Найти в Дзене
(Не)Страшная Школа

Задание 6 ОГЭ по русскому

Недавно в комментариях к одной из статей о том, как решать легкие задания ОГЭ по русскому языку, меня спросили о 6 задании. Я долго откладывала эту статью, потому что, признаюсь, терпеть не могу это 6 задание, но раз спрашивают, попробуем разобраться. Первое и главное, что хочу сказать: если с русским языком у вас плохо и вы пытаетесь просто сдать или натянуть на 4, наплюйте на это шестое задание. Плюс/минус один балл погоды не сделает. Сработает интуиция – отлично, нет интуиции – лучше сосредоточиться на подготовке к тем заданиям, материал по которым реально освоить, если до 9 класса вы русский язык открывали пару раз и то по большой нужде. Если же все-таки правила где-то с 5 по 7 класс вы учили, то шансы есть. Что же это за задание такое противное? Давайте посмотрим* -------------------------------------------------------------------- Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1)  РАССТ

Недавно в комментариях к одной из статей о том, как решать легкие задания ОГЭ по русскому языку, меня спросили о 6 задании. Я долго откладывала эту статью, потому что, признаюсь, терпеть не могу это 6 задание, но раз спрашивают, попробуем разобраться.

Первое и главное, что хочу сказать: если с русским языком у вас плохо и вы пытаетесь просто сдать или натянуть на 4, наплюйте на это шестое задание. Плюс/минус один балл погоды не сделает. Сработает интуиция – отлично, нет интуиции – лучше сосредоточиться на подготовке к тем заданиям, материал по которым реально освоить, если до 9 класса вы русский язык открывали пару раз и то по большой нужде. Если же все-таки правила где-то с 5 по 7 класс вы учили, то шансы есть.

Что же это за задание такое противное? Давайте посмотрим*

--------------------------------------------------------------------

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  РАССТАВЛЯТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2)  РЕШЕНА (задача)  — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3)  ПРИКАСАТЬСЯ  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4)  (устал от) НЕУДАЧ  — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5)  (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ  — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

--------------------------------------------------------------------

Даны пять слов. Все слова написаны правильно. А вот объяснения, почему они именно так пишутся, верно даны только у 2-3 слов. Да, в этом задании обычно 2-3 ответа, поэтому если у вас получился 1 или 4, то это точно не то, что нужно.

Сперва разберу данное задание, а потом будем разбираться, что же вообще требуется для его правильного решения.

В данном выше задании правильные варианты: 1,5. А с остальными что не так?

2) «решена» - это не прилагательное, а краткое причастие. То есть ошибка в объяснении может быть уже на этапе определения части речи, и дальше можно вообще не читать.

3) чередование гласных в корнях кос-кас зависит не от лексического значения. Иногда (чаще всего) для решения задания нужно правда знать правила с 5 по 7 класс.

4) «неудача» является существительным 1 склонения, а не 3, как нам там пытаются сказать. Таким образом, видим, что здесь требуется ориентироваться еще и в морфологических признаках слова.

Теперь становится понятно, за что не любят 6 задание. Для него нужно знать вообще все про правописание русского языка. Кошмар какой-то. Обычно в своих статьях про ОГЭ я очень люблю успокаивать учеников и их родителей и придумывать какие-то лайфхаки про то, как проще это сделать. Увы, тут мои хитрые лайфхаки заканчиваются на втором абзаце данной статьи: «ничего не знаешь – наплюй». То есть напиши любые 2-3 цифры, какие понравятся. ПОЖАЛУЙСТА, не оставляйте пустые поля для ответа. Ну вдруг все же повезет и интуиция в этот день будет на вашей стороне? А если этот вариант таки не нравится, то придется вспоминать и учить. Ниже я приведу список того, что нужно знать для решения 6 задания, и постепенно на канале будем с этим разбираться.

1) Отличать части речи друг от друга. Подробнее об этом уже было в этой статье.

2) Знать морфологические признаки каждой части речи.

Как узнать? Гуглите, например, «морфологический разбор существительного», читаете, что там должно быть, и если что-то из этого не знаете, то гуглите уже это. Например, у существительного, как вы можете увидеть в шаблоне морфологического разбора, существует начальная форма, род, склонение, число, падеж. Все ли это вы знаете? Если забыли, сколько склонений и как их отличать, то следующий ваш поисковый запрос «склонения существительных».

3) Повторить (ну или выучить) следующий, довольно большой, список тем:

- приставки пре/при, приставки на з/с

- чередующиеся гласные в корнях слов

- слитное и раздельное написание «не»

- н/нн в разных частях речи

- дефисное написание слов

- слитное/раздельное/дефисное написание пол/полу

- ь после шипящих

- ь и ъ разделительные знаки

- спряжение глаголов и что от этого зависит (окончания глаголов, суффиксы причастий)

- написание сложных существительных

- не/ни

- о/е после шипящих, ы/и после ц

Итак, подытожим. Мои советы:

- Основательно беремся за подготовку к 6 заданию, если во всем остальном уже уверены.

- Если не уверены, но очень хочется попробовать, то хотя бы один раз читаем упомянутые выше правила.

- Если не очень уверены и правила читать лень, то хотя бы раз читаем комментарии к разбору заданий на сайте СДАМ ГИА*

Ну и, конечно, оставайтесь на канале, какие-то из перечисленных правил непременно разберем.