Найти в Дзене
Война и Homo Sapiens

Русские. Неземное искусство русских изографов /Иконописание и… прозрение: вспоминая забытую душу народа/

Возможно, историки недооценивают в какой-то степени роль православной иконы, которую она играет в первые десятилетия монголо-татарского нашествия на Русь... Настоятельно рекомендую прочитать вначале предыдущую публикацию: Все публикации по данной теме читайте в этой подборке: Подвиг 4-й Живут на Руси в XIX веке очень мудрые люди. А самые мудрые из них вдруг обращают внимание на шедевры русской иконописи XII-XVI вв. и в Санкт-Петербурге, в 1849-м, выходит в свет труд И.П.Сахарова «Исследования о русском иконописании». Там же, уже в 1856-м, выходит книга Д.А.Равинского «История русских школ иконописания». А в 1866-м, в Москве, выходит работа «Общие понятия о русской иконописи» Ф.И.Буслаева. В своих трудах авторы не исследуют художественную сторону русского иконописного искусства, но тем не менее они делают великое дело – заявляют громко об огромной проблеме русского иконописания. Очень важно, что все три автора пишут задолго до открытия перед восторженным взором специалистов «Троицы» Ан
Оглавление
Возможно, историки недооценивают в какой-то степени роль православной иконы, которую она играет в первые десятилетия монголо-татарского нашествия на Русь...

Настоятельно рекомендую прочитать вначале предыдущую публикацию:

Все публикации по данной теме читайте в этой подборке:

РУССКИЕ | Война и Homo Sapiens | Дзен

Подвиг 4-й

Русское прозрение

Живут на Руси в XIX веке очень мудрые люди. А самые мудрые из них вдруг обращают внимание на шедевры русской иконописи XII-XVI вв. и в Санкт-Петербурге, в 1849-м, выходит в свет труд И.П.Сахарова «Исследования о русском иконописании».

Там же, уже в 1856-м, выходит книга Д.А.Равинского «История русских школ иконописания». А в 1866-м, в Москве, выходит работа «Общие понятия о русской иконописи» Ф.И.Буслаева.

В своих трудах авторы не исследуют художественную сторону русского иконописного искусства, но тем не менее они делают великое дело – заявляют громко об огромной проблеме русского иконописания.

Очень важно, что все три автора пишут задолго до открытия перед восторженным взором специалистов «Троицы» Андрея Рублёва. Эта икона переворачивает представление русских не только об иконописи, как искусстве, но и о себе, о русских людях.

С выходом в свет в 1873-м году в «Русском вестнике» рассказа Н.С.Лескова «Запечатлённый ангел», проблема русской иконописи высвечивается изнутри, из самой глубины доброй русской души.

-2

И проблему незаслуженно забытого русского искусства видят все, от молящегося перед образами простого крестьянина, до крупного искусствоведа и живописца.

С рассказа Лескова и начинается на всей территории Российской империи изучение учёными русской иконописи уже как искусства, а не просто как религиозной атрибутики.

Прошу «пардону», читатель, но не процитировать здесь великого мастера слова я просто не имею права. Лесков пишет:

«Лука Кирилов страстно любил иконописную святыню, и были у него, милостивые государи, иконы все самые причудные, письма самого искусного, древнего, либо первых новгородских или строгановских изографов. Икона против иконы лучше сияли не только окладами, как остротою и плавностью предивного художества. Такой возвышенности я уже после нигде не видел!»…

/Н.С. Лесков. Собрание сочинений в 11 томах. Том 4, М., 1957, стр.323-324/

Конечно, из одного только этого отрывка, невозможно описать хотя бы самые знаковые вехи этого громадного явления в истории русского народа, тем более в истории всей мировой живописи.

Поэтому я вынужден ограничиться лишь некоторыми эпизодами этого русского духовного движения.

-3

Русь Киевская

Киевская Русь в XI– XIII вв. занимает обширные земли, от Новгородской земли на севере, Ярославской на северо-востоке, Полоцкой на северо-западе, степной и лесостепной земли на юге.

Существует Киевское государство только до кончины Ярослава Мудрого в 1054-м году. А христианство на Руси существует всего немногим более полувека. Недостаточный срок, чтобы единой верой и духом скрепить все русские души на такой территории.

Но это всё-таки происходит. Объясняется просто – русскому человеку православная вера проникает в сердце. Русский народ принимает православную веру и остаётся ей верен в годы распрей, под плетью кочевников и при многих других невзгодах. Русский человек остаётся предан и православным храмам и иконам.

Русская иконопись начинается с Византии. Византийская иконопись становится для русской эталоном. Но русские иконописцы, не отступая от заповедей византийских наставников, творят свою, русскую икону.

Изначально, русская икона знакомит верующих с религиозной догматикой, и образцами глубокой христианской морали, позже она помогает русскому человеку достойно справляться с бедами и оценивать победы с достижениями.

