18 октября 2024 года на сцене ДК «Металлург» зрители услышали и увидели великолепную постановку «Танго в тени», посвященную традиционному для Аргентины жанру танго.
Где, когда, в каких условиях зародилось танго, в чем его эмоциональность и притягательность, какой путь прошло «непристойное» аргентинское танго, прежде чем стало классикой, хрестоматией всех современных парных направлений и мировым культурным наследием – обо всем этом мой сегодняшний рассказ.
Родина танго
В Аргентине танго распространено в относительно небольшом регионе Рио де ла Плата. Формально регион именуется рекой (рио), на одном берегу которой расположена столица Аргентины Буэнос-Айрес, а на другом – столица Уругвая – город Монтевидео.
Именно для портов региона Рио де ла Плата, главными из которых являются Буэнос-Айрес и Монтевидео, характерно танго. Вне этой территории танго танцуют в Росарио (провинция Санта Фе, родина Че Гевары).
Несмотря на довольно узкий ареал распространения танго, существует несколько версий того, где же именно возник танец. По одной версии танго родилось в самом Буэнос-Айресе, по другой – в его пригородах. Третья версия называет родиной танго столицу Уругвая Монтевидео, четвертая указывает даже на Росарио. Однако во всем мире танго известно именно как аргентинское. И сложно представить родиной танго другую страну, кроме Аргентины, и другой город, кроме Буэнос-Айреса, жители которого с точностью до района и улиц могут указать место рождения танго – угол улиц Суарес и Некочеа в районе Ла Бока в Буэнос-Айресе.
Днем рождения танго считается 29 сентября 1897 года: его публично исполнили в Буэнос-Айресе в театре «Олимпо» на премьере спектакля «Креольский суд».
История танца
Насколько не прост сам танец, настолько же не проста его история. Историю танго без истории Аргентины и волн эмиграции, которые пережила эта страна, понять невозможно.
В XVIII веке территория будущей Аргентины, в том числе Рио де ла Плата, была колонизирована испанцами. С началом войны за независимость Аргентины от испанских колонизаторов началась отмена рабства. В 1816 году была провозглашена независимость Аргентины от Испании, а окончательно рабство в стране было отменено в 1860 году. Хронологически почти сразу после отмены рабства начинается и не одно десятилетие длится эмиграция в Аргентину.
Эмигранты ехали «осваивать целину» Аргентины со всех концов Европы: итальянцы, евреи, немцы, поляки, испанцы, швейцарцы, французы, украинцы, немцы Поволжья, хорваты, валлийцы, шотландцы, ирландцы, русские. В середине XIX века в столице Аргентины проживало 200 тысяч человек, в 1903 году – 900 тысяч, в 1906 году перевалило за миллион, в 1914 году в городе уже проживало 1 миллион 500 тысяч человек.
К концу XIX века половина населения Буэнос-Айреса состояла из эмигрантов всех мастей. Резкой урбанизации всей Аргентины и провинции Рио де ла Плата способствовал не только процесс эмиграции, но и процесс притока сельских жителей в города. В городе эмигранты соприкасались с местным коренным населением и потомками испанских колонизаторов, за пределами города - с культурой гаучо.
Вот в этом уникальном месте - в портовых районах Рио де ла Плата, в это уникальное время – эпоху эмиграции, больших возможностей и новой жизни, и возникло танго. 40 лет – в период с 1890-х по 1930-е годы, когда в Буэнос-Айрес прибыла вся эта лавина эмигрантов, были самыми важными в истории танго. Потому что первые два десятилетия стали эпохой синтеза танго из музыкальных культур эмигрантов, а два вторые – эпохой расцвета, «золотым веком» аргентинского танго.
Место встречи
Происхождение слова «танго» отсылает нас примерно к середине XVIII века. Аргентина как страна в те годы еще не существовала, в Южной Америке тогда активно хозяйничали испанцы. Все испанские колонии населяли чернокожие африканские рабы, которых из Африки испанские колонизаторы тысячами поставляли на территорию Южной Америки.
