Найти в Дзене
Война и Homo Sapiens

Русские. «Возрождение» /Белокаменная: про то, как русские секрет раствора забывают и храм рушится. Спасают итальянцы. Виновато иго/

Оглавление

Русский люд толпами валит зрить на «представление». Эка невидаль, однако, ведь ещё ордынцы таким вот макаром крушили стены русских городов. Но москвичи всё это просто забыли напрочь…

Настоятельно рекомендую прочитать вначале предыдущую публикацию:

Все публикации по данной теме читайте в этой подборке:

РУССКИЕ | Война и Homo Sapiens | Дзен

Подвиг 3-й. Продолжение

Раствор для камня и венецианский зодчий

Митрополит Филипп в 1471-м году велит заготавливать камень для закладки и возведения нового, взамен совсем ветхого, Успенского собора на территории Кремля, который ещё при Иване Калите возводился.

ИИ
ИИ

Пока готовят камень, камнетёсы-мастера Кривцов и Мышкин едут во Владимир и обмеряют храм, строившийся ещё при Боголюбском и Всеволоде. По замыслу, Московский храм должен был быть по форме таким же, но гораздо больше по ширине, длине и высоте.

Мастера делают всё правильно, по «науке», но, как нередко у русского бывает, забывают секрет раствора, на который кладётся камень. Тот, во Владимире, ставился на раствор, который застывая, становится твёрже самого камня.

Что это за мастера такие? Да прекрасные, русские мастера, которые запросто, за трое суток, ставят неописуемой красоты резной деревянный храм. Они хорошо знают и чувствуют душу дерева, его тепло. И только китайские мастера, да японские, могут с ними в этом деле соревноваться на равных.

Вот только время дерева на Руси уходит уже давно в прошлое. Взамен приходит камень и кирпич, материалы намного долговечнее, надёжнее и безопаснее. Хотя и требующие труда значительно больше.

Ещё до 1238 года русские мастера осваивают все секреты строительства каменных храмов и возводят шедевры мирового уровня. Но не может найти больше на Руси митрополит Филипп мастеров, кто ещё помнит секрет того крепчайшего известкового раствора.

ИИ
ИИ

Жиденький какой-то раствор у Кривцова и Мышкина получается. Но что делать, строить то надо. Уже к весне 1474-го «…церковь виделась чудна вельми и превысока зело»… Остаётся только своды сомкнуть. А под вечер, 20 мая, северная стена храма и половина западной… падают и рассыпаются с грохотом.

Одни летописцы винят в этом землетрясение, которое якобы именно в тот час случилось в Москве. Другие упрекают мастеров, будто бы те по старинке стены кладут, возведя каркас из двух стен, а между ними камни сыплют, заливая раствором. Третьи увидели причину обрушения в огромной лестнице, что была пристроена к северной стене.

Между тем псковские мастера хвалят Кривцова с Мышкиным за красоту стен, а вот раствор ругают. А когда им предлагают участвовать в строительстве, те отказываются. Почему? Да потому, наверное, что одного лишь мастерства здесь недостаточно, опыт нужен серьёзный для такого сложного дела.

В 1474-м году Иван III посылает первого русского посла в Европе Толбузина в Венецию, который через год возвращается в Москву с известным в Европе инженером-зодчим Аристотелем Фиораванти (Муролем).

Аристотель, единственный из всех мастеров Венеции, кто соглашается переться в холодную Московию и учить русских как надо храмы строить православные.

ИИ
ИИ

Аристотель осматривает развалины, хвалит мастеров за гладкую кладку, ругает за известковый раствор и рыхлый камень, и... крушит всё, что ещё стоит. Он ставит треногу, привязывает на канаты бочку со стальным носом, и раскачивая толстое дубовое бревно, крушит остатки стен храма.

Русский люд толпами валит зрить на «представление». Эка невидаль, однако, ведь ещё ордынцы таким вот макаром крушили стены русских городов. Но русские всё это просто забыли напрочь…

В июне становится погода и Аристотель начинает копать траншеи под фундамент и строит небольшой кирпичный завод. Русские мастера впитывают науку с усердием, и дело двигается.

Аристотель обучает русских как готовить раствор, класть кирпич. Оказалось, если раствор замесить с вечера, то к утру он как железо будет твёрдым. Многому учит Венецианский зодчий русских мастеров.

ИИ
ИИ

Впрочем, о мастерстве этого зодчего можно написать ни одну книгу. Нам здесь просто места не хватит. Но почему такое случается, почему рвётся нить мастерства и знаний? Почему мы настолько отстали от Европы?

Иго

Да потому, что ордынцы помешали русским сохранить в памяти это искусство. Как смерч врывается на Русь Орда, которая сметает всё до основания, убивает и уводит в рабство мастеровых русичей. Почти на 300 лет нависает над Русью иго кочевников.

