНСКАЯ. 1606. Вологда

Особняк на Малой Никитской

В 1903 году Шехтель завершил строительство особняка на Малой Никитской для Степана. Сегодня этот дом – великолепный образец русского модерна, причудливый, роскошный, весь сплошь состоящий из символов, значимых для его владельца, и характерных для Серебряного века. Заселение в новый дом совпало с началом коллекционирования. Через год Рябушинский попросил построить в доме моленную. Архитектор предложил организовать ее на самом верху, под крышей. Небольшая комнатка превратилась в уменьшенную копию византийского храма с широким просторным куполом, где прямо под потолком теснился небесный мир. Дополнили помещение декоративные росписи в стиле модерн.

Саму задумку, идею этого особняка современные исследователи трактуют следующим образом (и есть все предположения считать, что данное видение было близко и самому Рябушинскому). Весь дом закручен вокруг черной лестницы-волны (образ «моря житейского»), поднимающейся ввысь, туда, где душа находит успокоение, в маленькую молельню. Спасение души – в ежедневном восхождении по лестнице, произнесении молитвы в месте уединения глубоко верующего старообрядца Степана Рябушинского.

После революции Степан с семьей переехал в Италию, где писал научные работы по реставрации икон, плотно сотрудничал с братом Владимиром, заведующим обществом «Икона».