-4

Увы, но Орда огромной тучей саранчи сметает всё что создаёт русский люд на юге Киевской Руси. Потому, судить о русской иконописи XI-XIII веков можно лишь по Новгородским иконам и отдельных северных городов, куда не дотянулись кочевники.

До нас доходят, к примеру, иконы новгородского собора Святой Софии. Они удивляют своим размером – 174х122 и 236х147 см. В отличие от Киева, в Новгороде не сразу для украшения используют фрески и мозаику. Иконы единственные в храме, которые несут очень важный смысл.

На Русь едут крупные византийские мастера, они поднимают иконописное искусство на самый высокий уровень. Такой масштаб только радует русского человека, и он быстро перенимает все секреты мастерства у своих учителей, даже иногда и превосходит их. Это только радует византийцев.

В конце XI века начинается распря между русскими князьями. Но она играет и роль строгого инспектора – каким образом будет себя вести русский человек в отношении православной веры. Перуна ведь быстро забывают, а забудут ли Христа?

Нет, Иисуса Христа русский народ не забывает. Распря забирает много сил, сильная Русь распадается на княжества уже через 100 лет после крещения. Но остаётся единый дух и единая вера, православная вера.

-5

Каждый из единоличных русских князей, закладывая новый град, строит православные храмы и украшает их иконами. Русские мастера продолжают совершенствовать иконописное искусство, продолжают учиться у приезжающих мастеров из Греции.

Греки привозят на Русь величайшие шедевры мировой живописи, и они становятся эталоном для русских мастеров. Из Константинополя привозят икону Богородицы, и она становится главной в Киево-Печерской лавре. Позднее привозят ещё 2 иконы Богородицы.

Одну икону помещают в Вышгороде, во одном из княжеских дворцов. Андрей Боголюбский позднее перевезёт её во Владимир, и она станет называться «Владимирской».

Монах Алимпий из Киево-Печерской лавры в Успенском соборе создаёт несколько мозаик и икон (они до наших дней не сохранились). В 1114-м Алимпий умирает.

В одном из житии, монах Поликарп пишет, что Алимпий все свои средства тратил на материалы, на бедных, а остатки отдавал на монастырь. Работает Алимпий и днём и ночью, себя не жалея, и таких иконописцев-подвижников на Руси становится всё больше.

-6

Человек несведущий в канонах православия, в иконописной русской истории, может лишь только взглянуть на иконы той эпохи, чтобы осознать одну истину, которую те несут русскому человеку – они успокаивают мечущуюся русскую душу.

Иконы призывают к миру между православными русичами и укрощают дух их воинственный. Не получается. Распря оказывается сильнее. Почему? Да потому как распря идёт по всей земле в те годы. Явление носит глобальный, земношарный масштаб. Поэтому и причины были земношарные, а не местечковые.

Возможно, историки недооценивают в какой-то степени роль православной иконы, которую она играет в первые десятилетия монголо-татарского нашествия на Русь.

После нашествия на Русь Батыя не строится ни один каменный храм. А вот деревянные строятся. Деревянный храм мозаикой не украсить, зато можно иконой. Только этот единственный факт говорит, какую важнейшую роль играет иконописное искусство на Руси в очень драматичное время.

Ордынцы забирают у русичей все излишки, которые могут быть ими потрачены на строительство храмов и их дорогое украшение. Но люди с «алимпийским» характером на Руси не переводятся. И они не могут перевестись.

-7

Голодающие русские люди, питающиеся одним святым духом, создают православные храмы из дерева и украшают их прекрасными иконами. В этих иконах чувствуется сила русского духа, непреклонность и уверенность, что рано или поздно русский человек сбросит со своей шеи ордынское ярмо.

Усмехаетесь? А вы купите альбом русской иконописи XI-XIV вв. и внимательно приглядитесь к лику на любой иконе. Вы видите страх, или подобострастие, или неверие? Вот и я не вижу ни чего подобного…

Православный храм, хоть и из дерева, играет важнейшую идеологическую роль. В храме русские люди собираются, молятся и чувствуют в нём себя единым, непокорённым народом. Чем не мощная политработа?

Особенности русского иконописного искусства наиболее сильно проявляются в XIII веке. Мы русский народ, которому тяжело жить, отдавая дань, часть своего труда. Но, главное – нам ещё сложнее сохранить свой дух, русский дух. Русские его сохраняют! Потому как русские – сильный народ!

-8

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Подпишитесь на канал чтобы не пропустить, потому как в следующей публикации мы с вами уже будем говорить о Феофане и Макарии...

Все статьи по данной теме я разместил для вашего удобства в одной подборке:

РУССКИЕ | Война и Homo Sapiens | Дзен

Помощь белгородским пограничникам: СБЕР 2202 2083 3364 1968