Выжить удаётся не всем народам. Помимо ига, в Европе свирепствует чума и продолжаются распри. Но русскому народу удаётся главное – сохранить свою русскость.

Для чего я это вам напоминаю? Да для того, что сегодня периодически можно слышать, что монголо-татарское иго становится для русского народа благом. Не нашествие само по себе, а дань. Дань, которая может превратить русских в покорное стадо.

Ордынская дань лишает русских, не зависимо от их сословия, того самого стимула, стремления к жизни, которое необходимо любому человеку. Дань мешает задумываться над своим будущим, мыслить творчески, всеобьемлюще. Дань искореняет даже мечту народа.

ИИ
ИИ

Такая зависимость буквально отбрасывает русский народ к самому началу XI века. Русский человек, восхищаясь в XI веке великолепием православного храма, начинает строить по всей Руси неземную красоту.

Проходит 4 века, и русские начинают всё с начала - с бочки-«барана», которая рушит стены. Этого бы никогда больше не произошло, если бы «свеча души» русского человека погасла.

Слава Богу, вовремя понимают это Иван III с митрополитом Филиппом. Также понимают, как когда-то это поняли Иван Калита, Пётр и митрополит Алексий. Вовремя понимают они, что необходимо срочно гасить волну упадка, страха и всеобщего уныния.

Они осознают, что решить такую сложную задачу можно лишь людской радостью творчества и созидания. Они не жалеют на это денег. Вместе с храмом растёт и радость у народа.

Народ воспрял и начинает готовиться к решающей битве, чтобы окончательно сбросить со своей шеи ордынское ярмо. Впрочем, великий князь давно уже дань не платит ордынцам.

ИИ
ИИ

Успенский собор, сооружённый Аристотелем, смотрится как «белая ворона» среди остальных зданий и сооружений Кремля, тем более всей Москвы. Но все понимают – это только начало. Будет вся столица белокаменной.

Иван III замышляет большую стройку на Боровицком холме и в других уголках Москвы. Но мастеров не хватает. Аристотель теперь занимается литьём пушек и колоколов - так велит Великий князь. Пушки надобны для побед, а колокола для радости народной. Мудро.

Князь отправляет посольства к итальянцам и немцам за мастерами. Иностранные зодчие размышляют шибко долго, не решаются. Тогда Великий князь зовёт псковичей и они, через 5 лет, весной 1484 года возводят в Кремле храм Благовещения.

Итальянские зодчие в 1485-м начинают строить кремлёвские стены и башни. Итальянцы приезжают в Москву в разное время и выполняют свою работу только через 10 лет. Окончательное оформление всего (рвы, пруды и т.п.) великолепного фортификационного сооружения завершается только в 1508-м году.

С этого же года московские «большие бояре» начинают и себе ставить хоромы из камня. Итальянцы строят при Кремле ещё и Набережную с Грановитой палаты.

ИИ
ИИ

В 1492-м и сам Великий князь наконец-то начинает и себе ставить каменные хоромы. Только два страшных пожара в 1493-м в Кремле приостанавливают работы, и новый каменный дворец закладывается лишь в 1499-м.

Можно ещё долго и много перечислять того, что, где и когда строиться потом на Руси из камня. Все Князья Великие строили каменные церкви и дома. Но особенно отличился на этом поприще Василий III. А во времена Ивана Грозного было основано очень много каменных городов по всей Руси Московской.

Храм Василия Блаженного

Иван IV Васильевич, в 1550-м году, идёт походом на Казань, но не берёт её по своей неопытности. В 1552-м Иван Грозный решает ещё раз взять Казань и город русские в этот раз берут успешно.

Все победы русского воинства под Казанью в столице отмечаются с размахом. Одерживается 7 побед и в столице по этому поводу возводятся 7 храмов. Победы воодушевляют и раскрепощают творческую мысль. Зодчие понимают их значимость.

Царь восхищён красотой храмов и смелостью творческой мысли мастеров. Он приказывает мастерам Барме и Постнику строить вместо деревянных точно такие же каменные церкви.

ИИ
ИИ

Мастерами сооружается для всех храмов одно общее основание и возводят на нём каменные храмы. Получается чудо чудное – храм «оригинальнейший во всём свете по своей архитектуре…».

На склоне холма такое великолепие могут возвести только очень смелые люди в момент небывалого по силе вдохновения. И эти люди – русские!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Подпишитесь на канал чтобы не пропустить, потому как в следующей публикации мы с вами уже будем говорить о русской иконописи...

Все статьи по данной теме я разместил для вашего удобства в одной подборке:

РУССКИЕ | Война и Homo Sapiens | Дзен

Помощь белгородским пограничникам: СБЕР 2202 2083 3364 1968