Слово «танго» в африканских языках в буквальном переводе означает «место встречи», «место сбора» – так обозначали территорию, где африканские общины собирались для своих ритуальных плясок. Африканские рабы в колониальной Южной Америке использовали это слово в этом же значении.
Еще словом «танго» или «тамбо» называли разновидность барабанов, под звуки которых и проводили свои музыкальные собрания афро-южноамериканцы. Хотя отличительной особенностью танго-музыки является как раз почти полное отсутствие ударных.
Существует и другая версия происхождения слова «танго»: с португальского «tanguere» означает «прикасаться».
«Грустные мысли, облеченные в форму танца»
Аргентина вобрала в себя огромное количество народу почти со всех континентов, чьи культурные и музыкальные традиции во всем своем великолепии и разнообразии выразились в прекрасной музыке, текстах и танце.
В корнях танго можно выделить несколько направлений музыкальной культуры, среди которых: андалузское танго, кубинская хабанера, афро-уругвайское кандомбе, милонга и даже европейские мазурка и полька.
Буквально в двух словах о незнакомых составляющих танго.
Андалузское танго или «танго-фламенко» родилось, когда на Кубе (тогда испанской колонии) испанское фламенко пересеклось с кубинской хабанерой.
Кандомбе, больше характерное для территории Уругвая, – это тоже наследие черной Африки, которому примерно 200 лет, и сложно сказать, представителям какого конкретно племени принадлежит его авторство. Справедливо говорить о слиянии культур разных африканских племен на чужбине и формировании нового культурного феномена.
Милонга – это типичный для Аргентины и Уругвая народный музыкальный жанр, типичный именно для сельской местности, для культуры гаучо. Слово «милонга» африканского происхождения, выходит из языка банту - языка африканских племен, населявших, в частности современную территорию Анголы. Чернокожих рабов в Бразилии, Аргентине и Уругвае, привезенных из этих земель, было предостаточно.
Эта гремучая смесь абсолютно не сочетаемых на первый взгляд вещей (например, мазурки и кандомбе) привела к появлению музыки и текстов, которые по выражению выдающегося аргентинского композитора и драматурга Энрике Сантоса Дисеполо, сложились в «грустные мысли, облеченные в форму танца».
Вот что о соединении разнородных музыкальных элементов танго говорит музыкант Хуан Карлос Касерес:
«В основе танго 3-и основных направления: кандомбе из Ла Плата, кубинская хабанера и милонга родом из Бразилии, достигшая берегов Буэнос-Айреса. Танго – это музыкальный синкретизм, основанный на этих трех столпах и европейском влиянии».
Кстати, Буэнос-Айрес – сокращенное название города. Полное название на русском языке звучит так: город Пресвятой Троицы и порт Богородицы Святой Марии Добрых Ветров.
«Буэнос-Айрес стал последним портом в мире для многих художников и музыкантов, которые по пути туда собирали всю музыку, которую встречали в портах по дороге» © Хуан Карлос Касерес
Мужской танец
Изначально танго было чисто мужским танцем в самых низших слоях общества Аргентины. Тогда население Буэнос-Айреса практически на 90% состояло из мужчин. Потому что обустраиваться на новом месте и зарабатывать ехали мужчины, женщины в основном оставались на родине. Чтобы показать свою силу и ловкость, они устраивали поединки под музыку. В танце было важно перехватить инициативу: кто одерживал верх и начинал вести другого – тот и выигрывал. Так танцевали мигранты, приехавшие в Аргентину в основном из Испании и Италии.
Это был популярный вид досуга для рабочего класса. По выражению Борхеса «в танго дуэлянты словно примериваются друг к другу: кто кого, и в воздухе незримо взблёскивает наваха».
«Только не отведи глаз»
Появляются неписаные правила поведения при танцевании. На танец в аргентинском танго приглашают взглядом. Мужчина должен посмотреть на выбранную им партнершу и важно, чтобы она уловила взгляд. У нее есть выбор: согласиться – причем тоже взглядом, либо отказать, если партнер ей не нравится. Приглашать напрямую считается дурным тоном.
