Вторжение шотландцев
К середине лета 1648 года антипарламентские мятежи в Англии были в основном подавлены или купированы – парламентская армия осаждала последние очаги сопротивления. На что же еще надеялись роялисты? Ответ прост: на шотландцев.
Те долго вели переговоры с Карлом I. И возможно сожалели, что так дешево продали его парламенту полтора года над. Шотландия стремилась распространить на весь остров свою веру, свой Ковенант. Парламент же, подпавший под влияние индепендентов этого ни в коем случае бы не допустил.
Так и срослись интересы Карла I и роялистов Англии с интересами шотландцев.
Впрочем, не всё благополучно обстояло и в самой Шотландии. Всю первую гражданскую войну там шла своя небольшая гражданская война. Не было единодушия и в 1648 году. В шотландских верхах произошел раскол.
Расхождения, как часто бывало, базировались на религиозной основе. В Шотландии господствовали две религиозные партии: крайне пресвитериане (партия Кирка или партия Церкви) и более умеренная партия Энгеджеров (от слова Engagement - обязательство, договор).
Именно Энгеджеры вступили в контакт с Карлом I и заключили с ним соглашение. Это соглашение как греховное отвергла партия Кирка. Но власть находилась в руках не у нее. Энгеджеры приняли решение выступить с оружием в руках на стороне Карла I.
Победителям пришлось уволить из армии сторонников партии Кирка. А это были самые опытные офицеры во главе с самим Лесли. Таким образом шотландская армия вторжения летом 1648 года по боевым качествам значительно уступала армии, принимавшей участие в Первой гражданской войне.
Но как бы то ни было, а 8 июля 1648 года шотландская армия Гамильтона перешла границу.
Кампания на севере
Выступи шотландцы парой месяцев раньше – и парламенту Англии пришлось бы туго. По всей стране полыхали восстания. Армия была разбросана. На территории страны хватало опорных пунктов, удерживаемых роялистами.
Но в июле 1648 года обстановка изменилась. Основные армии роялистов в Уэльсе и Кенте были разбиты. В Уэльсе держался лишь замок Пембрук. Осаждаемый Кромвелем, в Эссексе Колчестер, осаждаемый Фэрфаксом, на севере замок Понтефракт, осаждаемый полковником Росситером да в Кенте еще держался Дил.
Ближе всех к шотландцам располагался Понтефракт. Чтобы вторгшиеся по западному побережью шотландцы не подошли к замку и не сняли с него осаду, Кромвель между армией вторжения и Понтефрактом поставил конный корпус Джона Ламберта.
Корпус был относительно мал. Но он был маневренный и находился на своей территории. Да и во главе его стоял опытный офицер.
Джон Ламберт родился в 1619 году. Представитель мелкого йоркширского дворянства. Отец его разорился, но старый друг семьи смог оплатить обучение Джона в Кембридже.
С началом первой гражданской войны Ламберт присоединился к войскам Фэрфаксов, то есть встал на сторону парламента. Участвовал во многих боях. В частности, в обороне Халла и в сражении при Марстон-Муре.
Поскольку командир Ламберта Томас Фэрфакс стал командующим Армией новой модели, его протеже получил повышение и представлял интересы патрона на Севере. Кого как не этого знатока Севера и назначать командиром корпуса, действующего против шотландцев?
Отметим: если Айртон был человеком Кромвеля, то Ламберт – человек Фэрфакса.
Итак, шотландцы медленно (среднесуточный марш 4-5 км) двигались на юг. Иногда пытались отдельными частями пробиться к Понтефракту. Ламберт двигался параллельно армии вторжения и пресекал ее поползновения в восточном направлении.
Кромвель идет на север
Вспомним наконец про нашего Оливера Кромвеля. Он своевременно завершил осаду Пембрука – замок сдался 11 июля. У Кромвеля оставался шанс на опережение шотландцев, если они и дальше будут двигаться со скоростью черепахи. Правда, его собственные войска должны лететь с невероятной для Нового времени скоростью.
И они полетели. 500 км армия Кромвеля преодолела за 33 дня. Солдаты оборвались в пути, изголодались, были босы. Но они появились в нужное время в нужном месте.
Более того, их генерал Кромвель не терял времени и рассылал приказы. Он затребовал артиллерию из Халла. Заменил ополченцами опытных солдат из осаждающей Понтефракт армии.
Дав трехдневный отдых своим вымотанным солдатам, Кромвель 13 августа сблизился с Ламбертом. В их соединенной армии насчитывалось до 9 тысяч человек. Из них порядка 6 тысяч – конница. Те самые железнобокие – ударная сила Армии новой модели.
Шотландская армия вторжения насчитывала до 20 тысяч человек. Но, во-первых, качеством солдаты Гамильтона уступали солдатам Кромвеля. Во-вторых, Гамильтон безбожно растянул войска на марше, и англичане получили возможность бить противника по частям. А Кромвель был не из тех, кто упускает подарок судьбы.
Сражение при Престоне
16 августа силы Гамильтона двигались на юг. Они состояли из трех основных группировок. Самая южная – конница Мидльтона уже миновала городок Престон, стоящий на реке Риббль. Пехота Лангдейля собиралась утром 17 августа пройти через город. И далеко на севере медленно полз корпус Монро.
Шотландцы даже не подозревали, что Кромвель находится где-то рядом. В их представлении преодолеть за месяц расстояние от Уэльса было просто немыслимо.
Кромвель воспользовался моментом. На рассвете 17 августа, когда пехота Лангдейля выстроилась в колонну и двинулась к Престону, конница железнобоких обрушилась на хвост и фланг ползущей по дороге пехотной кишки.
Шотландцы Лангдейля были рассеяны внезапной атакой. Впрочем, некоторая их часть уже пересекла мост через реку Риббль. Вот за эти переправы и разгорелся основной бой. Через четыре часа с корпусом Ланглдейля было покончено.
Кромвель буквально разрезал шотландскую армию надвое. Остатки отрядов Лангдейля бежали на юг к Мидльтону. Монро остался на севере.
Англичане привели себя в порядок и утром 18 августа двинулись на юг против Мидльтона. Тот, в свою очередь, двигался на север и был застигнут врасплох на марше. В ходе скоротечного боя его солдаты обратились в бегство.
Кромвель их энергично преследовал. 19 августа шотландцы попали в форменное окружение. С севера на них двигался Кромвель, с юга их подперло местное английское ополчение. Шотландцам оставалось или погибнуть или сдаться. Они выбрали второе.
Угодил в плен и незадачливый герцог Гамильтон. Последствия поражения для него лично были самые трагичные. После возвращения на родину его судили и приговорили к смертной казни.
Всего, согласно отчета Кромвеля, шотландцы потеряли около 2 тысяч убитыми и до 9 тысяч пленными. Это был сокрушительный разгром, положивший конец надеждам сторонников Карла I. Слава и честь пришлись на долю Оливера Кромвеля. Именно он стал едва ли не единоличным победителем во Второй гражданской войне.
Продолжение:
--------
Все материалы серии "Кромвель против короля":