Найти в Дзене
Я такая есть

"Жива ли мать" Вигдис Йорт. Осторожно! Вскроет раны отношений с матерью

Оглавление

Знаете, тема матери и дочери для меня непроста. Настолько непроста, что я долгое время старалась запечатать боль от своих отношений в сундук и отправить его на дно морское. Забыть о ней, сделать так, чтобы она не мешала жить.

Но это неправильно. Если мы забрасываем неудобные чувства в глубину подсознания, они никуда не деваются. Так и остаются там, кровоточат, но скрыто. Достать их оттуда и исцелить в этом случае гораздо сложнее.

В этом мне помогла книга Вигдис Йорт «Жива ли мать». Достать наружу весь клубок эмоций по отношению матери вместе с монологом героини. По мере того, как я читала книгу, мои чувства потихоньку распечатывались, и я ощущала освобождение. В буквальном смысле начинала дышать полной грудью.

-2

Отношения главной героини книги, Юханны с матерью похожи на мои. Мои действия тоже никогда не одобрялись мамой. Она тоже считала все, что я делаю, не заслуживающим внимания. Она тоже, как и мать Юханны, никогда не была эмпатична ко мне, никогда не вникала в мои чувства и не была со мной заодно. Я ей не нравилась. А еще она точно так же считала меня хуже, чем я есть на самом деле.

Героиня все повествование зацикливается на матери: спрашивает себя, что она сейчас делает? Что чувствует? А вдруг думает обо мне? Так и я большинство аспектов своей жизни соотносила с тем, что скажет об этом мама.

Эта похожесть подкупила меня с первых строк чтения книги. Я читала ее понемногу, и чувствовала как запечатанные с детства чувства собственной ненужности, неправильности, материнской нелюбви поднимаются с души и потихоньку растворяются. Это было очень приятное освобождение.

О чем книга

Вигдис Йорт, автор
Вигдис Йорт, автор

Юханна уже много лет не общалась с семьей, которая оборвала с ней связи. Вырастив сына и похоронив мужа, уже немолодая женщина возвратилась в родной город и позвонила матери. Та не взяла трубку.

Повествование идет в виде монолога главной героини, вспоминающей события, которые привели ее к разрыву с матерью. Это вдумчивый, пронзительно искренний внутренний монолог: как если бы она села на балконе с чашкой чая и, нервно постукивая по ней кончиками пальцев, прокручивала в голове одни и те же навязчивые мысли.

Что сейчас делает моя мать? Может быть, она обо мне думает? Или на самом деле вычеркнула из своей жизни? Осталась ли в ее душе любовь ко мне? А была ли она вообще?

-4

Юханна вспоминает события из детства и юности, которые привели к разрыву с матерью. Она выбрала другую профессию, другого мужчину и, осуждаемая родными, уехала из города. Окончательному разрыву поспособствовала написанная ею двусмысленная картина, оскорбившая чувства матери. Из-за личных обид Юханна не приехала на похороны отца, чем вызвала бурное негодование семейства. После этого мать и сестра перестали общаться с Юханной, вычеркнув ее из жизни.

Стиль повествования

Язык писателя не совсем традиционный. В книге очень мало диалогов, каких-то последовательных событий, активных действий. Все повествование строится на неторопливых размышлениях главной героини, которые как будто ходят по кругу. Касаются они одних и тех же людей — матери и иногда сестры. Этими цикличными, навязчивыми мыслями Юханна словно пытается разрешить внутренний конфликт, годами зревший внутри.

Сейчас у матери в шкафу только одиннадцать китайских фарфоровых чашек, если, конечно, никто больше не разбивал их с тех пор, как я разбила тринадцатую. Возможно, мать то и дело разбивает китайские фарфоровые чашки, теперь они принадлежат только ей, я представляю, как она из всех сил швыряет их об пол, зрелище радостное, мать избавляется от скелетов в шкафу, но на кого направлен ее гнев, на меня?

Женщина все время возвращается мыслями к тому, что сейчас делает ее мать. Как она ходит? Как говорит? Изменился ли ее характер с тех пор, как она ее видела в детстве? Она обдумывает: нужно ли им встретиться? Пытаться восстановить отношения? Будет ли мать рада этому? Или она вычеркнула ее из памяти насовсем?

-5

Измучившись, Юханна предпринимает активные действия для встречи с мамой. Чем они закончились, говорить не буду, чтобы не снизить интерес к чтению. Скажу только, что то, как женщина подошла к решению родительско-детской проблемы, мне не понравилось. Да и сама Юханна на последних страницах книги отметила, что ей это не помогло.

Мать во мне мертва, однако порой она шевелится, - сказала она.

Больше, чем встреча с матерью, женщине помог бы грамотный психолог, который бы деликатно и менее болезненно освободил ее от груза родительской нелюбви. К сожалению, для многих из нас это миссия порой длиною в жизнь, но что поделать? Так живем мы, так жили наши родители, и многие проблемы мы передаем своим детям, хотя сами этого не желаем.

... с нему на спине мать, ноша нелегкая, мать натирает мне плечо, - пишет Вигдис Йорт.

Книга — целый сборник размышлений на тему отношений детей с родителями. В ней очень много боли отверженного, покинутого ребенка, одиночества. Прекрасные описания природы с любовью к животным, растениям, искусству. Тяжелая, но атмосферная и целительная книга.

Я читала ее понемногу, по нескольку страниц, и только тогда, когда была морально готова выдержать наплыв эмоций по отношению к собственной матери. Если была чем-то расстроена, чувствовала слабость, грустила, брать книгу не рисковала — моя психика бы утонула под переживаниями. Но страница за страницей я глубоко дышала, проживала обуревавшие меня чувства — и освобождалась. Спасибо Вигдис Йорт за эту прекрасную возможность.

Еще рецензии на книги и фильмы на канале:

Честный отзыв о книге Алины Адлер "Ты в порядке. Как нельзя с собой и не надо с другими".

"Говори"с Кристен Стюарт. Фильм, который научит подростка рассказывать о своих чувствах

Если не получается принять свое тело, смотрите фильмы. "Любовь по вызову"