Позиция дамы в этой ситуации вполне активна, она также может «искать» взглядом мужчину, но приглашает всегда кавалер. Кстати, держать взгляд нужно до тех пор, пока партнер не подойдет. Ведь если вы отвернулись, ушли с «прямой», это значит, что вы передумали. Общепринятое название этого ритуала – кобесео. На заре своего появления за приглашение дамы на танец с руки в кабаке могли запросто пырнуть ножом – той самой навахой, о которой говорил Борхес.
Грязные танцы
Танго было рождено в бедных портовых кварталах Буэнос Айреса в так называемых академиях – ночных центрах, куда люди приходили развлечься, отдохнуть, пообщаться, выпить вина, послушать музыку, потанцевать. Изначально эти академии создавались африканцами для танцевания кандомбе.
Самая старая подобная «академия» датируется 1830-м годом. Количество подобных увеселительных заведений постепенно росло, как росло и количество заведений «распивочно и на вынос», маскирующихся под такие академии, а часто сочетающих в себе функции кабака и борделя. Именно в этих последних «академиях» в атмосфере максимальной близости мужчины и женщины и возникло то, что мы знаем, как современное аргентинское танго.
Постепенно к танцам приобщались проститутки. Отсюда и наряд женщин-тангерос: узкое платье с умопомрачительным разрезом, сетчатые чулки, вызывающе декольтированная блузка и туфли на шпильках. Так что отчасти танго обязано своим распространением и многочисленным борделям рабочих предместий.
Но даже танго тех времен нельзя сводить только к борделям и сексуальным отношениям. В среде эмигрантов-мужчин не нордического темперамента пышный расцвет публичных домов легко объясним. Будучи почти непременным музыкально-эмоциональным атрибутом заведений подобного рода, танго рождалось все-таки не в них.
Оно рождалось в увеселительных заведениях, кабаках и «академиях», из которых и было экспортировано в бордели, где обрело часть танцевальных фигур вполне определенного значения и фривольные тексты. Но говорить, что танго вышло из борделя – значит не принимать во внимание богатство музыкальной культуры, лежащей в основе танца.
Танго под запретом
Рождалось танго в трущобах, портах и борделях Буэнос-Айреса не как танец для высшего общества, а как танец для всех – и портовых бедняков, и бордельных проституток, и рабочих, и людей «среднего класса».
Высшее общество считало танго неэстетичным и грязным. К тому же аристократы-землевладельцы не принимали чужую и непонятную им городскую моду. Известные литераторы конца XIX-начала XX века не стеснялись в выражениях, «обличая» порочную природу танго. Уже упомянутый Хорхе Луис Борхес называл танго «греховным порождением жестокого преступного мира».
В Европе танец тоже долго не признавали. В Италии его считали недопустимым при дворе, а кайзер Германии Вильгельм II запретил танцевать танго прусским офицерам.
«Кайзер сделал все возможное, чтобы не дать немецким мужчинам уподобиться низкой чувственности чернокожих и метисов. Танго – это танец, танцуя который невозможно сохранить порядочность ни в малейшей мере. Порядочность в танго потерпела кораблекрушение, и именно по этой причине Вильгельм II и запретил его офицерам в форме»,
– так открыто поддержал кайзера Ватикан.
В России запрет распространялся не только на военных, но и на артистов балета.
Запреты на танго в Европе говорили только об одном – танец дико популярен. В Старом Свете число поклонников танца страсти только росло. В 1912 году в Лондоне после показа танго на экране начался настоящий танго-бум, появились чайные танго-салоны. В 1913 году мода на танго перекинулась на Америку и стало началом самой продолжительной танцевальной моды в США. А на родине, в Аргентине, танго прижилось только после того, как завоевало любовь парижан.
1 февраля 1924 года Казимиро Айн (выигравший первый чемпионат мира по танцам в Париже в 1920 году) со своей партнершей Скотто в Тронном зале Ватикана танцевали для Папы Римского Пия XI танго «Аве Мария». Через каких-нибудь 10 лет церковь, которая танго терпеть не могла, запрещая его и одобряя подобные запреты, официальным голосом Ватикана скажет: «Ничего страшного в этом вашем танго нет, только разговоров было много».
Этапы большого пути
На протяжении своего столетнего пути танец прошел несколько этапов, первым из которых был этап примитивизма (до 1890) – период становления и появления первых композиций, еще даже не до конца танго, но уже имеющих его черты. Первые настоящие танго, еще без слов, рождались в академиях, чтобы окончательно сформироваться к концу XIX столетия. Не было бы у нас никакого танго, если бы не негры Котонго и Бенгела – завсегдатаи одной из академий и фактически изобретатели многих движений, и пианист одной из академий Алехандро Вилела.
С рубежа веков и до середины 20-х годов (1890-1925) длится этап «Cтарой гвардии». В этот период танго формируется окончательно как стиль, приобретает характер самобытности, выходит из борделей и беднейших кабаков с земляным полом на большую сцену, проникает в Европу. Сами музыканты «старой гвардии» именовали то, что они играют, «креольским танго», а «король танго» Карлос Гардель, впервые спевший танго на публике и подруживший музыку танго с поэзией, получил прозвище «Креольский дрозд».
Происходящее на танцполах Европы уже в 1913 году журналисты и обозреватели европейских газет называли «тангоманией». Не обошла мода на танго и молодую Советскую Республику: в СССР со временем появился свой «король танго» – незаслуженно забытый сегодня композитор Оскар Строк. В последнее десятилетие XIX века танго стало напоминать то самое танго, которое мы видим сегодня.
Это время предвосхитило появление «Новой гвардии» (1925-1940) и «Золотого века танго» (1940-1955), длившегося до 40–х годов XX века. В это время мелодии становятся максимально лиричными, меланхоличными или, наоборот, динамичными и неистовыми; рождаются потрясающие тексты музыки танго о любви, женщинах, жизни и смерти. Танго прописывается в высшем свете Аргентины, выходит на широкую международную сцену, прочно входит в европейские и американские салоны.
Во времена военной диктатуры о танго практически забыли. 50-60-е годы стали «роковым десятилетием» в истории танго.
Этап Авангарда (1955-1970) знаменует новый взлет во многом благодаря Астору Пьяццолле, композиции которого буквально вытащили танго из забвения. Кстати, его танго «Зима в Буэнос-Айресе» звучало 5 июля 2024 года в Ижевске на 67-м фестивале искусств «На родине П.И. Чайковского» в исполнении «Солистов Москвы» Ю. Башмета.
Современность (1970-2000). В конце 1990-х сильно изменилась техника танца. Прежде ведущим в паре был мужчина, теперь партнерша не только следует за ним, но и выполняет самостоятельные па. Стиль канженге, характерный для борделей и публичных домов из-за своей сексуальности, уступил место стилю, известному как танго-салон или tango de pista (танго по дорожке). Категория tango de pistaсегодня – официальная категория чемпионата мира по Аргентинскому танго, который с 2003 года ежегодно проходит в Буэнос-Айресе.
На рубеже 90-х-начала нулевых танго окончательно возвращается на танцплощадки Буэнос-Айреса, Монтевидео, а следом за ними и мировые танцполы. Танго оживает, а вместе с ним оживает настоящее эмоциональное человеческое общение. Слова, музыка, движение. В 2010-х годах танго повторно завоевывает планету.
Культурное наследие
30 сентября 2009 года ЮНЕСКО включило аргентинское танго – как совокупность музыки, танца, поэзии и самобытных традиций региона Рио де Ла Плато – в список нематериального культурного наследия человечества. Оно отвечает всем требованиям:
- передается от поколения к поколению;
- постоянно исполняется в сообществах любителей и профессиональными танцевальными группами;
- обеспечивает взаимодействие танцоров с природой и историей;
- внушает своим поклонникам чувство идентичности и преемственности;
- развивает уважение к культурному разнообразию и творчеству;
- совместимо с существующими инструментами международного права.
«Каждое танго – это прощание» © Янина Ипохорская
Из чего же состоит собственно танец. Основа танго – близкое, очень близкое объятие, и шаг. Хореографическое объятие перешло в танго из вальса. Однако объятия тангерос (людей, танцующих танго) гораздо теснее, ближе и интимнее вальсового.
Основная идея, лежащая в танце – идея ведения-следования, когда мужчина движениями своего тела задает направление и мысль, а женщина подхватывает их. Ведение партнерши – это не перемещение ее в пространстве, а перемещение самого себя так, чтобы партнерша поняла вас. И важнейшее умение для мужчины – умение слышать и слушать свою партнершу. Потому что танец – это диалог, а не монолог. И крайне важно услышать тот момент, когда женщина начнет с вами говорить и не пропустить его. Все, как в жизни.
Характерная особенность танца – его импровизационность. Никогда не знаешь, как станцуешь следующую фразу или мелодию. Тут нет заученных схем и общепринятых решений. Танец никогда не пишется и не строится заранее - он рождается каждый раз по новой, здесь и сейчас. Опять все, как в жизни.
Танго зашло и вышло из борделей более 100 лет назад и фактически туда больше не возвращалось. Поэтому танго – это не танец сексуальности, это танец эмоциональности. А расхожее клише, что танго – вертикальное выражение горизонтальных желаний, не отражает сути танца.
Мои ассоциации
Когда я слышу устойчивое словосочетание «Аргентинское танго», в моем ассоциативном ряду человека, занимавшегося фигурным катанием, моментально возникает «La Cumparsita» («Кумпарсита») и одноименный показательный танец Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова в постановке Е.А. Чайковской в далеком 1976 году. Знаменитейшая «La Cumparsita» Херардо Мато Родригеса, посвященная обычным танцорам карнавала (comparsa – статисты, подтанцовка), считается вершиной всего аргентинского танго. Танго, созданное спортсменами и тренером, является маленьким шедевром под стать музыке.
«Кумпарсита» в исполнении дуэта Наталья Бестемьянова-Андрей Букин принесет им золото на Олимпийских играх 1988 года в Калгари.
Майя Усова и Александр Жулин танцевали «Аргентинское танго» на чемпионате мира в Париже в 1989 году и стали серебряными призерами. В качестве показательного танца на Олимпийских играх в 1994 году танцевальная пара исполнила «Red Flower Tango» («Танго красной розы») Астора Пьяццоллы, в 1995 году в Лондоне на Гала-концерте - божественное «Oblivion» («Забвение») все того же Астора Пьяццоллы.
Под музыку Мариано Мореса «Tanguera» (тангера – танцовщица танго) российская пара Оксана Грищук и Евгений Платов на Олимпийских играх 1998 года в Нагано завоевала золото в «Танцах на льду». Хореографию им ставили аргентинские хореографы Гильермина Кирога и Роберто Рейс.
Под знаменитое «Amore» венгерского скрипача и композитора Эдвина Мартона Евгений Плющенко стал шестикратным чемпионом Европы по фигурному катанию в 2010 году, несмотря на почти четырехлетний перерыв в спортивной карьере.
Конечно, я выбирала показательные номера и программы на свой вкус. Но думаю, вы разделите со мной мое мнение, посмотрев эти шедевры еще раз.
«Одна, но пламенная страсть»
Современная интерпретация особенного мира танго в постановке танцора и хореографа Маркоса Айалы, его партнерши Паолы Камачо и 10 танцоров свидетельствует о том, что танго, пройдя периоды становления, «золотого века», упадка и воскрешения, живо. И не просто живо, а, несмотря на свой вековой юбилей, остается самым красивым из всех социальных танцев.
Выразительная пластика, эффектные размашистые движения, сложные вращения, сплетения ног, изысканные позы, акробатические поддержки, органичное слияние музыки и хореографии – все свидетельствует о высочайшем профессиональном мастерстве. Но покоряет не столько даже высочайший профессионализм, сколько страстное и вдохновенное исполнение артистов.
Музыка и танец, одухотворенные и наполненные жизнью, обладают неотразимой силой воздействия на современников и будут интересны будущим поколениям.